Главная примета приближения Нового года на Западе — повсеместные рождественские распродажи, которые начинаются еще в ноябре и достигают своего пика в 20-х числах декабря.
Для того навязчивого состояния, в которое привычно впадает в это время большая часть населения развитых стран мира, специалисты придумали не слишком лестный термин — «фанатический консьюмеризм». Но ни эта «ругательная роль», ни ежегодные публикации о том, что как минимум треть всех рождественских подарков оседает бесполезным грузом в шкафах или кладовках либо тут же передаривается, не в состоянии сократить масштабы этого регулярного стихийного бедствия. Да еще и торговля всячески поощряет это массовое помешательство, предлагая грандиозные скидки и собирая за предпраздничные дни от 30 до 50 процентов всего своего годового оборота. Вот только в какую цену эти «трудовые подвиги» обходятся всей экономике, многие предпочитают не знать. Или хотя бы не задумываться об этом.
Как показывают опросы общественного мнения, самым радостным аспектом Нового года и Рождества является праздничное общение с членами семьи и наиболее близкими друзьями. Об этом заявил 71% опрошенных американцев. 29 процентов предвкушают удовольствие от праздничного угощения, 18 — от вручения подарков, а еще 15 — от их получения. При этом 21% называет самым неприятным аспектом новогодних праздников необходимость покупать эти самые подарки. А 17% особенно сильно переживают из-за финансового прессинга, возникающего в связи с этой необходимостью, и из-за катастрофической нехватки времени. 32% больше всего страдают из-за дорожных пробок и проблем с парковкой, возникающих вблизи торговых центров, а 19 — из-за толкучки внутри них.
Тем не менее те же американцы еще осенью торжественно отрапортовали социологам о своей готовности увеличить свои расходы на новогодние подарки на очередные 4—6 процентов, доведя общую сумму до 18 млрд. долл. В пересчете на каждого отдельного «дарителя», по результатам различных опросов, называются разные суммы — от 600 до 1200 долл., причем самыми щедрыми оказываются женщины в возрасте от 25 до 54 лет, чей семейный доход превышает 50 тыс. долларов в год. Более того, именно эта категория покупателей оказывается и самой ответственной, так как более половины подарков они закупают еще в октябре.
По общим объемам расходов британцы ненамного уступают американцам, запланировав выделить в этом году на новогодние подарки 8 млрд. фунтов стерлингов (что с учетом совершенно неприличного поведения американского доллара вполне сопоставимо с американским показателем, несмотря на значительную разницу в численности населения). Правда, в ходе опросов большинство жителей Великобритании отметили стремление сократить эту статью своих расходов в среднем на 5%. Ведь в 2004-м общая сумма личных долговых обязательств англичан достигла триллиона фунтов стерлингов, превысив объем национального ВВП. У американцев, к слову сказать, долгов тоже хватает, однако ограничивать себя в предпраздничных тратах они пока не спешат. Даже несмотря на то, что каждый пятый из них жалуется на стресс, вызываемый финансовыми проблемами.
В среднем в пересчете на каждого британского «дарителя» стоимость всех подарков третий год подряд оказывается меньше 450 фунтов стерлингов — гораздо ниже рекордных 600, предусмотренных на эти цели в 2000 году. Кроме того, англичане сознательно сокращают пользование кредитными карточками (с 22% в прошлом году до 19 в этом). В Америке же к подобным мерам прибегать не спешат. В результате каждый пятый признается, что не в состоянии контролировать свои расходы и постоянно превышает все допустимые лимиты, а миллион американцев ежегодно проходят процедуру персонального банкротства.
Если пять лет назад общая сумма средств, «прокручиваемых» через кредитные карточки в США, оценивалась в 600 млрд. долл., то сейчас этот показатель достиг 800 млрд. Рекордно низкие процентные ставки заставили многих американцев взять займы под залог своего жилья и расплатиться по старым кредитным карточкам, тем самым отложив решение своих долговых проблем на неопределенное «потом». Но даже в этих условиях каждый десятый владелец кредитной карточки в Америке признается, что не выполняет вовремя взятые на себя обязательства по погашению кредита.
