Лазурное Средиземное море, экологически чистые пляжи, византийские замки и круизные лайнеры - это все о Кипре. Однако сейчас этот райский уголок привлекает к себе всеобщее внимание совсем по другому поводу.
То, что у Кипра есть серьезные экономические проблемы, все знали уже давно. Но никого это особо не волновало. Даже тех, кто держал там свои капиталы. Почему? Возможно, по той же причине, по которой Киев утонул в снегу, несмотря на тщетные попытки синоптиков предупредить о надвигающейся стихии: "Все будет, но не так ужасно, как говорят, а может, и вообще не будет".
Однако пружина не может сжиматься вечно. И в ситуации с Кипром она выстрелила две недели назад, причем самым суровым образом. Никосия оказалась на грани дефолта и выхода из ЕС, правительство бросилось разрабатывать программу спасения, а пока ее разрабатывали, банки всей страны закрыли во избежание панических проявлений со стороны "благодарных" пользователей. Международное рейтинговое агентство Fitch во вторник, 26 марта, понизило рейтинги двух крупнейших банков Кипра (Cyprus Popular Bank (Laiki) и Bank of Cyprus) до дефолтных уровней (правда, не загодя, а когда это стало практически свершившимся фактом).
Что касается программы спасения, то ее утвердили, приняли, и осталось только уточнить детали. Однако вышло не совсем так, как планировалось изначально.
Первый вариант, напомним, предполагал, что вклад Кипра в общую программу спасения должен быть обеспечен путем снятия налога в размере 9,9% с депозитов более 100 тыс. евро и 6,75% - с депозитов менее указанного лимита. Что должно было позволить пополнить местную казну на 5,8 млрд евро. Эта мера являлась частью соглашения, предусматривавшего предоставление Никосии международными кредиторами финансовой помощи в размере 10 млрд евро (12,9 млрд долл.). Однако позже все переиграли.
В итоге депозиты менее 100 тыс. евро останутся нетронутыми, а вот "счастливые" обладатели больших сумм заплатят за все. Причем в прямом смысле. Их депозиты изрядно "похудеют" после введения налога, размер которого пока обсуждается. В прессе мелькала цифра 40%, но она пока осталась неподтвержденной.
27 марта стало известно, что крупные вкладчики Laiki Bank могут потерять 80% по незастрахованным депозитам, превышающим 100 тыс. евро. По этому поводу министр финансов страны Михалис Саррис отметил, что пройдут годы, прежде чем появится возможность возврата хоть какой-то части потерь. Конкретных сроков пока не называют, хотя есть предположение, что это займет около шести-семи лет.
Примечательно то, что на изменении первоначального плана спасения Кипра настоял МВФ, надавивший на канцлера Германии Ангелу Меркель. А вот МВФ на этот шаг подвигнул не кто иной, как президент США Барак Обама. Именно он уже некоторое время ратовал за "исландский сценарий" для Кипра, согласно которому все тяготы спасения ложатся на владельцев больших банковских счетов. В итоге Ангела Меркель заявила, что ей "очень приятно, что решение для Кипра было найдено, а банкротство предотвращено", тем самым давая понять, что проблема в основном урегулирована.
Но так ли это? Управляющий Банка Кипра ушел в отставку. Министр финансов Люксембурга отметил, что первоначальный план помощи Кипру был лучше, но его голос утонул в хоре радости по поводу достижения договоренности о выделении в мае с.г. заветных 10 млрд евро.
Как известно, пострадавшей стороной окажутся, в частности, многие зажиточные граждане России и Украины, привыкшие уже многие годы вкушать все прелести кипрского офшорного рая. Привет Кремлю от Белого дома?
А чтобы депозиты не утекли, в срочном порядке был принят закон о мерах по контролю за капиталом, включающий следующие положения:
- ограничительные капитальные меры применяются ко всем банкам и счетам независимо от валюты счета;
- вкладчики будут лишены права досрочного расторжения срочных депозитных договоров;
- сумма операций по карточным счетам ограничивается 5 тыс. евро на человека в месяц;
- запрещаются переводы за границу свыше 3 тыс. евро на человека в месяц;
- приостанавливается процесс обналичивания чеков;
- депонирование чеков разрешено;
- приостанавливаются все, кроме наличных денежных переводов за пределы страны.
Период действия закона - семь дней начиная с четверга, 28 марта. Не исключено, что в случае обострения ситуации этот период может быть продлен. Поэтому возвращение к работе банков Кипра прошло поначалу вроде бы без эксцессов. Но что будет дальше?
Лежит на поверхности очевидный факт, что корпоративная общественность не только стран СНГ начнет искать альтернативу Кипру и другим юрисдикциям, не внушающим достаточного доверия. Практически понятно и то, что за начавшие миграцию капиталы развернется негласная борьба.
Надо сказать, что еще месяц назад в подготовке почвы для их радушного приема можно было заподозрить и Обаму. Так, в начале этого года глава одной из авторитетных лоббистских групп Business Roundtable Джон Энглер заявил, что президент США может даже поддержать использование офшоров в рамках так называемой территориальной налоговой реформы. Однако это было в разгар эпопеи с фискальным обрывом. Сейчас ситуация изменилась. Постановили, что решить проблемы необходимо за счет богатых. В связи с этим офшоры были преданы анафеме, и теперь любая связь с офшорными фондами будет восприниматься, как пятно на бизнес-репутации фирмы. На этом фоне для желающих все-таки оптимизировать налоги выигрышно смотрятся безмятежные ОАЭ…
Тем временем курс евро упал до четырехмесячного минимума после того, как председатель Еврогруппы Йерун Дейсселблум заявил, что кипрский план банковской реструктуризации следует рассматривать в качестве шаблона для всей остальной еврозоны. Ему вторит и член совета правления ЕЦБ Новотны, который заявил, что план Кипра является "моделью" для других случаев.
А на очереди в таком случае Испания и Италия. К слову, согласно последним данным, увеличение дефицита бюджета Италии в 2013 г. сводит на нет все попытки от него, дефицита, избавиться. Также по рынку поползли слухи, что агентство Moody's готово понизить кредитный рейтинг страны.
Хотя другое агентство - S&P - не ожидает, что последние события на Кипре спровоцируют немедленное понижение кредитных рейтингов банков еврозоны. И отмечает, что сложившаяся ситуация подчеркивает необходимость создания банковского союза в еврозоне для укрепления банковского надзора.
Тем временем на Кипре волна общественного недовольства все-таки выплеснулась на улицы - в Никосии на акцию протеста против антикризисных мер вышли около 5 тыс. человек. Так что сложившаяся ситуация еще далеко не исчерпала себя даже при очень поверхностном внешнем рассмотрении. Не говоря уже о пока только назревающих возможных тектонических сдвигах для всей мировой финансовой системы. Поэтому весь мир следит за развитием событий на средиземноморском острове, еще не так давно казавшимся райским.