UA / RU
Поддержать ZN.ua

Маленькая победа для большого соглашения

На новый раунд переговоров по глобальному соглашению о свободной торговле, состоявшийся в конце и...

Автор: Юлия Загоруйко

На новый раунд переговоров по глобальному соглашению о свободной торговле, состоявшийся в конце июля в Женеве, делегаты 147 стран-участниц Всемирной торговой организации (ВТО) съезжались со смешанным чувством горечи и надежды. Все понимали, что эта встреча в женевской штаб-квартире ВТО будет, по сути, последним шансом спасти положение. Выйти из тупика, в который зашли торговые переговоры после прошлогодней встречи министерств в мексиканском курортном городке Канкун. После поражения в Канкуне уполномоченные представители стран-членов ВТО почти год пытались нащупать пути к компромиссу по очень противоречивому и больному вопросу — условиям торговли сельскохозяйственной продукцией.

Прибывшие в Женеву делегаты, включая 35 министров торговли, даже определили для себя временной отрезок — неделю, чтобы договориться о снижении импортных тарифов и субсидий для производителей. В результате пятидневных заседаний, переходящих в ночные бдения, к утру 1 августа предварительное соглашение было достигнуто. Наконец-то, после трехлетних сражений между богатыми и бедными странами-членами ВТО, случилась маленькая общая победа. Однако времени на необходимые дальнейшие согласования осталось всего ничего. А потому о завершении текущего раунда переговоров о свободной торговле к концу 2004 года говорить уже не приходится.

Переговоры о либерализации мировой торговли, начатые в ноябре 2001 года на саммите ВТО в Дохе (Катар), должны были, по первоначальному замыслу, завершиться подписанием в 2004-м Всемирного торгового соглашения. Принятый и согласованный тогда план действий под названием «повестка развития» рассматривался как крупная победа. Действительно, впервые в истории ВТО проблемы развивающихся стран были вынесены в эпицентр международных торговых отношений. Но в последующие два года никакие существенные подвижки в деле реформирования мировой торговли не произошли. И потому главные надежды возлагались именно на встречу министров торговли стран-членов ВТО в Канкуне (Мексика) в сентябре 2003 года, которую также называли «последним шансом». Но переговоры министров, как известно, завершились безрезультатно. Более того, они вновь выявили глубокие противоречия между «севером» и «югом», как часто называют богатые и бедные страны мира. А в результате, по словам еврокомиссара по торговле Паскаля Лами, «проиграли все».

Кстати, накануне канкунской встречи и развитые, и развивающиеся страны-члены ВТО в своих высказываниях демонстрировали полное единодушие: либерализация торговли привела бы к росту мировой экономики, а следовательно, к снижению всеобщего уровня бедности. Однако на практике никто не продемонстрировал готовность «поступиться принципами». Каждая сторона понимала либерализацию торговли по-своему. У каждой был свой «последний бастион», который она не собиралась сдавать...

«Бедный юг» во главе с Индией и Бразилией хотел во что бы то ни стало добиться отмены экспортных субсидий. Ведь правительства развитых стран выплачивают своим фермерам почти миллиард долларов ежедневно для поддержания конкурентоспособности собственного сельского хозяйства на мировом рынке. И те же богатые страны не спешат открывать свои рынки для сельскохозяйственной продукции из третьего мира, дешевизна которой является прямой угрозой их собственному сельхозпроизводителю.

«Богатый север», со своей стороны, требовал принятия так называемого сингапурского протокола, согласно которому должны быть унифицированы права иностранных инвесторов, патентные законы и правила финансирования государственных заказов. Но развивающиеся страны побоялись, что облегчение режима для иностранных инвесторов и прозрачность правительственных контрактов полностью лишат их контроля над национальной промышленностью.

Хотя в Канкуне проиграли все, но бедные страны — больше других. Уже даже потому, что в результате всеобщего экономического спада объемы инвестиций в развивающиеся экономики, равно как и торговля с ними, уже сократились. А без «сингапурского соглашения» рост дефицита инвестиций лишь будет набирать скорость. Отсутствие глобального соглашения по торговле грозит еще и тем, что его место займут двусторонние и региональные торговые договора, более примитивные по своей сути и основанные, как правило, на политической зависимости слабого партнера от сильного. Примером тому являются договора между США и некоторыми азиатскими странами.

И все же камень преткновения в виде сельскохозяйственных субсидий рано или поздно предстояло сдвинуть с места. В ином случае текущий раунд переговоров о либерализации торговли вообще утрачивал смысл. К женевской встрече подготовительная комиссия, возглавляемая председателем Совета ВТО Сотару Осимой, разработала проект согласовательного документа. В котором богатым странам предлагалось отменить субсидии лишь экспортерам сельхозпродукции. А для производителей, работающих на внутреннем рынке, оставить их в полном объеме и тем самым уберечь от внешних конкурентов. Естественно, развивающиеся страны восприняли проект без восторга. А индийский министр торговли Камал Натх заметил, что «индийский фермер может конкурировать с американским фермером, но не с правительством США». Реакция европейцев тоже была неоднозначной. Еврокомиссия деликатно заявила, что проект нуждается в существенной доработке, зато Франция высказалась без обиняков — дескать, в документе ущемляются интересы Европейского Союза. Имея в виду, прежде всего, французских граждан. Еще бы! Ведь огромные суммы, которые Франция ежегодно выбивает из бюджета ЕС для своих фермеров, приводят в замешательство даже ее давних европейских партнеров, не говоря уже о новых странах-членах ЕС.

