UA / RU
Поддержать ZN.ua

Китай: экономика… из мобилок

За первую половину 2009 года взлет ВВП уже 13 провинций страны превысил 10%... (Информация из китайского...

Автор: Валентин Величко

За первую половину 2009 года взлет ВВП уже 13 провинций страны превысил 10%...

(Информация из китайского мобильного телефона)

Китайские операторы мобильной связи предлагают своим сознательным и социально небезразличным согражданам все новые и новые продукты, в том числе предварительные (до обнародования официальным путем) экспресс-показатели экономического развития страны.

Чтобы понять важность этой информации, следует принять во внимание, что мировой экономический кризис внес важные коррективы в развитие экономики китайских регионов. Данные из мобилок выглядят еще более красноречиво, если учесть, что уже в начале его ощутимого влияния (вторая половина 2008 года) китайские экономисты провели оперативный анализ кризисных явлений и внесли на рассмотрение исполнительной власти прогнозы развития на следующий период.

Так, на основе обработки большого массива национальной, ведомственной и региональной статистики ученые Пекинской академии общественных наук Цзин Тихуа и Вей Шухуа сделали вывод, что чрезмерное развитие экспортного потенциала Восточного экономического пояса повлекло за собой замедление темпов роста экономики этого региона — впервые за весь период его исследования. Впервые за последние три десятилетия (то есть за весь период проведения политики реформ) провинции Центрального и даже наименее развитого Западного Китая опередили провинции Восточного Китая.

По результатам исследования сделан вывод о тенденции к сокращению разрыва в развитии экономических районов (эта тенденция не наблюдалась с середины 1960-х годов) и их более сбалансированном развитии, а также проанализированы уроки кризиса для экономики государства.

Урок первый заключается в том, что кризис коснулся прежде всего экспортно-ориентированных отраслей экономики провинций востока страны (производство бытовых приборов, швейная, текстильная, пластмассовая, полиграфическая, обувная отрасли и другие), которые были поражены сокращением спроса на их продукцию на рынках Европейского Союза и США. Поэтому уже в начале кризиса был выработан курс на переориентацию на новые, более перспективные рынки (страны — партнеры из БРИК, ПСА, Австралию и другие). Вместе с тем энерго- и ресурсоемкие предприятия Центрального и Западного экономических поясов столкнулись с падением цен на их продукцию и растущей конкуренцией со стороны иностранных производителей.

Суть второго урока заключается в нормировании практики банкротства или закрытия предприятий: с помощью современных инструментов антикризисного менеджмента их можно оживить и обеспечить дальнейший постоянный рост. Сравнение количества обанкротившихся предприятий Восточного Китая в докризисный период и во время кризиса (по данным торговых палат восточнокитайских провинций — соответственно, 14889 и 19870), а также значительное количество предприятий, созданных во время кризиса, свидетельствует о том, что регион оказался в состоянии противостоять обвалу промышленности и обеспечить восстановление производственной функции и «повторную» регистрацию обанкротившихся субъектов предпринимательской деятельности. Как правило, речь идет о санации предприятий с дальнейшим техническим перевооружением, освоением нового ассортимента продукции и т.п.

Третий урок касается рабочей силы в городах на Востоке страны. Сделан вывод, что для предотвращения возможных социальных протестов следует предупреждать возврат рабочих-мигрантов из центральных и западных районов в места их постоянного проживания, сконцентрировав усилия на профессиональной переподготовке на месте на новые специальности, связанные, например, с охраной окружающей среды, социальной сферой, обслуживанием и проч.

По мнению известных китайских экономистов, у китайских регионов есть немалый запас прочности. Один из его индикаторов — положительная динамика ВВП страны и ее регионов, что на фоне кризисных явлений в экономике развитых стран представляется чрезвычайно важным. По уточненным на протяжении прошлого года расчетам, в 2007 году рост ВВП превысил 13% (на 1,1% больше официально объявленного в начале 2008 года показателя), а в 2008-м — 7% (существуют и другие оценки, не совпадающие с официозом). В течение первой половины 2009 года ВВП 13 (из 34) провинций вырос более чем на 10%, а 19 — более чем на 8% по сравнению с аналогичным показателем 2008-го.

Еще один урок жизнедеятельности системы финансов и валютного регулирования. Утверждается, что финансовая система страны проявила устойчивость к кризисным явлениям. Ведь совокупный объем и удельный вес в банковских портфелях так называемых плохих кредитов имели тенденцию к сокращению. Так, с начала года объем указанных кредитов сократился на 700 млрд.
юаней. Кроме того, капитализация крупных государственных банков и банков — обществ с ограниченной ответственностью восстановилась до установленных центробанком критериев.

Вместе с тем почти прекратились потери коммерческих банков в связи с банкротством и неплатежеспособностью клиентов; количество судебных исков банков к указанной категории неплательщиков уменьшилось на 30%.

Устойчивости экономической и финансовой системе Китая добавляет и то, что во внешней торговле КНР, несмотря на некоторое замедление динамики, достигнуто положительное сальдо торгового баланса в 38,98 млрд. долл. США.

Если учесть постоянный рост валютных резервов (их прирост в прошлом году составил 41,78 млрд. долл., то есть ненамного меньше аналогичного показателя позапрошлого года — 44,10 млрд. долл.), то можно утверждать, что в распоряжении китайской власти есть все необходимое, чтобы предотвратить обострение кризиса в любом регионе.

Среди инструментов региональной политики немалую роль играет «План стимулирования экономики объемом 4 трлн.
юаней». Согласно ему, некоторые регионы и города Китая уже в начале 2009 года получили субвенции из государственного бюджета. Так, провинция Цзянсу — 89,52 млрд. юаней на строительство в сельских районах, провинции Сичуань, Гуандун, Ляонин и Шаньдун — по 100 млрд. юаней на строительство инфраструктурных и других объектов в своих административных границах и т.д.

Вместе с тем перед регионами Китая поставлена задача перестроить отраслевую структуру, в частности, возродить ведущую роль металлургии и автомобилестроения, обеспечить постоянное развитие внутреннего рынка, стимулировать спрос, решить проблемы, возникшие из-за падения цен на энергоносители и сырье. При этом акцент делается на необходимости внедрить новые технологии, активизировать инновационные процессы на собственной, не заимствованной извне технической базе.

На фоне сокращения притока иностранных инвестиций центр призывает регионы к поиску местных источников инвестирования с тем, чтобы в 2009—2010 годах экономическое развитие не замедлялось.

Вполне естественно, что, получив мобильный «мессидж» о росте ВВП, граждане столицы и регионов могут с большей уверенностью смотреть на перспективы своего крупного и малого бизнеса. Если, конечно, они доверяют показателям без ссылок на источники, появляющимся и исчезающим на дисплеях их телефонов...