UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛАТИНСКИЙ ОПЫТ РЕФОРМ НУЖЕН ЛИ УКРАИНЕ ПИНОЧЕТ?

Представительство Всемирного банка в Украине, возглавляемое господином Даниэлом Кауфманном, еженедельно проводит экономический круглый стол, на котором обсуждаются вопросы рыночной экономики...

Автор: Геннадий Неверов

Представительство Всемирного банка в Украине, возглавляемое господином Даниэлом Кауфманном, еженедельно проводит экономический круглый стол, на котором обсуждаются вопросы рыночной экономики. На одном из последних заседаний обсуждалась тема: «Латинский эксперимент. Пригоден ли для Украины опыт латинских стран в реформировании экономики? (На примере Испании, Чили, Аргентины.)»

Острый общественный интерес к теме вызван, в частности, высказыванием Президента Украины Леонида Кучмы во время недавнего визита в Грузию о том, что сильная власть, диктатура не так уж плоха для проведения реформ. Это сенсационное заявление уже обсуждалось с трибуны и продолжает обсуждаться в кулуарах парламента, средствах массовой информации. Неужели Леонид Кучма предлагает Украине диктатуру, подобную пиночетовской в Чили?

Внимание к опыту Чили будируется широко распространенным мнением, что там достигнуты значительные успехи, насажденные сильной рукой диктатора, пришедшего в 1973 году взамен хоть и недолгой, но власти левых сил, и правившего страной около двух десятков лет. Сталкиваясь сегодня в постсоциалистических странах с трудностями их реформирования, анархией, порожденной перестройкой, и нарастающим хаосом, некоторые отчаявшиеся люди требуют взять на вооружение опыт этой латиноамериканской страны.

За круглым столом обсуждались также достижения и проблемы Испании, Аргентины. О них стоит рассказать специально, в данной же статье сосредоточимся на Чили.

В этой стране недавно побывал заместитель министра иностранных дел Украины Борис Тарасюк. Он рассказал, что экономика Чили быстро прогрессирует. Если до Пиночета здесь уровень инфляции был 600%, внешний долг составлял 23% от валового национального продукта, то сегодня Чили занимает пятое место среди новых индустриальных держав (Сингапура, Тайваня, Гонконга и т.п.). Здесь велик экспорт, созданы благоприятные условия для иностранных инвестиций. Сегодня в экономику Чили вложено 2,3 млрд. долларов иностранного капитала. Причем Чили сама экспортирует капитал в латиноамериканские и другие страны.

В 1993 г. Пиночет передал власть демократически избранному президенту, который активно продолжает политику экономических реформ с социальной направленностью, сохраняя устойчивый баланс разных форм собственности. Правительство не собирается быстрыми темпами сворачивать государственный сектор, особенно в добыче и экспорте меди, дающей наибольшую валютную прибыль.

Господин Тарасюк подчеркнул, что он не хотел бы связывать успех экономических реформ с ограничениями прав и свобод. Однако у Чили есть успехи, особенно в последние годы, поэтому знать и использовать опыт Чили необходимо.

Специально изучал опыт Чили доктор экономических наук Вениамин Сикора (Институт международных отношений). Его оценка, высказанная на этом заседании, а также опубликованная ранее, заключается в следующем: сегодня нет оснований констатировать успешность курса Чили при Пиночете.

С приходом к власти Пиночета его ведущими советниками стали представители чикагской школы либерализма. Они-то и начали эксперимент с так называемой «шоковой терапией», который затем был в той или иной степени продолжен в других странах, в т.ч. в Польше и России. Эксперимент включал в себя, в частности, уменьшение затрат на социальные нужды, проведение приватизации сотен государственных предприятий, сферы социальных услуг и социального обеспечения. Пиночет, опираясь на советы либералов, запретил деятельность профсоюзов, политическую партийную деятельность.

После 18 лет такой политики экономические показатели никак не являются «иллюстрацией успеха». После 1983 г. спад производства материальных средств привел к тому, что производство валового внутреннего продукта на душу населения составило 80% от уровня 1970-
1973 гг. и лишь в 1990 г. несколько превышало уровень 1970 г. До 1988 г. Чили имела наихудшие показатели на континенте, кроме Аргентины.

