UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИЛИ УПАДОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ ЕВРОПЫ НАСТУПАЮТ ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА

Для любого человека из мира искусства должность директора Британского музея выглядит поистине пределом мечтаний...

Автор: Максим Череда

Для любого человека из мира искусства должность директора Британского музея выглядит поистине пределом мечтаний. А для Нила Макгрегора первые дни на этом посту превратились в настоящий кошмар. Когда в начале августа он принял под свое начало тысячный коллектив этого известнейшего заведения, его новые подчиненные как раз готовились к первой за его 250-летнюю историю забастовке в ответ на планировавшееся существенное сокращение штатов. Макгрегор обнаружил, что бюджет музея имеет колоссальный дефицит — более 7,5 млн. долл. К этому добавилась и еще одна неприятность: буквально накануне средь бела дня неизвестные злоумышленники похитили из греческого зала древнюю мраморную скульптуру.

Коллеги Макгрегора в других европейских странах имеют похожие проблемы. Практически все «монументальные витрины» Европы, от парижского Лувра до флорентийской галереи Уффици, переживают сегодня острую нехватку финансирования. Правительства большинства государств ЕС вынуждены сокращать свои бюджетные расходы и отказывать в увеличении субсидий находящимся в их ведении музейным комплексам.

Жан Мишель Шарбонье, редактор Beaux Arts Magazine, авторитетного парижского журнала по вопросам культуры, отмечает, что ситуация с финансированием бюджетных музеев ухудшается с каждым годом. Находясь под постоянным давлением, их директора все чаще и чаще используют опыт своих американских коллег и обращаются за помощью к частному сектору. Такая тенденция выглядит достаточно революционной, и в скором времени она может привести к расширению автономии широкой сети европейских музеев, находящихся «на иждивении» у государства.

В этой области невооруженным глазом уже заметна необходимость повышения уровня управления персоналом на всех степенях. В том же Лувре, принимающем до 5 млн. посетителей в год, разочарованные экскурсанты не могут осмотреть треть галерей, временно закрытых по причине недостатка в штате музея охранников, тогда как некоторые его сотрудники проводят в перекурах и перерывах на кофе до трех с половиной часов в день.

Однако изменения грядут. После десятилетий жесткого централизованного контроля над музеями европейские правительства понимают необходимость повышения прибыльности этой сферы и ужесточения контроля за расходованием выделяемых на нее бюджетных средств. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони объединяет национальные культурные жемчужины своей страны в холдинговую компанию, которая будет принадлежать частному бизнесу. Бывший директор Центра Помпиду Жан-Жак Айллагон, назначенный весной этого года министром культуры Франции, высказался недавно в поддержку наделения музеев большей самостоятельностью, включая и предоставление их руководителям прямого контроля за персоналом. «Речь идет не о приватизации, а о повышении ответственности», — разъяснил министр свою позицию французским журналистам. А в Великобритании, где музеи уже имеют достаточную степень автономии, министерство культуры согласилось определять объемы их бюджетного финансирования не на один, а на три года, что должно облегчить планирование их деятельности.

Отказываясь от многолетней традиции недоверия к большому бизнесу, музеи все чаще обращаются к крупным корпорациям с просьбой спонсировать те или иные выставки. Практически все выставочные мероприятия, организованные Лувром в нынешнем году, проводятся при поддержке многопрофильной корпорации Suez. Пока что группа спонсоров знаменитейшего французского музея, состоящая из пяти компаний, выглядит просто карликовой по сравнению с мощной командой поддержки нью-йоркского музея Метрополитен, в которую входит более 50 частных корпораций. Однако директор Лувра Генри Лурье планирует ее значительно расширить — как минимум до численности группы, опекающей Британский музей (а это — 12 субъектов предпринимательства). Лурье полагает, что привлечение корпораций к шефству над государственными музеями является новым и весьма перспективным способом финансового обеспечения деятельности последних.

Британский музей планирует пойти еще дальше и привлекать к сотрудничеству андеррайтеров (компании, выступающие гарантами при размещении выпуска ценных бумаг). Организованное им в прошлом году синто-шоу было поставлено с помощью японских партнеров, таких как Japan Airlines и газета Asahi Shimbun. А по информации директора по маркетингу Кэрола Хомдена, практически ни одно из прошлогодних мероприятий Британского музея не состоялось бы без предоставленных спонсорами щедрых дотаций, составивших более 10 млн. долл.

Именно это, скорее всего, позволило руководству музея расширить сферу своей деятельности. Два года назад оно открыло для посетителей центральный зал, в котором после реконструкции нашлось место для многочисленных книжных магазинов, сувенирных лавок и кафе. И это, в свою очередь, дало положительный экономический эффект: доходы в расчете на одного посетителя повысились более чем на треть.

И все же сегодня ни один из перечисленных государственных музеев не может похвастаться своей прибыльностью. Пьер Розенберг, долгое время возглавлявший Лувр, считает, что дела с учреждениями культуры в его стране обстоят настолько плохо, что государству придется организовывать специальную лотерею, прибыль от которой направлять в музейный фонд.

Судя по всему, европейское музейное дело неизбежно продвигается в направлении коммерциализации. Конечно, никто пока что не думает о сдаче в прокат Моны Лизы, однако людям, по-настоящему любящим европейскую культуру и переживающим за нее, есть о чем задуматься.