Особенно активно кредитные карточки используются при совершении покупок через Интернет. В этом году именно таким образом «отоварятся» 46% американцев. Англичане отстанут от них совсем чуть-чуть — их показатель равен 43 процентам. А вот остальные европейцы, за исключением разве что датчан, остаются далеко позади. Из каждой сотни долларов, потраченных европейцами в режиме он-лайн на покупку рождественских подарков, 35% будут иметь британское «происхождение», 29 — немецкое и только 4 — итальянское. В пересчете на каждого виртуального покупателя в Великобритании придется по 220 фунтов стерлингов. Общий же прирост объема предпраздничной виртуальной торговли в стране по сравнению с прошлым годом составит 60%. Учитывая, что «бороздить просторы» Интернета большинство предпочитает на рабочем месте, потери рабочего времени на покупку подарков в Великобритании составят два дня в пересчете на каждого работающего.
Как показывают специальные исследования, основным стимулом, заставляющим покупателей «нырять» в Интернет, является желание избежать толкучки — этот фактор оказался решающим для 63% виртуальных покупателей. Многие мужчины воспользовались возможностью избежать щекотливой ситуации при выборе интимных предметов для своих дам. И только 20% ставили перед собой цель найти нужный товар по максимально низкой цене. Зато нередко интернет-покупка обходилась значительно дороже номинальной цены. Так, например, сверхпопулярную игрушку Robosapiens в последние дни можно найти преимущественно на аукционе. И платить за нее, естественно, приходится все больше и больше.
Вообще об игрушках разговор особый. Если большинство взрослого населения здорово обрадовалось бы, избавившись от необходимости быть одаренным, то дети испытывают совершенно противоположные чувства. Тем не менее, как показал очередной опрос, их тоже ждет немало разочарований. Например, каждый четвертый англичанин в возрасте от 8 до 14 лет мечтает обнаружить под елочкой iPod. При этом положить туда этот карманный компьютер намеревается втрое меньшее количество британских родителей. Аналогичное несовпадение вкусов и что касается настольных компьютеров. При этом 51% британских родителей собираются осчастливить своих отпрысков DVD-плейером, а 42 — CD-плейером. Мечтают же о них, соответственно, лишь 32 и 26% детей.
В целом в Великобритании на игрушки в нынешнем году будет потрачено 1,8 млрд. фунтов стерлингов. И это при том, что в среднем у каждого ребенка их и так уже скопилось на сумму в 634 фунта стерлингов. А 70% родителей даже не подозревают, что уже успели выкинуть такую значительную сумму денег на эти цели. Тем не менее после Нового года игрушечный «капитал» среднего британского ребенка возрастет еще на 150 фунтов стерлингов. А вот мода на дарение детям акций и других ценных бумаг в Великобритании еще только зарождается…
Зато все более популярными становятся подарочные сертификаты. В 2004 году хотя бы один такой сертификат купит 63% дарителей — по сравнению с 53 в прошлом. Конечно, такой выбор поможет решить проблему бесполезных подарков, однако ситуацию, при которой под елочкой будет происходить «натуральный обмен» этими сертификатами, сложно назвать привлекательной.
Гораздо более оригинальный выход из сложившейся ситуации нашла британская фирма, предлагающая альтернативные подарки. Один из наиболее популярных презентов в ее каталоге — коза. Настоящая, живая, стоимостью 15 фунтов стерлингов. Вот только ни корма, ни ухода это полезное животное от вас не потребует. Ведь достанется оно бедной сенегальской семье, которую вы также сможете выбрать самостоятельно. А у вас (или у близкого вам человека) останется красочный сертификат и ощущение, что своим подарком вы действительно сделали кого-то счастливым.