С целью обустройства международного транспортного коридора Гданьск-Одесса, привлечения инвестиций, развития внешнеэкономических связей, транспортно-производственной инфраструктуры и в соответствии с п.5 раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины постановляю:
1. Создать с 1 января 2000 года сроком на 20 лет на территории Волынской области специальную экономическую зону «Интерпорт-Ковель» площадью 56,7 гектара согласно с картой территории, которая является неотъемлемой частью этого указа.
(Из указа Президента Украины «О специальной экономической зоне «Интерпорт-Ковель»).
Крупномасштабной операцией по интеграции в мировую транспортную систему должно стать в недалеком будущем для Украины создание специальной экономической зоны «Интерпорт-Ковель», которая, по мнению зарубежных и отечественных специалистов, сможет сделать Украину одним из самых крупных транзитных центров Европы.
А началось все, если обратиться к предыстории вопроса, семь лет назад, когда у тогдашнего мэра города Ковеля Евгения Полищука зародилась идея построить… сухопутный порт. Эдакий транспортный узел европейского уровня. Идея возникла не случайно, так как многие десятилетия транспортными воротами в Европу для бывшего СССР, в том числе и Украины, служил белорусский Брест. После распада Союза появились новые границы, и Украине стало невыгодно перебрасывать грузы через белорусский город. Географическое же расположение Волыни таково, что, как говорится, сам Бог велел ей быть воротами в Европу, и именно расположенный в 60 километрах от польской границы Ковель является лучшим местом для создания этих ворот благодаря непосредственной близости главных трансевропейских автомагистралей Милан-Будапешт-Львов-Киев и Берлин-Варшава-Брест-Москва.
Как известно, Ковель и Люблин соединяются участком железнодорожного пути с западноевропейской, узкой, колеей. Страны СНГ имеют более широкий стандарт пути, что заставляет менять колесные пары или перегружать вагоны с одной колеи на другую. Это составляет проблему при железнодорожных перевозках. Создание «Интерпорта-Ковель» полностью ее снимает. Поэтому в первую очередь объекта должны войти:
- железнодорожные пути западноевропейского стандарта и стандарта СНГ;
- цех по переработке тарно-штучных грузов;
- контейнерный терминал для перегрузки и хранения всех видов контейнеров;
- склад для тяжеловесных грузов и рампа для перегрузки колесной техники.
Вторая очередь строительства предусматривает создание инфраструктуры по обработке самого широкого ассортимента товаров.
Об окупаемости проекта, конечно же, говорить еще рано. Не надо торопить события. Хочется только сказать, что в немецком городе Бремен бюджет держится на прибылях порта, имеющего статус СЭЗ.
О проблемах создания свободной экономической зоны «Интерпорт-Ковель» с корреспондентом «ЗН» беседует глава Волынской областной администрации Борис КЛИМЧУК.
- Борис Петрович, какова роль свободной экономической зоны и ее главное назначение в создании «Интерпорта-Ковель»?
- СЭЗ для нас - это способ преодоления отсутствия структурной гибкости в экономике и содействия интеграции Украины в мировую экономическую систему. Учитывая ограниченные возможности бюджета, важнейшей функцией СЭЗ является привлечение отечественных и иностранных инвестиций. Несовершенное налоговое законодательство нашей страны делает нереальным создание «Интерпорта-Ковель» за счет собственных средств. Ориентировочная стоимость центрального терминала - около 40 млн. долл., вторая очередь строительства потребует привлечь еще не менее 150 млн. Такой проект никто не в состоянии профинансировать без инвесторов. Поэтому уже несколько лет ведутся переговоры с итальянскими и немецкими фирмами, а также с одним австрийским банком, которые изъявили желание принять участие в реализации проекта. Свободная экономическая зона будет только стимулировать желание инвесторов.
С украинской стороны наиболее реальным инвестором является Проминвестбанк. О готовности частично профинансировать проект заявил также ЕБРР, присутствие которого в финансировании усилит авторитет создаваемого объекта. Какую-то часть возьмет на себя «Ассоциация международного развития». Мы надеемся, что «безналоговый рай» будет привлекать и других инвесторов, тем более что зона создается в форме открытого акционерного общества.