Однако в результате дневных и ночных женевских переговоров проект соглашения обрел, наконец, черты компромиссного документа. В нем довольно жестко сказано, что для всех 147 государств-членов ВТО определяются сферы, в которых необходимо ликвидировать торговые барьеры. Что касается экспортной конкуренции для сельскохозяйственной продукции, то все члены ВТО обязаны принять меры по ее восстановлению и активизации. При этом авторы документа не были настолько смелы и отважны, чтобы открыто выступить против фермеров в богатых странах, прежде всего в странах ЕС, Японии и США, и одним махом лишить их экспортных субсидий. Но предложение о том, что суммы экспортных кредитов должны быть существенно урезаны, имеется. Если говорить о поддержке внутреннего производителя путем субсидирования, то в проекте соглашения заложен барьер — не выше 5% от объема сельхозпродукции страны.

Итак, развитые страны вынуждены были признать, что субсидирование сельскохозяйственного производителя препятствует развитию принципов свободной торговли в мире. И даже комиссар ЕС по сельскому хозяйству Франц Фишлер заявил, что «Евросоюз в целом принимает договоренности по субсидиям». Вместе с тем, «север» дал понять, что не пойдет на отмену экспортных субсидий для сельского хозяйства, пока не получит широкий доступ на промышленные рынки «юга». Правда, в документе заложена оговорка о том, что не будут вынуждать бедные страны к открытию рынков против их воли.

Теперь же предстоит составить график отмены субсидий. А как долго будут его обсуждать и согласовывать заинтересованные стороны, пока никто не берется предсказать. Некоторые эксперты считают, что при имеющихся разногласиях между «севером» и «югом» на доработку документа может уйти еще несколько лет. Можно вспомнить, что предыдущий, «уругвайский», раунд переговоров в рамках ВТО затянулся на восемь лет. Нынешний же, хоть и не укладывается в первоначальные сроки, поскольку явно не завершится к концу 2004 года, пока длится «всего» неполных три года.

Впрочем, еврокомиссар по торговле Паскаль Лами настроен довольно оптимистично. Он считает, что продемонстрированное в Женеве «ускорение процесса» позволяет надеятся, что раунд переговоров, начатый в Дохе, удастся завершить к концу 2005 года. Широкие обсуждения достигнутой договоренности начнутся уже в сентябре. «Бои» за каждую пядь субсидий или тарифов предстоят жесткие. Но главное — процесс пошел.

Всемирная торговая организация — сложный механизм, базирующийся на разнообразных соглашениях об условиях торговли между странами-членами. Традиционный «классовый вопрос» не обошел ее стороной — в нее входят и богатые, и бедные страны, которым приходится находить общий язык. Богатый мир, состоящий из экономически развитых стран (а их, по понятным причинам, меньшинство), вынужден считаться с требованиями многолюдного «юга». Не только потому, что таковы правила цивилизованного общежития в мире (установленные, кстати, как раз странами развитыми и богатыми). Но в большей степени еще и потому, что функционирование рыночных экономик напрямую зависит от торговой экспансии развитых стран, для чего требуются новые рынки сбыта. А они, в свою очередь, находятся на просторах непресыщенного мира пока что только развивающихся экономик. Вот почему богатые страны гораздо чаще выступают инициаторами всяческих переговоров и согласований.

Надо отметить, что годы, проведенные в торговых дискуссиях с богатыми коллегами по ВТО, закалили и многому научили молодой и бедный «юг». Именно Канкун показал, что развивающиеся страны, объединившись, оказались сильнее умудренного опытом «севера» в лице США, ЕС и Японии. А последняя встреча в Женеве доказала, что отстаивать свои интересы и не уступать занятые позиции могут не только богатые, но и бедные страны — благодаря механизму принятия решений в ВТО.

Если очередной раунд переговоров ВТО удастся довести до победного конца, выиграют, безусловно, все — и богатые, и бедные страны. По подсчетам Всемирного банка, выполнение намеченных в Дохе задач по установлению всеобщих правил торговли должно к 2015 году увеличить мировое богатство на 2,8 трлн. долл., что существенно скажется на снижении уровня глобальной бедности. Кроме того, в случае уменьшения тарифов в мировую экономику к 2015 году могут быть дополнительно инвестированы 520 млрд. долл., выгоду от чего получат, в первую очередь, беднейшие страны.