Правительство Эстонской Республики мало похоже на украинское. Все намного меньше, уютнее, а еще — эффективнее и, вопреки поговорке, гораздо быстрее.
С августа 2000 года эстонское правительство работает в «безбумажном режиме», т.е. вся подготовка документов происходит в электронном формате. Заседания проходят раз в неделю, причем любой житель республики может наблюдать его в режиме реального времени. При этом заседания длятся порядка часа.
В стране площадью 45 тыс. кв. км (из них половину занимают леса) и с менее чем полуторамиллионным населением внедрена одна из лучших в мире систем электронного правительства. При помощи информационных систем создана сеть эффективных связей между гражданами и властями всех уровней, включая высшие эшелоны.
При этом информационная система правительства Эстонии позволяет обмениваться документами в электронном виде, знакомиться с поправками того или иного министра, внесенными им в обсуждаемые проекты нормативных актов, проводить голосование в онлайновом режиме.
Кстати, по расчетам эстонцев, использование компьютерной системы дало возможность сэкономить значительные средства на канцелярских материалах, бумаге, публикациях в прессе. Только это позволило правительству Эстонии окупить все затраты на создание системы в течение примерно трех лет.
Один из основных видимых эффектов — полупустые коридоры как в правительственном здании, так и в столичной мэрии. Подавляющее большинство вопросов вполне можно решать не выходя из дома, с помощью персональной идентификационной электронной карточки со встроенной микросхемой.
Такие карточки были введены в Эстонии в 2002 году, а к концу 2005-го их имело уже около 80% населения. Сейчас охват практически полный.
Кстати, с помощью карточки можно как расплатиться за поездку в общественном транспорте, так и проголосовать на выборах. Не то чтобы в итоге все было идеально, но все это, мягко говоря, сильно отличается от украинской практики, где идея «единого окна» все еще считается светлым и труднореализуемым революционным идеалом…
Между тем, стартовые условия в Украине и Эстонии не слишком отличались. Конечно, кое-что в маленькой стране и впрямь сделать легче. Однако разрыв слишком разителен и, к сожалению, неуклонно увеличивается.
В киевских коридорах власти тоже часто можно услышать об электронном правительстве. Оно есть в программах, о нем говорят. Еще в 1998 году в Украине была принята Национальная программа информатизации. Потом нас порадовали концепцией «Электронная Украина». Но вот с воплощением… В 1997 году эстонский парламент проголосовал за создание системы электронного правительства, спустя четыре года система уже работала…
За те десять лет, в течение которых эстонцы активно внедряли эту идею, Украина смогла освоить только самые азы — создать и более-менее поддерживать информационные сайты министерств и ведомств.
Разговоры о единых базах информации, об обмене данными между госорганами в основном так разговорами и остались. Каждое крупное ведомство считает своим долгом создать что-то свое, не слишком задумываясь, как оно будет интегрироваться с другими…
В результате, при одном из опросов на тему «Что вы думаете о перспективах развития электронного правления в Украине и сегодняшних реалиях в этой сфере?» большинство ответов свелись к тому, что происходит «профанация идеи». А темпы внедрения информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении респонденты оценивали в 50 лет. Встречались, правда, и оптимисты, отводившие на это пять лет. Вся прелесть в том, что анкета «дореволюционная» — образца 2003 года, так что оптимистичный срок уже прошел. Причины тоже назывались однозначные — властная элита не готова, система и забюрократизирована, и коррумпирована. Как вы думаете, за четыре года что-то радикально изменилось?
История с Тендерной палатой (по идее, проектом сугубо электронным) показывает особенности электронного правительства в украинском стиле. На компьютер повесили замочек и адресок, где можно договориться с владельцем ключика.
Кстати, эксперты, анализируя этапы создания системы, отметили, что наличие соответствующего оборудования обеспечивает только 20% успеха, остальные 80% — обучение персонала и… политическая воля. Именно благодаря последней проект электронного правительства в странах Балтии благополучно пересек многочисленные мели. Ведь потребовалось немало законодательных изменений, преодоление консерватизма и проч. Как оказалось, при желании все это можно решить в разумные сроки.
В Украине же все сложнее. С одной стороны, затраты на внедрение электронных систем вполне приличные. По расчетам экспертов, ежегодно только государственные структуры тратят на «информатику» до 250 млн. долл. Сумма достаточная, чтобы получить какой-то результат.
К примеру, эстонская система суммарно обошлась примерно в 200 млн. евро — порядка 150 евро на жителя. Сейчас на эти цели выделяется менее 1% бюджета Эстонии — до 35 млн. евро в год. Но при этом была создана глобальная система с выходом практически на каждого жителя, постоянно проживающего в республике.
Интересно, что при внедрении системы оппозиция критиковала правительство за то, что оно стремится заручиться дополнительной поддержкой молодых граждан, при этом ущемляя права тех жителей, которые не имеют дома компьютеров и не владеют навыками работы в Интернете.
Аргумент серьезный. Однако прошло семь лет, и сегодня в Эстонии 62% населения активно пользуются Интернетом. При этом 42% населения имеют компьютеры дома (в том числе 37% домохозяйств подключены к Всемирной сети). В итоге 79% эстонцев общаются с банками через Интернет по системе «банк—клиент».
В Украине проекты электронных городов пока существуют только на бумаге. Между тем, бюджеты Киева и Таллина в пересчете на душу населения практически одинаковы. А вот уровень работы чиновников…
При этом по развитию Интернета у нас все не так безнадежно. Уровень интернетизации населения Украины продолжает расти, сейчас возможностями Всемирной сети пользуются порядка 10—15% населения страны (в Европе этот показатель хуже только в Албании). В городах процент выше — 28, в селах вчетверо ниже — 7%. В восьми крупнейших городах Украины проникновение составляет 48%.
