UA / RU
Поддержать ZN.ua

Канал соединит Украину с Балтикой

На своем последнем заседании правительство Ярослава Качиньского утвердило проект строительства судоходного канала через косу Вислы и выделило на это 413 млн...

Автор: Якуб Логинов

На своем последнем заседании правительство Ярослава Качиньского утвердило проект строительства судоходного канала через косу Вислы и выделило на это 413 млн. злотых. Этим было снято последнее серьезное препятствие для развития порта Эльблонг, доступ к которому сегодня зависит от доброй воли россиян.

Недавно портовые власти Эльблонга обнародовали намерение специализироваться на обслуживании украинского экспорта на рынки балтийской Европы, а в дальнейшем — создать экстерриториальный украинский терминал, свободную таможенную зону, складские площади и логистический центр для украинских грузов.

Канал будет готов к 2012—2013 годам. Он сделает возможным доступ к порту Эльблонг (а значит — к украинскому терминалу) судов осадкой до четырех метров и грузоподъемностью до 3500 тонн.

Параллельно инвестиции в логистическую систему должны осуществляться и с украинской стороны. Так, городские власти Львова обнародовали планы продления к 2012 году «евроколеи» до Львова и создания в городе крупного логистического центра. В нем должны, в частности, перегружать товары из украинских, российских и казахстанских вагонов в европейские. К тому времени городские и портовые власти Эльблонга надеются найти инвестора и завершить строительство украинского терминала, который будет играть ключевую роль в экономических отношениях Украины с Северной Европой.

Вместе с тем лица, приближенные к руководству эльблонгского порта и городским властям Эльблонга, активно лоббируют привлечение Украины (прежде всего Львова) в формальные структуры балтийского сотрудничества. Неофициально стало известно, что Львов имеет шанс стать ассоциированным членом еврорегиона «Балтика» или иным образом наладить длительное сотрудничество с этой структурой. Консультации продолжаются, и теперь решение — за городскими властями Львова.

Участие города Льва (а со временем — и других городов и их органов самоуправления) в еврорегионе «Балтика» и иных видах балтийского сотрудничества открыло бы новые возможности для решения острых экологических проблем в Украине. Шведы, финны и норвежцы готовы профинансировать значительную часть проектов, которые бы в конечном итоге положительно повлияли на качество морской воды Балтики. Речь идет прежде всего о создании системы раздельного сбора мусора во Львове, рекультивации Грибовицкой свалки, экологической программе в угольном Львовско-Волынском бассейне, охране среды Шацких озер и внедрении целостной программы развития «экологического» сельского хозяйства в Западной Украине.

Скандинавы считают Западную Украину частью Балтийского региона, поскольку части Львовщины, Волыни и Полесья расположены в бассейне Балтики, а еще большая территория влияет на балтийскую среду из-за выбросов вредных веществ в атмосферу. По их мнению, Украине давно уже пора присоединиться к Хельсинкской конвенции по защите морской среды Балтики. Это означало бы принятие Украиной определенных обязательств в обмен на совместное финансирование экологических проектов.

Укрепление позиций Украины на Балтике с помощью «собственного» порта в Эльблонге, партнерство Львова с еврорегионом «Балтика» и принятие Хельсинкской конвенции привело бы также к судьбоносным политическим последствиям, считают эксперты из порта Эльблонг. У официального Киева были бы тогда все основания сказать, что Украина активно заботится о сохранении природной среды Балтики и имеет здесь свои интересы. А значит, вправе добиваться полноценного участия в обсуждении и влиянии на принятие решений по таким проектам, как Северо-Европейский газопровод или запланированный перевод россиянами транспортировки нефти с нефтепровода «Дружба» на балтийские танкеры.

В конечном итоге балтийское сотрудничество Львова имеет шанс стать важным шагом для европейской интеграции всей Украины, считает начальник морского порта Эльблонг Юлиан Колтонский, являющийся инициатором лоббирования привлечения Украины в официальные балтийские структуры.