UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЕЧТЫ О ДОРОГАХ

Не один инженерный ум захвачен мечтой о том, как проложить дороги через горы южноамериканского континента, железные и шоссейные магистрали, которые связали бы тихоокеанское побережье с атлантическим...

Не один инженерный ум захвачен мечтой о том, как проложить дороги через горы южноамериканского континента, железные и шоссейные магистрали, которые связали бы тихоокеанское побережье с атлантическим. Срезав таким образом огромную петлю судоходных маршрутов вокруг мыса Горн, можно было бы перевозить бразильскую сою и аргентинское мясо напрямую в порты тихоокеанского побережья Чили. А затем в эти порты привезли бы японские и корейские телевизоры и автомашины, китайский текстиль и отправили бы их по тем же магистралям в города атлантического побережья.

Аргентина начинает разрабатывать свои минеральные богатства, в частности медь. Ее медный концентрат будет выгоднее вывозить через проложенную в Андах дорогу в северные порты Чили, чем в столицу страны Буэнос-Айрес. Аргентинские садоводы с завистью смотрят на доходы Чили от экспорта фруктов и подсчитывают, сколько бы они получили от вывоза своей продукции через эту страну.

Конечно, у чилийских фермеров нет оснований приветствовать такую конкуренцию, да еще возможный импорт сельскохозяйственных вредителей и болезней растений. Но судоходные, железнодорожные и автотранспортные компании, банки и страховые фирмы Чили очень хотели бы открыть порты для такого бизнеса.

На пути стоят Анды. Среди нескольких используемых перевалов только Либертадорес имеет приличное дорожное покрытие. Однако и этот перевал, находящийся на высоте 12700 футов, из-за снега и льда фактически непреодолим в течение трех недель. Полагают, что легковые машины и грузовики можно было бы перевозить по железнодорожному туннелю, который желательно проложить значительно ниже.

Есть планы к 1997 году усовершенствовать дороги через четыре других перевала. Так, перевал Пуйеуэ мог бы стать альтернативой перевалу Либертадорес в перевозке тяжелых грузов на время, когда тот не действует, - оба находятся на юге и используются для местных перевозок. Перевал же Сико на севере мог бы стать важным элементом трансконтинентальной системы, связывающей Чили с Аргентиной и Бразилией.

Пока в Андах дешевле строить шоссейные, нежели железные дороги, поскольку тяжелые грузовики могут подниматься на высоту более 4000 метров. Существующие сейчас убыточные железные дороги ведут из чилийских портов Арика и Антофагаста в Ла-Пас, столицу соседней Боливии.

Дальше к югу горы ниже, но и торговля не столь активна. Есть план прокладки железнодорожной колеи через существующий здесь трансграничный туннель. Такая дорога соединила бы атлантическое побережье Аргентины и находящиеся здесь зерновые районы с тихоокеанскими портами юга Чили, где находятся и основные районы лесной промышленности страны.

Национальная бюрократия и международные распри затрудняют интеграцию: старая вражда еще не заглохла и может разгореться заново. 15 лет назад Чили и Аргентина чуть не начали войну, когда Аргентина захотела иметь свой собственный выход к Тихому океану через Магелланов пролив. Пассажиры и грузы, следующие через перевалы в Андах, все еще подвергаются утомительным таможенным и пограничным процедурам. Ни одна из сторон не доверяет другой. В поездах меняют на границе локомотивы. Старые привычки умирают долго, и чтобы преодолеть их, недостаточно воззрений нескольких мечтателей-проектантов.