UA / RU
Поддержать ZN.ua

КИЕВСКИЙ СОЦИУМ В РАЗРЕЗЕ

Принятие бюджета и программы социально-экономического развития Киева на 1999 год произошло в интервале между двумя ответственнейшими выступлениями местного футбольного клуба в евролиге чемпионов...

Автор: Гурий Аврамов

Принятие бюджета и программы социально-экономического развития Киева на 1999 год произошло в интервале между двумя ответственнейшими выступлениями местного футбольного клуба в евролиге чемпионов. Видимо, в связи с этим попытки киевского головы встретиться с четвертой властью окончились неудачно: первый раз с заседания столичного пресс-клуба его вызвал к себе Президент Украины, второй раз - почетный президент Футбольной федерации Украины. Совещания, судя по всему, были весьма плодотворными, о чем свидетельствует безупречная административная подготовка города к важным международным событиям.

О плодотворности же упомянутых выше документов представители четвертой власти выясняли у зампреда-секретаря Киевсовета Владимира Ялового и руководителей некоторых постоянных комиссий. Но прежде чем приступить к изложению наиболее интересных моментов, на наш взгляд, будет небезынтересно ознакомиться со статистической картинкой под названием «Как выглядела к концу 1998 года столица на фоне остальной страны».

При сравнительно низком объеме промышленной продукции на душу населения удельные инвестиции в столице - самые высокие в стране (см. таблицу). Значит, основные доходы городу и предпринимателям приносит отнюдь не «реальная экономика». Любопытно, что при почти двухкратном перевыполнении плана наполнения городской казны сверхплановые расходы бюджета еще на 57% выше, чем доходы. Это, видимо, и позволило Киеву стать единственной территорией государства, где бюджетные долги сведены к нулю, а жилищное строительство постепенно приближается к уровню лучших образцов социалистического периода - 1 млн. кв. м в год. В то же время темп роста кредиторской задолженности между предприятиями - также самый высокий в Украине. Так что закон единства и борьбы противоположностей здесь задействован в полную силу, чего не скажешь о большинстве правовых актов.

Относительно горбюджета-99 (подробнее см. «ЗН» от 20 марта с.г.) представителям прессы было сообщено, что в ходе обсуждения проекта доходная часть «пополнела» на 68 млн. грн. Это позволило серьезно подпитать социальные программы. Так, программа «Здоровье» дополнительно получила 5 млн. грн. для снабжения граждан бесплатными лекарствами, зубными протезами и улучшенным больничным питанием на сумму 3,5 грн. в сутки вместо 2 грн. К тому же, это облегчит монтаж оборудования для Центра по пересадке костного мозга, которому суждено стать одним из лучших в Европе (до сих пор у нас был лучший - за неимением аналогов - саркофаг под шифром «Укрытие»).

Подозрения масс-медиа о влиянии затопленных весенним паводком земель вокруг «Укрытия» на качество питьевой воды были опровергнуты. Все санитарные нормы соблюдаются, но особо привередливым рекомендуют пользоваться артезианскими источниками. Их стараются сооружать в каждом микрорайоне, однако, как всякая роскошь, стоит сие недешево - 80-100 тыс. грн. за скважину. Не знаем, благодаря ли им, но за минувший год население Киева сократилось всего на 3 тыс., тогда как по всей Украине - на 394 тыс. Во всяком случае, каждый депутат может позволить себе в своем избирательном округе пробурить 2-3 скважины за счет подконтрольного фонда в 240 тыс. грн. Для страховки решено контролировать бюджетные расходы с помощью независимой аудиторской группы из представителей специализированных фирм, рекомендованных Аудиторской палатой.

Ну-с, а затраты в 200 млн. долл. на реконструкцию тепловых и энергетических сетей столицы будет контролировать сам кредитор - Всемирный банк. Поначалу его специалисты вознамерились трансформировать централизованную теплосеть в серию локальных котелен. Но потом поняли: с могучим социалистическим наследием финансовые шутки плохи, и... вернулись к проверенному центральному отоплению, облагородив сей маяк социализма рыночным контролем расхода тепла и энергии. Расчет сделан на 15 лет, по истечении которых на базе экономии киловатт и градусов кредиты будут погашены.

Родимые пятна социализма дали о себе знать и в возмущенном вопросе одного из корреспондентов: «До каких пор мы будем терпеть безобразия коммерческой компании «Автосвіт»?» Оказывается, в то время как общественный городской транспорт перевозит около 25 категорий льготников, составляющих половину его пассажиропотока, «Автосвіт» ограничился пятеркой типов безбилетников и ко всему заканчивает работу в 21.00. То есть снимает пассажирские «сливки» и... на покой. А где же, извините, равенство и братство? Борца за социальную справедливость заверили: над безобразием уже серьезно работают. Насколько мы поняли, не в смысле сокращения списка льготников (этот аспект регулярно хоронят депутаты ВР), а расширения безбилетного контингента «Автосвіта».

В пассажиропотоке заметное место занимают нищие-попрошайки, заполонившие поезда метро и съехавшиеся, по словам секретаря Киевсовета, со всей Украины, а также дружественных субъектов СНГ. Значительную их часть составляют профессионалы, неустанно повышающие свое «нищенское мастерство». Конечно, для многих стариков и подростков - это подлинная трагедия. Поэтому в бюджете предусмотрены средства для создания и функционирования бесплатных столовых и приютов для несовершеннолетних. Но пока не поднимется производство, считает г-н Яловой, решить эти проблемы чрезвычайно трудно.

Поднимать производство, безусловно, нужно. Тем паче, что истинный уровень безработицы в столице более чем на порядок превышает официальную цифру и, по данным Международной организации труда, соизмерим с показателями самых депрессивных (в основном, западных и южных) областей Украины. Правда, имеется ряд смущающих душу фактов, которые привел сам зампредседателя. Например, рестораны в Киеве, оказывается, убыточны. Это при их-то ценах! Но... маловато посетителей. Правда, при недавней массовой проверке налоговой администрацией электронных кассовых аппаратов, включая общепитовские, денег в горказну поступило за месяц больше, чем за весь год…

Думается, до тех пор, пока налоги будут собираться насильственными методами, а государство и граждане - находиться в состоянии постоянной конфронтации, экономического роста ожидать не приходится. Чтобы обеспечить его, необходимо изменить не только условия хозяйствования, но и записать в социально-экономической программе отдельной строкой подпрограмму интеграции нелегальной и легальной экономики (условное название «Здоровая бухгалтерия»). Это - важнейшая задача, конечно, не только городской, но и всей украинской власти, ибо предприниматели, финансисты, коммерсанты, «челноки» чаще всего вынуждены погружаться «в тень» из-за того, что издержки их деятельности при существующих правилах экономической игры превышают соответствующие доходы. Но именно они являют собой мощный мотор экономики, который выступает и против возврата назад, и против продолжения курса полуреформ.

Подножье пирамиды теневой экономики образуют наемные работники физического и умственного труда. К ним примыкают мелкие и средние госслужащие, доходы которых, по некоторым оценкам, на 60% основываются на взятках. Для этой категории лиц нерегистрируемая деятельность является вторичной (неформальной), в силу разного рода правовых и экономических обстоятельств ставшая теневой. В совокупности речь идет о более чем половине экономически активных граждан столицы и всей страны, производящих около 60% «сверхпланового» ВВП и стремящихся перейти на легальное положение.

Услышит ли государство этот «крик души», сумеет ли отделить криминалитет от «хозактива»?