UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОММУНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ

С ПЕССИМИСТИЧЕСКИМИ ТАРИФАМИ Международный валютный фонд не поступается принципами. Он по-прежнему настаивает, чтобы население Украины платило 100% себестоимости коммунальных услуг...

Автор: Ольга Лунченко

С ПЕССИМИСТИЧЕСКИМИ ТАРИФАМИ

Международный валютный фонд не поступается принципами. Он по-прежнему настаивает, чтобы население Украины платило 100% себестоимости коммунальных услуг. Это было одним из условий получения Украиной очередного транша в размере 100 млн. долларов. Деньги правительство планировало пустить на погашение долгов по пенсиям и зарплатам. В свою очередь, согласно поправке к Закону «О ценах и ценообразовании», принятой парламентом еще в марте, повышение тарифов возможно лишь при 100-процентном погашении долгов перед населением. В столице таких долгов якобы нет, поэтому с 1 сентября тарифы на водоснабжение и водоотвод увеличились вдвое.

- Когда правительство говорит о требованиях МВФ, то оно попросту вырывает из контекста те пункты, которые ему выгодны, - считает заместитель председателя комитета по вопросам бюджета ВР Украины Евгений Жовтяк. - Рекомендуя Украине привести коммунальные тарифы в соответствие с затратами, международные организации одновременно советуют и заработную плату привести в соответствие с тарифами. У нас же выполняется лишь первая часть рекомендаций…

Как известно, в апреле нынешнего года Верховная Рада Украины наложила мораторий на повышение жилищно-коммунальных тарифов, оставив их на уровне 1996 года. Такое решение парламента вызвало негативную реакцию исполнительной власти, которая обвинила законодательную в популизме и в «занятии не своим делом», т.к. ценовая политика является компетенцией Кабинета министров. Осенью коммунальный вопрос вновь стал актуальным.

Вице-премьер-министр Сергей Тигипко считает, что пересмотр тарифов станет первым этапом коммунальной реформы. Еще в сентябрьских своих выступлениях он намекнул, что «экономические преобразования» в коммунальной сфере могут пройти безболезненно для населения. Уточнений на данную интригующую тему вице-премьер, к сожалению, не сделал. Остается лишь догадываться, что имел в виду г-н Тигипко. Как можно повысить цены, не обидев народ? Может, изменить нормативы на коммунальные услуги? Они, по мнению специалистов, несколько завышены и не пересматривались со времен премьерства Павла Лазаренко. По мнению народного депутата Украины Сергея Москвина, отечественный потребитель уже давно оплачивает более 100% себестоимости коммунальных благ, переплачивая и за количество, и за качество оных. Взять хотя бы действующую суточную норму потребления холодной воды - 280 литров в сутки на одного человека!

А может быть, высказываясь столь оптимистично, Сергей Тигипко знал о каких-либо защитных социальных программах правительства, ослабляющих коммунальный удар по кошельку потребителя? Навряд ли. Ведь только к 1 октября Президент Украины подписал указ «О социальной защите малообеспеченных граждан в условиях перехода на полную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг». Кабинету министров предписывалось до 1 ноября с. г. внести коррективы в нормативные акты, касающиеся механизмов предоставления адресной социальной помощи малообеспеченным семьям, а местная исполнительная власть обязана пересмотреть действующие нормы потребления жилкомуслуг с целью их минимизации.

В управлении жилищной политики Кабинета министров поведали, что никакой новой программы социальной защиты для населения от коммунального удара не изобрели. Все уже давно придумано и расписано в программе жилищных субсидий. Правда, сама она, по словам заместителя министра труда и социальной политики Украины Николая Нощенко, претерпевает изменения. Новшества касаются механизма получения жилищной субсидии в условиях нового отопительного сезона. Субсидию на потребление природного газа планируют начислять не по фактическому размеру потребления, как раньше, а по установленной норме потребления. Если семья сэкономит газ, то она не утратит право на жилищную субсидию. Наоборот, такая экономия будет поощряться гривней. К примеру, вы израсходовали на 10% газа меньше фактической нормы за прошлый год, вам полагается «премия» за экономию в размере 1% уменьшения оплаты за этот вид обогревательных услуг. Это значит, что при получении следующей «отопительной» субсидии ее размер будет исчисляться уже 14% (а не традиционными 15%) от совокупного дохода семьи.

Ведя активную борьбу с бюрократизмом, чиновники заметили, что расчеты всех видов социальной помощи ведутся по совокупному доходу семьи, и решили свести справки о совокупном доходе к единой форме. Она будет действительна при назначении жилищных субсидий, помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям и помощи на погребение. Данные о совокупном доходе будут освежаться каждые полгода.

Все вышеперечисленные ноу-хау зарегистрированы в Минюсте, для их внедрения в жизнь осталось лишь внести соответствующие изменения в законодательство. И все будут довольны. Или, по крайней мере, бюджет. По словам заместителя министра труда и социальной политики, вышеуказанные новшества в программе жилищных субсидий уменьшат нагрузку на госбюджет до 40 млн. грн. в год.

В связи с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги следует ожидать увеличения количества нуждающихся в жилищных субсидиях. По словам Николая Нощенко, некоторые граждане боятся, что им откажут в субсидии из-за их долгов перед коммунальными службами. Министерство труда и соцполитики напоминает, что существует практика постепенного погашения долга. Должник заключает договор с ЖЭКом на поэтапную ликвидацию «хвостов» по оплате коммунальных услуг и оформляет субсидию (если положено). Надеяться, что долги забудут или простят, есть основания далеко не у всех.

В канун празднования 55-й годовщины освобождения Украины от фашистских захватчиков ветеранам Великой Отечественной аннулировали задолженность за коммунальный сервис, которая имела место на 1 октября с.г. По ходатайству Президента Украины Кабинет министров подписал специальное постановление. Впрочем, в большинстве своем ветераны как раз и не замечены в массовой неуплате по коммунальным счетам. Напротив, они одни из немногих, кто своевременно воздает ЖЭКам должное.

Далеко не всем исполнительная власть прощает игнорирование оплаты за жилкомуслуги. Методы государственного воздействия поражают изобретательностью. Так, в Харькове планируют опубликовать в местной прессе «черные» списки злостных неплательщиков. Таким образом, должно быть, власти надеются пристыдить должников. Удастся ли?

Вот и имеем оптимистическую трагедию. С одной стороны, замораживание жилищно-коммунальных тарифов на 80% смерти подобно для умирающих и не восстанавливающихся коммунальных служб. С другой стороны, основная масса населения коммунальные ценовые новшества просто не потянет, и, естественно, часть своей финансовой ответственности по оплате коммунального сервиса переложит на бюджет (читай службу субсидий). А это уже третья сторона нашей истории. Если в начале большого пути к повышению жилищно-коммунальных тарифов программа субсидий действительно была экономной, а следовательно, и актуальной, то в связи с падением уровня жизни населения, все новыми волнами безработицы, ростом количества малообеспеченных граждан есть опасение, что она станет массовой, а значит, экономически проигрышной.