UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОРРОЗИЯ ЗОЛОТОЙ ДОЛИНЫ

Беглый взгляд на базарные ряды невольно порождает недоумение: уж не преувеличены ли были страхи за последствия весенних заморозков, предвещавших неурожай?..

Автор: Владимир Писковый

Беглый взгляд на базарные ряды невольно порождает недоумение: уж не преувеличены ли были страхи за последствия весенних заморозков, предвещавших неурожай? Картина-то вроде бы привычная, радующая глаз красно-желто-зеленым изобилием. Издали все выглядит вполне благополучно, но стоит лишь подойти поближе, и оптимизма заметно поубавится. Садовая земляника так и ушла с прилавков по цене не ниже 4 гривен за кило (для сравнения: в минувшем году ее продавали по 1,5-2 гривни). Черная смородина - о том, чтобы дешевле, чем за 4 грн. (1,5 грн. в прошлом сезоне), не может быть и речи… И это на юге в разгар лета?! Однако, как сказал бы незабвенный Ипполит Матвеевич.

Конечно, не в деньгах счастье, а хороший товар и цену должен иметь соответствующую, но все же в рамках здравого смысла. Впрочем, так или иначе, этот самый смысл все равно берет верх. К примеру, в европейской столице черешни, славном городе Мелитополе, первые ягоды, от одного названия которых - «Скороспелка», «Мелитопольская ранняя», «Рубиновая» - уже слюнки текут, оптовики сперва скупали по 3 гривни за килограмм. А всего через несколько дней цена на них упала до 80 копеек. И все равно желающих отовариться негусто. Хоть и не уродила черешня (по приблизительным оценкам урожай косточковых в этом году вымерз процентов на 70-80), но ажиотажного спроса на нее не наблюдается. Поскольку качество ягод - и на вкус, и на вид - увы, невысокое. После обильных майских дождей плоды наполнились избытком влаги, от чего черешня лопается, гниет и становится практически нетранспортабельной.

Для садоводов подобные обстоятельства сродни стихийному бедствию. Скажем, в одном из наиболее крупных на Запорожье хозяйств, специализирующихся на выращивании черешни, подразделении научно-исследовательского института орошаемого садоводства «Мелитопольское», в нынешнем сезоне планировали собрать и реализовать до 1300 тонн ягод. А теперь рассчитывают получить хотя бы 500 тонн, прогнозируя убытки в сумме 5-6 млн. грн. Угнетающая перспектива для местного населения, если учесть, что прежде хозяйство обеспечивало хоть и сезонной, но вполне прибыльной работой на сборе урожая 1200 человек, а в этом году привлекает не более 300.

От фруктовых рядов перейдем к овощным, где тоже предстоит набраться далеко не лучших впечатлений. Специалисты-аграрии утверждают, что весенние заморозки ни на урожай, ни на цены практически не повлияют. Дескать, картофель перенес невзгоды более-менее стойко и «второго хлеба» в области будет вдоволь. Конечно, им, людям ученым, виднее, чем нам, простым обывателям, вынужденным тот же ранний картофель покупать минимум по полторы гривни или по два тридцать, если лень возиться с очисткой кожуры. С помидорами, конечно, мороки меньше - их стоит лишь сполоснуть да порезать: можно - на четвертинки или кружочками. Ну, там, присолить, маслица добавить, зелени… Да, собственно, и целиком грызть не возбраняется - дело вкуса. Но почему, спрашивается, в разгар сезона за килограмм требуют полторы-две гривни? Золотые они, что ли, эти томаты?! Оказывается - не из благородного металла, а… импортные. Вот уж, что называется, дожили - в сотне километров от известной на весь бывший Союз Каменки-Днепровской торгуют заморскими овощами, которые по своим вкусовым качествам с местными не идут ни в какое сравнение. Они уже и название получили пренебрежительное, но весьма точное - резиновые.

Так что же случилось с помидорным клондайком? Неужто перевелись овощи в Мокрянке, Днепровке, Водяном, те самые, что позволяют получать томат-пасту, без труда конкурирующую с лучшими мировыми образцами? Спешу успокоить, не перевелись. По оценкам Каменско-Днепровского райуправления АПК и продовольствия, в нынешнем сезоне коллективные сельхозпредприятия планируют произвести 15 тыс. тонн овощей, а частники - в два раза больше. Половину из этого количества составит урожай помидоров, который для многих овощеводов вновь окажется не в радость. Ведь обилие импортных овощей создает серьезные проблемы со сбытом выращенного. По цене, не говоря уже о качестве, местные томаты вполне конкурентоспособны, но это, как ни странно, с точки зрения торговли, является небольшим достоинством. Ведь напичканный химией заморский овощ хранится дольше и к транспортным передрягам более стойкий, нежели отечественный.

Коллективным сельхозпредприятиям хоть немного, но все же проще решить проблему доставки продукции к прилавкам - они могут себе позволить автотранспортные перевозки. А что делать частникам, производящим основную массу урожая? Некоторые в складчину арендуют грузовик, чтобы вывезти овощи для самостоятельной продажи, да только занятие это сильно хлопотное и малоприбыльное. Поэтому основная ставка делается на стихийные оптовые базары вдоль трассы в надежде сговориться с выгодным скупщиком-оптовиком. Выгодный - это тот, кто располагает наличными деньгами. Бывший коопзаготпром в числе таковых уже давно не значится, поскольку ликвидирован из-за убыточности. Но даже если б и был он сейчас, то вряд ли кто имел бы с ним дело: сдавать овощи «под квитанции» в надежде на то, что когда-то осенью за них отдадут деньги, - «нэма дурных». А платить сразу «живыми» деньгами в этом году отважились лишь коммерсанты одного из семи районов областного центра. Да и то - объемы закупок строго ограничены их финансовыми возможностями. Товар-то прихотливый, скоропортящийся, поэтому нет желающих рисковать, пополняя оборотные средства за счет банковского кредита.

Были времена, когда каменские овощи громадными партиями отравлялись далеко за пределы района и области. И хотя власти с помощью милицейских кордонов и драконовских мер, включавших конфискацию огородов, усердно боролись со «спекулянтами», пытавшимися самостоятельно реализовать выращенное, вкус знаменитых помидорчиков был ведом даже жителям Крайнего Севера. Пока в начале 90-х не были воздвигнуты таможенные и пограничные барьеры, а местная кооперация и перерабатывающая промышленность не начала хиреть.

Теперь, разумеется, помидорную торговлю реабилитировали, но, похоже, слишком поздно. Ведь не приемлющий вакуума рынок сориентировался на новые товарные потоки и других, более стабильных поставщиков. А каменцам осталось разве что вспоминать о былой славе. О тех временах, когда уникальные свойства земель Каменского пода влекли желающих заняться огородничеством со всего Союза, за что и получили они прозвище «золотых». Даже за весьма скромный домишко в районе готовы были «отстегнуть» 10 тысяч рублей не торгуясь. А теперь за добротный дом с приличным огородом в центре Каменки больше 4,5 тысячи «условных единиц» не предлагают. Да и покупателей, увы, негусто - овощеводство потеряло былую привлекательность, ведь реализовать урожай становится с каждым годом все труднее. В прошлом году, например, многие попросту вынуждены были половину выращенного вывезти на свалку.

Стоит ли удивляться, что в некогда зажиточных поселках и селах все больше появляется заколоченных домов? Долина хоть и остается по-прежнему золотой в силу природных условий, но блеск ее уже не столь привлекателен…