Рост стоимости экспорта объяснялся увеличением вывоза меди, связанным с благоприятной мировой конъюнктурой на нее. С 1986 по 1989 год цены на медь возросли на 100%, однако даже это не остановило рост внешней задолженности страны. По объему задолженности на душу населения Чили на третьем месте после Аргентины и Венесуэлы. Возрастал торговый дефицит, который преодолевался за счет новых кредитов. Импортировались преимущественно предметы потребления, а не средства производства. Чили больше потребляла, чем производила.

Безработица была высокой на протяжении всего периода после 1973 г. Программа «шока» в 1973-1976 гг. увеличила безработицу втрое. В 1983 г. она достигла 23% от всех занятых. В перерабатывающей промышленности занятость в 1989 г. не достигла уровня 1973 г. К началу 1992 г. безработица в стране колебалась на уровне 10%.

Уровень реальной заработной платы в 1989 г. не поднялся до уровня 1970 г. Большинство людей здесь не живут лучше, чем в 1970 г., а значительная часть - несравненно хуже.

Есть в Чили и положительные тенденции. Здесь смогли поддерживать стабильный валютный курс, ликвидировать инфляцию. Однако в целом - бедность и преступность, отсутствие роста производства, основанного на новых технологиях, сырьевая структура экспорта, значительная безработица, зависимость от цен на сырье на мировом рынке - все это результаты 20 лет жизни в условиях диктатуры. Так писал и говорил об опыте Чили профессор Сикора.

Существенно по-другому характеризует ситуацию в Чили на этом и других заседаниях экономического круглого стола господин Кауфманн. Так как он значительное время жил в Чили, то его анализ представляет особый интерес.

Экономика Чили за несколько лет превратилась из наиболее закрытой в наиболее открытую экономику в мире. Дефицит бюджета в конце 70-х - в начале 80-х годов составлял 20% от внутреннего валового продукта. Уже под конец 70-х годов появилось позитивное сальдо, и оно продолжает расти.

Не оспаривая цифр, характеризующих безработицу при Пиночете, господин Кауфманн сообщил, что она в 1993 году составила 4,6% и в январе 1994 г. была менее 4%. По мировым критериям это считается почти полной занятостью населения.

Господин Кауфманн обратил внимание журналистов на пять мифов экономики Чили.

Первый - здесь наблюдается «экономическое чудо». Чудо может создать Бог, а здесь все создано людьми в результате напряженной работы.

Второй - что успех достигнут главным образом при Пиночете. Это не так. Наиболее впечатляющие достижения произошли и происходят после Пиночета.

Третий - здесь достигнут всесторонний успех. Это не так. При экономических достижениях не решены некоторые социальные проблемы.

Четвертый - рост экспорта связан только с увеличением продажи меди. И это неверно. Был период, когда такое наблюдалось, но сейчас доля меди в экспорте снизилась с 75% до 50%. Быстро растут нетрадиционные для Чили статьи экспорта.

Последний миф - опыт Чили учит нас, что необходимо осуществлять для проведения экономических реформ. Почему это миф? Потому что мир давно знает, что нужно делать. Уроки Чили учат, как надо проводить реформы.

Господин Кауфманн перечислил эти уроки. Необходимо иметь политическую волю в рамках демократического общества, проводить реформы как можно быстрее - так быстро, как позволяют политические условия, «наверху» иметь группу высококвалифицированных специалистов, обладающих правами, имеющих знания и опыт, требующиеся для проведения реформ, принимать ясные и понятные решения, либерализовать и упростить процедуры экспорта, иметь квалифицированный и «мотивированный» государственный аппарат.

Советник Президента Украины Анатолий Гальчинский говорил о полезности изучения опыта многих стран, не выделяя уникальности латиноамериканских или одной Чили. Он, обобщая, выделил основные цели реформ: конвертируемость валюты, бюджетная стабилизация, приватизация и получение иностранных инвестиций. При этом выразил особую заинтересованность в нахождении эффективных механизмов достижения этих целей.

Возвращаясь к теме Чили, следует отметить одну настораживающую тенденцию. Если в начале перестройки печать и политики стран СНГ обсуждали применимость опыта США, Германии и других высокоразвитых стран, то сейчас, как видим, обсуждается применимость опыта Чили, Аргентины. Можно предсказать, что еще год-два проволочек с реформами - и отстанем настолько, что придется изучать опыт островов, затерявшихся в океане, и племен, выходящих к цивилизации из джунглей Калимантана.