Печальнее другое. Только 83% школ имеют компьютерные комплексы и лишь 56% — доступ к Интернету, причем менее 6% — по выделенной линии. Это итог десяти лет непрерывных разговоров и торжественного разрезания ленточек президентами, премьерами, министрами, а также их чадами и домочадцами. Россия за это время подключила к Интернету 98,5% школ страны, в том числе и сельские.
В начале года были приняты Закон Украины «Об основных принципах развития информационного общества Украины на 2007—2015 годы» и распоряжение Кабмина, утвердившее План действий по реализации этого закона на ближайшие семь лет. Однако, читая отчет о выполнении закона в текущем году, понимаешь, что за деревьями снова совершенно потерялся лес — снова ряды цифр о наличии компьютеров и почти ничего о том, ради чего, собственно, это делается. Компьютерная техника быстро стареет, и к 2015-му большую ее часть банально спишут. Между тем расходы на создание информационных ресурсов не превышают 1%.
Более того, из отчета следует не очень радостный факт. Оказывается, Минтранссвязи Украины, на которое «сбросили» процесс развития информационного общества, понятия не имеет, что реально происходит в этой сфере. Ему большинство ведомств просто не предоставляют отчеты (вот и остается считать компьютеры). Привет «Электронной Украине» образца 2003 года. От того, что в городе Киеве 439 тыс. компьютеров (наверняка больше, чем в Таллине), очереди в госорганах не становятся короче... Вдобавок, свыше 60% органов государственного управления, районных и городских госадминистраций вообще не имеют никаких сайтов.
По информации Валерия Фищука, заместителя директора по работе с государственными учреждениями украинского офиса корпорации Cisco Systems, сейчас для получения каких-либо документов, к примеру паспорта, гражданину потребуется провести в очередях порядка 16 часов. Если бы на соответствующих интернет-страницах ведомств были специальные бланки заявлений, этот процесс можно было бы сократить, по меньшей мере, вдвое.
А при внедрении технологий, предлагаемых одним из крупнейших мировых игроков IТ-рынка Cisco Systems, было бы достаточно оформить все в электронном виде и в точно назначенное время прийти за документом.
Правда, тут возникает печальный вопрос о судьбе немалого количества частных и полугосударственных фирм-«прилипал», которые «за умеренное вознаграждение» оказывают сегодня услуги по проталкиванию всяческих бумаг… В общем, чего-чего, а беспроблемного внедрения не будет. Тем не менее процесс потихоньку идет.
Во-первых, темпы и адекватность принятия решений наверху напрямую влияют на конкурентоспособность бизнеса внизу. Хотя страна и демонстрирует, что чем меньше государство вмешивается в экономику, тем лучше эта самая экономика себя чувствует, все же среднестатистический гражданин и бизнесмен при контактах с чиновниками теряет времени в несколько раз больше, чем мог бы.
Между тем, создаваемая сейчас система веб-сайтов всех правительственных организаций позволяет сформировать интегрированную сеть и получать до тысячи административных услуг в электронном формате. Эти опции в них есть. Другое дело, что понадобится соответствующее сопровождение…
По словам Валерия Фищука, сетевые технологии необходимы для повышения производительности государственного сектора. Ведь услугами государственных учреждений пользуются все слои общества. И Интернет позволит вовлекать в обсуждение государственных вопросов самые широкие слои населения.
Однако местные органы власти должны обеспечить доступ к этим услугам (как в онлайновом, так и в автономном режиме) всем гражданам, независимо от уровня образования и компьютерной грамотности. Причем даже в глухом селе это вполне может быть что-то наподобие специализированной точки доступа — тот же интернет-клуб или почта. Например, в небольшой Эстонии функционируют 729 общественных пунктов доступа, в намного большей Украине — всего 3700.
— Мы работали в разных странах, имеем богатый опыт в области интернет-технологий и знаем, что всегда можно найти адекватное решение, — говорит Валерий Фищук. — Например, в Эстонии с помощью наших технологий созданы коммуникации, пронизывающие все общество.
В Казахстане упор в основном сделан на быструю передачу информации именно между структурами власти, и, кстати говоря, эта система создается хоть и авторитарно, но вполне эффективно. В России программа «Электронная Россия» тоже предназначена прежде всего для аппарата, однако существуют и достаточно эффективные региональные подсистемы.
Украина же так окончательно и не определилась. Главное же — не хватает четкого понимания конечного результата. Тем более что процессы «размыты» по десяткам министерств и ведомств. Было бы целесообразно изучить западный опыт, когда в правительстве создается должность чиновника с правами министра, ответственного за развитие информационных технологий. На самый сложный период внедрения не помешал бы даже соответствующий вице-премьер. Ведь сетевые технологии при грамотном использовании повышают как производительность труда, так и его качество. К тому же оценочная стоимость программы «Электронная Украина» — 10—12 млрд. грн. Это не так уж много — 1,5% ВВП, но это действительно прорывные технологии.
Есть и еще одна острая проблема — кадры, без них никакое даже самое современное оборудование работать не будет.
Так, корпорация Cisco Systems уже несколько лет работает с украинскими вузами, создавая так называемые сетевые академии. Это позволит подготовить тысячи людей, знающих, как создавать сети и, главное, зачем это делать и что от этого можно получить. Ведь в Европе, куда мы вроде бы так дружно стремимся, создание электронного правительства является одним из основных критериев.
В свое время программа эстонских реформ, включая создание электронного общества, имела амбициозное название «Прыжок тигра». Прыжок удался — теперь в Таллин ездят перенимать опыт.
В Киев пока ездить не к кому. Похоже, местному тигру недоложили мяса.