Китай потихоньку превращается в сверхдержаву. Если не по уровню ВВП на душу населения, то по технологическим достижениям, не говоря уж о темпах экономического роста. Причем, если последние два десятилетия шел процесс трансформации китайской экономики из аграрной в промышленную, то за первые годы ХХI века наметилась новая тенденция: Китай заявил о претензиях на мировое лидерство в отрасли телекоммуникаций и информационных технологий.
Корреспонденту «ЗН» представилась возможность убедиться в этом собственными глазами. В конце ноября группа украинских журналистов посетила центральные офисы компании Huawei в Пекине и Шеньчжене, в которых десятки тысяч китайских IТ-специалистов неустанно куют будущую победу китайской электроники на мировом рынке.
В рейтинге «50 самых конкурентоспособных на мировом рынке китайских компаний», опубликованном в середине сентября в рамках Международного форума предпринимателей в Пекине, первые три места занимают китайские электронные гиганты — Haier, Lenovo и Huawei. Находясь на переднем крае китайской технологической экспансии, эти компании шаг за шагом увеличивают свои доли рынка как в развивающихся, так и в развитых странах.
Суммарный объем инвестиций в телекоммуникационную отрасль за последние пять лет, прошедшие с момента вступления страны в ВТО, составил 100 млрд. долл. — это одна шестая общего объема инвестиций в китайскую экономику. Объем импорта и экспорта продукции информационных технологий и электроники достиг в текущем году 520 млрд. долл. Доля IТ-сферы в ВВП Китая в минувшем году составила 7,2% и продолжает расти. Эксперты сходятся во мнении, что в ближайшее десятилетие расклад на мировом рынке телекоммуникационного оборудования может существенно измениться в пользу китайских производителей. И страны с растущей экономикой, такие, как Украина и Россия, окажутся в эпицентре этих изменений.
Западный фронт
Украина все больше притягивает к себе внимание китайских электронных гигантов. Так, по данным Lenovo (эта китайская компания приобрела в минувшем году у IBM подразделение по производству ноутбуков и персональных компьютеров), объемы продаж на украинском рынке выросли в текущем году на 20%.
Huawei Technologies сообщила в начале декабря, что ее ожидаемая выручка от продаж в Украине в этом году вырастет более чем в два раза и превысит 80 млн. долл.
ZTE пока известна в Украине в основном благодаря своим мобильным телефонам (сообщалось о заключенном с «Телесистемами Украины» контракте на поставку EV-DO-терминалов), однако в соседней России широко продвигает и оборудование для телеком-операторов.
Уже сегодня среди партнеров, например, Huawei в Украине — фактически все крупные отечественные телекоммуникационные компании: «Украинские радиосистемы», ITC («CDMA Украина»), «Голден Телеком», «Датагруп», Newton, «Фарлеп-Оптима», UMC, «Укртелеком» и «Утел», «Интертелеком» и «Телесистемы Украины» и другие.
Степень сотрудничества украинских операторов с Huawei разная. Для некоторых из них — например, для «Телесистем Украины» или ITC — китайцы поставляют базовые станции для CDMA-сети мобильной связи. Кому-то — к примеру, UMC или «Укртелекому» — транспортное оборудование для волоконно-оптических сетей, те же DWDM-решения (Huawei является безусловным лидеров в этом рыночном сегменте в Азиатско-Тихоокеанском регионе). Компания также осуществляет поставки оборудования для радиосегмента первой в Украине FMC-сети «Голден Телекома», начало коммерческой эксплуатации которой намечено на начало следующего года. (FMC — fixed-mobile convergence — мобильная конвергенция, комплекс услуг, позволяющий клиенту пользоваться фиксированной и мобильной связью, а также широкополосным беспроводным доступом в Интернет с помощью единого комплекса оборудования одного оператора. Позволяет оптимизировать как затраты клиента на телекоммуникационные услуги, так и затраты оператора на их предоставление.)
Huawei имеет все шансы стать пионером во внедрении в Украине мобильной связи третьего поколения. Причем сразу в двух стандартах. Если успехом завершатся переговоры с «Укртелекомом», то Huawei будет поставлять оборудование для радиосегмента сети третьего поколения стандарта UMTS, которую планирует развивать госоператор. Как уже упоминалось выше, для «Телесистем Украины» китайцы поставляют оборудование для другого стандарта мобильной связи третьего поколения — CDMA-2000 1х EV-DO.
