UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОРМИЛЬЦЫ И ДОИЛЬЦЫ

Второй год подряд страна встречала Новый год с бюджетом, что, похоже, становится традицией. Вообще-то принятие бюджетов, хороших и разных, относится к любимым занятиям нашей законодательной и исполнительной власти...

Автор: Игорь Маскалевич

Второй год подряд страна встречала Новый год с бюджетом, что, похоже, становится традицией. Вообще-то принятие бюджетов, хороших и разных, относится к любимым занятиям нашей законодательной и исполнительной власти. При соблюдении определенных условий стороны получают от процесса массу удовольствия. Раньше, правда, случались досадные срывы. Но с ростом профессионализма лоббистов и с осознанием того факта, что экономика уже давно научилась жить без бюджета, таких срывов все меньше. Тем не менее нынешний бюджет прошел нелегко, и для его утверждения правительству пришлось пойти на небывалые уступки.

Не твое - не трожь...

В прошлом году маленький болотистый мирок, который наше правительство гордо именовало «радикальными реформами», внезапно накрыло цунами рухнувшей экономики нашего «главного стратегического партнера». Волной смыло не только стабильную гривню, но и любимую игрушку Нацбанка и Минфина - рынок облигаций внутреннего государственного займа. От рухнувшего рынка ОВГЗ осталась куча долгов, и хотя большую часть их удалось реструктуризировать и «выбросить» за пределы предстоящих президентских выборов, но и в 1999 году предстоит выплатить немало. Надежд на внешнее финансирование, как всегда, немного, кредит МВФ опять привычно завис...

Почетную роль заменителя внешнего кредитования наши мудрые государственные мужи поначалу отвели местным бюджетам. Но тут коса нашла на здоровенный камень. Собственно, отношения между центром и регионами особой теплотой никогда не отличались, но все же большинство областей воспринимало Киев как место, где можно что-либо выпросить (или «выбить»). В течение всех лет независимости отчисления в центр, так называемые трансферты, были значительно ниже получаемых оттуда благ, дотаций. Исключение составляли разве что несколько восточных областей и сам город-герой Киев, которые отчисляли больше, чем получали. И каково было читать народным избранникам сентябрьский проект бюджета, где утверждалось, что в центр уйдут более 3 млрд., а обратно вернется только чуть более миллиарда. Регионы встали на дыбы, и сентябрьский проект был затоптан с редким единодушием.

В альтернативном проекте бюджета, подготовленном бюджетным комитетом, грядущее с первого января изобилие обещали буквально всем регионам. И всего-то для этого требовалось раза в полтора увеличить доходы - до 45 млрд. грн. Тот факт, что бюджет-98 по доходам не выполнят, никого особо не смущал. Госбюджет в нашем отечестве все равно никем не воспринимается как какой-то обязательный к исполнению документ. Опыт прошедших лет ясно говорит о том, что большинство статей недофинансируют, а что-то, напротив, перефинансируют. Кстати, в дальнейшем цифры доходов спокойно летали в пределах плюс-минус пяти миллиардов в течение дня...

Так что речь идет в основном не о цифрах и даже не о пропорциях, а о механизме раздела куска бюджетного пирога между Киевом и региональными элитами. Между тем очевидно, что доступные для дележа ресурсы заканчиваются. Можно, конечно, предложить обладминистрациям поуправлять госпакетами предприятий, но обычно это просто юридическое оформление сложившейся практики и особой благодарности не вызывает. Так что «пряник» получается уже слегка надкусанный, а шутки с таким «кнутом», как альтернативный бюджет, в год выборов весьма и весьма неприятны.

Расщепляй -

и властвуй...

Так что главной косточкой, которую предложили регионам, стал новый, «автоматический» порядок распределения дотаций. Отныне расщепление денежных потоков на те, что остаются региону, и те, что идут «наверх», станет происходить на месте. В результате зависимость местных элит от Киева станет куда слабее. И напротив, усилится влияние обладминистраций на ряд финансируемых из госбюджета организаций. Правда, предполагается, что с этого года кассовым выполнением госбюджета по доходам наконец займется Госказначейство. Но механизма, как это будет происходить, пока не видно.

Можно предположить, что от нововведений могут пострадать и некоторые из уполномоченных киевских банков, в которых бюджетные деньги, случалось, немного прокручивались. Теперь крутиться они будут на несколько другом, более близком к местным властям уровне. В целом в выигрыше оказались дотационные области. Им с 1,1 до 2,2 млрд. грн. увеличили перечисления, и деньги теперь станут поступать быстрее.

Ради «несчастных» 95 млн. грн. было решено не портить отношения и с четырьмя областями-донорами госбюджета. В итоге правительству позволили доить только место своего расквартирования - город-герой Киев, запланировав от него перечисления в размере 382 млн. грн. Так что понятие «область-донор» ушло в прошлое. А ведь еще в сентябре предполагалось, что донорами станут аж 12 областей. Теперь же кругом одни «доильцы».

Доля средств, оставляемых регионам, увеличилась с 29 до 32% сводного бюджета. Тут, правда, можно вспомнить, что за 11 месяцев 1998 года в госбюджет поступило 12,9 млрд., а в местные - 11,3 млрд., т.е. их доля составила 47% (см. таблицу). Причем собрали за 11 месяцев больше, чем выделено в бюджете на весь 1999 год, а ведь, очевидно, еще и инфляция будет. Между тем регионы и сейчас отнюдь не жируют, а бюджетники месяцами сидят без зарплаты...

Самым любопытным пунктом бюджетного закона стало включение в дотации местным бюджетам скромного довеска в 5,2 млрд. для погашения задолженности за энергоносители - 2,4 млрд. от продажи имущества госрезерва и 2,8 млрд. от возвращения долгов нефтегазовых компаний. По существу это взаимозачет. Причем правительство с огромным трудом добилось того, что эти, скажем так, воздушные (или газовые?) деньги не попали в доходную часть бюджета. Обычно возвращается лишь порядка 15% таких долгов, но вдумчивая работа с ними по ряду отработанных схем может принести кое-кому отнюдь не призрачные прибыли... Ведь даже 1% от 5 млрд. грн... Отзвуки взаимозачетов мы еще наверняка услышим.

Хотя предстоят еще долгие и трудные торги по деталям распределения средств по областям, общий итог уже известен. Налицо ослабление центра и перенос части его полномочий на места. Станет ли новое бюджетное устройство просто эпизодом или налицо первый шаг к федерализации государства, покажет будущее.