- От первых попыток создания свободной экономической зоны до нынешнего указа Президента прошло ровно пять лет. Почему то, что может принести нашей экономике большие «живые» деньги, рождается в тяжких муках?
- В 1994 году Верховная Рада рассматривала этот вопрос. В защиту с вескими экономическими доводами выступила депутат Наталья Витренко. Создание в Ковеле СЭЗ было поддержано и другими депутатами. Но в стенах ВР нашлись люди с мышлением и интеллектом Тома Сойера и сочли, что создание зоны в Ковеле - это «злоупотребление». «Кто-то из этого будет что-то иметь», - прозвучало на заседании Верховной Рады. Узкий негосударственный подход затормозил процесс на пять лет. Не исключено, что и в дальнейшем живучий бюрократизм будет отягощать деловую активность зоны.
Истории экономики известен факт, когда для строительства двух предприятий в СЭЗ одной центральноевропейской страны потребовалось двести пятьдесят свидетельств и лицензий, на изготовление которых ушло более четырех лет. Нам этого не миновать.
- Мировой опыт подсказывает, что одной из характерных черт СЭЗ есть то, что они начинают свою деятельность, имея адекватную инфраструктуру. Как будет она развиваться в зоне «Интерпорта-Ковель»?
- Инфраструктура СЭЗ планируется в виде модулей независимо от запланированных конечных размеров. Создание «ядра» основных услуг «Интерпорта-Ковель» начато еще в 1994 году. С развитием зоны и появлением новых инвесторов «ядро» будет расширяться. Жизнь распорядится, что за чем надо будет делать.
Прибыль от функционирования первых очередей будет использоваться для финансирования дальнейшего расширения, тем более что по мере развития предприятия изменяются требования к определенным объектам, что практически невозможно учесть при начальном проектировании. Развиваясь таким образом, зона обеспечит свой экономический подъем и подъем региона.
- Уверены ли вы в успехе СЭЗ? Не может ли случиться, что ее значение останется очень скромным? И если так, то кто больше рискует - инвестор или государство, принимающее инвестиции?
- Мировой опыт знает случаи неудач создания СЭЗ. Перед второй мировой войной Югославия имела неограниченный потенциал для создания таких зон (центр Европы, доступ к портам и сухопутным европейским маршрутам, низкая стоимость рабочей силы и т.п.). Несмотря на это, зоны не получили развития.
Порт Гдыня в Польше получил статус СЭЗ еще в 1933 году. В 1960-1980 годах эта идея возрождалась несколько раз, но осталась безрезультатной. Именно поэтому созданию СЭЗ «Интерпорт-Ковель» предшествовало тщательное изучение вопроса, где был учтен опыт подобных зон Германии, Австрии, Италии, США. По мнению авторов проекта, капиталовложения в развитие СЭЗ «Интерпорт-Ковель» являются очень перспективными для частных фирм и государственных организаций, для украинских и государственных инвесторов, для региона и в целом для Украины.
- А насколько, на ваш взгляд, обоснованы опасения, что определенные указом налоговые льготы побудят различных дельцов от бизнеса попользоваться «безналоговым раем»?
- Идеальных и универсальных моделей СЭЗ не существует. С самого начала зоны задумывались как большие территории, в некоторых случаях занимающие даже целую провинцию, как, скажем, провинция Хайнань в Китае. Ее площадь - 34 тыс. кв. км, это полторы Волынской области. В Украине практикуются точечные СЭЗ. СЭЗ «Интерпорт-Ковель» располагает площадью 57 гектаров. В этой зоне будут осуществляться только те виды предпринимательской деятельности, которые отвечают цели создания зоны. Здесь разместятся предприятия по обслуживанию транзитных грузов, их хранению, доработке, сортированию, предоставлению всех видов услуг - от транспортно-экспедиционных до финансовых и торговых, а также предприятия, применяющие новейшие технологии с целью производства товаров на экспорт.
Создание вокруг СЭЗ и на ее территории всевозможных фирм и фирмочек, которые злоупотребляли бы льготами зоны, исключается. В зонах, подобных нашей, я вижу один из серьезных инструментов оздоровления украинской экономики.