Секрет востребованности технологических решений от Huawei — прежде всего их низкая стоимость. К тому же, по словам китайских IT-шников, оборудование этой компании хорошо сопрягается с электроникой других производителей, установленной в сетях операторов. Таким образом, телекоммуникационные компании могут проявлять гибкость. Как в масштабировании своих сетей (например, если где-то нужно оперативно увеличить пропускную способность или абонентскую емкость), так и в переговорах с другими поставщиками (если какой-нибудь Ericsson не хочет снижать цены). Однако, как видим, китайцы пробуют себя в Украине и в масштабных проектах — в монтаже готовых сетей под ключ.
Аналогичная ситуация и в России. Там Huawei является лидером по поставкам оборудования для активно развивающегося федерального стандарта мобильной связи CDMA-450. Однако компания активно осваивает и рынок оборудования для оптоволоконных сетей, а также цифровых АТС. Поставляет Huawei и GSM-оборудование. Операторы российской «большой тройки» используют китайские базовые станции для развертывания сети в малонаселенных регионах (где важна дешевизна покрытия), а также закупают у них оборудование для GPRS.
Huawei уже зарекомендовал себя как опасный рыночный конкурент. Политика китайцев — жесткая и гибкая одновременно. Жесткая — потому что прессинг не ослабевает, и компания готова «впихнуть» свое оборудование в любую освободившуюся нишу любого оператора. Гибкая — потому что для этого используются любые средства. Поговаривают о случаях, когда оборудование просто дарилось операторам — «на пробу» или «для установления сотрудничества».
Конкуренты не дремлют. Если раньше на рынке циркулировали слухи о «некачественности» китайского оборудования (время их потихоньку опровергает), то теперь — о том, что Huawei — компания, связанная с китайским ВПК, «деньгами партии» и китайской разведкой. Эти слухи опровергает уже сама Huawei. А намерения некоторых стран, например, Индии (такие разговоры ведутся и в России) ограничить импорт телекоммуникационного оборудования этого производителя можно легко объяснить лоббированием интересов других мировых электронных гигантов. Необходимость противостояния экспансии Huawei называлась одной из причин двух великих слияний уходящего года — Lucent с Alcatel и Nokia с Siemens…
Восточный фронт
…Пекин встретил снижающийся самолет верхушками небоскребов, выглядывающих из моря тумана. Первое впечатление от города — таким мог бы быть Советский Союз, если бы его вместо развала довели до ума. С одной стороны, стекло и бетон современных офисных центров, кружево многоэтажных авторазвязок, потоки современных машин на отличных дорогах, искусство ландшафтного дизайна на каждом газоне. С другой — неуловимый налет «совка»: и в планировке города, и в помпезности зданий, и в людях, которые, если не обращать внимание на разрез глаз, чем-то неуловимо напоминают москвичей. То ли одеждой (абсолютно той же, что носят у нас, почему бы это?), то ли аурой — советским диалектическим единством свободы и несвободы… И даже красные флаги на площади Тяньаньмень и очередь в мавзолей Мао Цзедуна выглядят ностальгически.
Очень отличаются от пекинцев жители Шеньчженя — рыбацкой деревушки близ Гонконга, которую в 1978 году превратили в одну из первых в Китае свободных экономических зон. С тех пор город превратился в десятимиллионный мегаполис с небоскребами, авторазвязками и футуристическим метрополитеном. Именно там находится главное производство Huawei. Город обеспечивает 13% всего китайского экспорта, а на долю высоких технологий приходится 45% тамошнего производства.
Шеньчжень — самый богатый город в Китае: ВВП на душу населения в нем составляет около 7,8 тыс. долл., что сравнимо с показателями отдельных европейских стран. Жители Шеньчженя молоды, энергичны, уверены в себе, хорошо одеты, и по лицам видно, что не обделены хорошим питанием и витаминами. Почти никто не знает английского, причем есть ощущение, что у людей нет такой необходимости: они отлично существуют в своей вселенной. И из-за этого напоминают не то инопланетян, не то какую-то иную расу.
