Сидя в уютном кафе за чашечкой кофе, трудно представить, что ее содержимое произведено в отрасли, которая переживает кризис. Несмотря на увеличение количества кофейных магазинов и большой рост прибылей перерабатывающих предприятий, миллионы фермерских хозяйств, выращивающих кофе, столкнулись с финансовыми проблемами. Причиной тому стало резкое снижение цен на кофе вследствие большого перенасыщения рынка. На всемирной конференции, которая прошла с 17 по 19 мая в Лондоне, представители отрасли пытались навести порядок на рынке путем ограничения поставок, что, по их мнению, должно способствовать повышению цены на свою продукцию.
Цена на кофейные зерна очень сильно снизилась, однако это почти не отразилось на ценах на кофе в магазинах. В апреле на Лондонской товарной бирже цена кофе сорта робуста, который используется для производства растворимого кофе и кофе смешанных сортов, резко упала до самого низкого уровня за последние тридцать лет. Не помогли и старания Ассоциации стран—производителей кофе (АСРС) создать картель, похожий на нефтяной, ОPEC. АСРС хотела, чтобы фермеры придержали 20% экспорта, что способствовало бы повышению цены. Серхио Амараль, председатель АСРС, заявил, что только некоторые страны согласились на это, и придержать удалось лишь 70% необходимого объема. Однако цены остались по-прежнему низкими.
Проблема заключается в том, что не каждый крупный производитель является членом АСРС. Бразилия, крупнейший производитель зерен в мире, пыталась снизить объемы экспорта. Однако тамошние фермеры заподозрили, что другие страны ведут себя нечестно и пытаются завоевать их бизнес. Колумбия, второй в мире производитель кофе, хотела бы возобновить действие Международного соглашения о кофе — системы квот, которая прекратила свое существование в 1989 году.
Это вряд ли произойдет. Г-н Амараль считает, что фермеры продолжат отзывать поставки с рынка с целью повышения цен и попытаются отказаться от производства кофе низкого качества. Некоторые страны сомневаются в успехе этих методов. С 1980-х производство кофе очень сильно изменилось. Во-первых, азиатские производители, такие, как Вьетнам, Индонезия и Индия, значительно увеличили производство и экспорт кофе, что привело к повышению активности в традиционных кофейных центрах в Африке и Южной Америке. Значительного прогресса достиг Вьетнам, который из скромного производителя кофе превратился в третьего в мире. В то же время повысилась эффективность традиционных производителей, особенно Бразилии. Еще больше усугубляет положение фермеров то, что снижение объемов производства происходит на фоне почти неизменного спроса.
Многие фермеры — совсем не богатые владельцы, и в случае разорения бизнеса им грозит полная нищета. В свою очередь, это нанесет ущерб странам, в которых они живут, которые также бедны. Есть опасения, что, разорившись, эти мелкие предприниматели, особенно в Южной Америке, могут перейти от выращивания кофе к другим приносящим доход культурам, на которые спрос не прекращается, например, к опиуму.
Кризис на кофейных рынках некоторым приносит огромные прибыли, а других ввергает в бедность. Британская благотворительная компания опубликовала отчет, призывая к установлению цен на кофе выше одного доллара за фунт. Некоторые сорта кофе сейчас продаются менее чем за 50 центов за фунт. Поэтому, кроме программы по удержанию экспорта, производителям кофе придется уничтожить по меньшей мере 15 млн. мешков низкосортного кофе и заплатить компенсацию фермерам. Эта мера может быть осуществлена через дополнительный налог для крупных производителей кофе, таких как Nestle, Kraft и Sara Lee.
Механизм фиксирования цены и уничтожения партий низкосортного кофе обеспечат временный эффект. Некоторые официальные лица в отрасли считают, что лучшим решением были бы меры, направленные на повышение спроса, особенно на сорта кофе высшего качества, скажем, среди молодежи. Или же на таком потенциально крупном рынке, как Китай, где кофе еще не популярно. Для сортов более качественного кофе можно разработать бренд со ссылкой на страну происхождения или даже на место, где кофе был выращен — как на рынке вина. Усовершенствование бренда поможет удержать или даже повысить цены, особенно в богатых странах, где потребители могут позволить себе оплатить высшее качество.
Некоторые страны уже пытались с относительным успехом применить такие меры. В Колумбии, где кофе в основном выращивают мелкие фермеры и в его производстве занято около трети сельского населения, местная федерация помогла разработать бренд Cafe de Colombia. Также создан национальный кофейный фонд, который регулирует рынок путем закупок при снижении цен ниже минимального уровня. Колумбийский кофе пользуется большим спросом, чем другие зерна сорта арабика, которые используются для производства специального кофе. Однако некоторые колумбийские производители настаивают, что регулирующие органы должны действовать активнее и продвигать более качественный и дорогой кофе.
Увеличение количества кофейных магазинов свидетельствует о постоянном спросе на эксклюзивные марки кофе. Starbucks — лидер рынка — увеличил объемы своих продаж во втором квартале 2001 года на 38% до уровня $32 млн. относительно того же периода 2000 года. Компания и другие ей подобные стали объектом нападок противников глобализации. Новости о снижении цен на кофейные зерна при увеличении прибылей сети кофейных магазинов только подтвердили мнение противников о том, что крупные производители жестоко эксплуатируют фермеров. Фактически, кофейные магазины сделали кофе модным атрибутом в богатых странах, и именно у них есть необходимый потенциал для его дальнейшего распространения, что крайне необходимо экспортерам. Именно поэтому кофейные магазины должны стать лучшими союзниками фермеров.
Подготовлено по материалам The Economist