Впрочем, это лирика. Китай, благодаря своей неисчерпаемой абонентской базе, — самый большой в мире рынок для телекоммуникационных компаний. Сегодня в стране 820 млн. пользователей телефонной связи. Причем число мобильных абонентов — 450 млн. — превышает число фиксированных (370 млн.) и продолжает расти почти на 100 млн. в год. Пользователей Интернета в стране также 120 млн.
Потребности китайских операторов в телекоммуникационном оборудовании в основном покрываются местными производителями, хотя импорт также остается немалым. Согласно планам китайского правительства, к 2008 году, году проведения Олимпиады в Пекине, каждый китаец должен иметь то или иное средство связи. При этом в Китае понимают, что дешевле всего осуществить это с помощью беспроводных технологий. Не зря на завершившейся в начале декабря в Сянгане (он же Гонконг) международной выставке «Телеком-2006» интерес к выходу на рынок КНР высказали российские сотовые операторы.
Кстати, в китайской мобильной связи превалирует стандарт GSM, хотя CDMA-покрытие также имеет место быть. Например, с участием Huawei правительство страны реализовало беспрецедентный проект по созданию сети мобильной связи и беспроводного доступа в стандарте CDMA-450 в Тибете. В интеграцию Тибета китайские власти вкладывают миллиарды долларов. Благодаря оборудованию Huawei, при вложении относительно умеренных средств связь стала доступной на гигантской территории — в большинстве горных долин региона. Причем как мобильная, так и фиксированная с беспроводным доступом.
Кстати, аналогичный проект Huawei планирует реализовать совместно с властями Чукотки. Благо, что стандарт позволяет одной базовой станции обслуживать тысячи квадратных километров территории.
Еще одним из перспективных для Huawei регионов является Африка. Этот интерес был зафиксирован на экономическом саммите лидеров африканских стран, прошедшем в Пекине в начале ноября. После чего заговорили о будущем захвате Китаем африканского сырьевого рынка…
Таким образом, китайские электронные гиганты имеют уникальную возможность опираться на огромный и быстро растущий внутренний рынок и в то же время, используя все свои производственные мощности и экономию на масштабе, проводить экспансию на рынок внешний. Ведущие мировые электронные производители, наоборот, имеют достаточно узкие или слишком насыщенные внутренние рынки. И не могут говорить о полноценной мировой экспансии без освоения рынка Китая. Чем в Поднебесной не преминут воспользоваться…
Справка «ЗН»
Китайская экономика
в цифрах
В 2006 году городское население Китая превысило сельское.
Средний класс, имеющий достаточную покупательную способность для приобретения продукции ИТ-индустрии, оценивается в 300—500 млн. человек.
С 1978 года (года начала экономических реформ в Китае) суммарный объем прямых иностранных инвестиций превысил 600 млрд. долл. Объем иностранных инвестиций в 2006 году составит 65—70 млрд. долл.
70% ВВП производится в частном секторе экономики, 30% — в государственном. В 2005 году внутренний спрос обеспечивал 37,8% ВВП Китая.
Положительное сальдо торгового баланса Китая за последние 12 месяцев составляет 155 млрд. долл.
Золотовалютные резервы Китая превышают 1 трлн. долл. По прогнозу лондонского исследовательского центра Economist Intelligence Unit, к весне 2008 года они составят 2 трлн. долл. Китайский золотовалютный запас называют одним из столпов стабильности американского доллара.
Объем импорта энергоресурсов за первое полугодие 2006 года составил 36 млрд. долл. (рост на 55% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года). При этом экономика Китая имеет далеко не лучшие показатели энергосбережения: удельный расход энергоресурсов на единицу ВВП в полтора раза превышает таковой в развитых странах.
Расходы на научно-исследовательские разработки за последние десять лет выросли с 0,57 до 1,3% ВВП и, как ожидается, составят в уходящем году 136 млрд. долл. При этом доля частного сектора в финансировании НИР достигает 67%. По этому показателю страна находится на втором месте в мире после США (330 млрд. долл.). К 2020 году Китай будет тратить на НИР 370 млрд. долл. и выйдет по этому показателю на первое место в мире.