UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАКИМ ОН БУДЕТ, 1999 год

В середине января сразу две организации - Международный центр перспективных исследований (МЦПИ) и ...

Автор: Александр Гуревич

В середине января сразу две организации - Международный центр перспективных исследований (МЦПИ) и Гарвардский институт международного развития (ГИМР) - представили свои сценарии развития макроэкономической ситуации в Украине в 1999 году. Как заметил один из участников дискуссии, в связи с предстоящими в этом году президентскими выборами правительство занялось долгосрочным прогнозированием до 2010 года, но не сиюминутным. Тем не менее официальный прогноз-99 существует и был обнародован при представлении в ВР правительственного проекта бюджета-99. Конечно, он вряд ли адекватно отражал экономическую ситуацию в Украине, но тот бюджет, который родился 31 декабря, еще более далек от реалий. Поскольку является компромиссом между интересами различных партийно-клановых, отраслевых и региональных властных групп с оглядкой на требования МВФ.

В мировой экономической практике принято представлять сценарии развития минимум в двух вариантах: оптимистическом и пессимистическом. Иногда встречается и так называемый базовый, или наиболее вероятный вариант. Минэкономики Украины, как правило, таким подходом пренебрегает. Видимо, сказывается закрепившаяся на генном уровне мысль о том, что мы можем двигаться только по самому «светлому пути». Одним словом, оптимизм, оптимизм и еще раз оптимизм!

В таблице представлен прогноз основных макроэкономических показателей на 1999 год и для сравнения - данные двух предыдущих лет. В оптимистическом сценарии предполагается, что будет внедрен стандартный либеральный набор: дерегуляция, приватизация, жесткая денежная политика, сокращение бюджетных расходов, в пессимистическом - будет продолжена текущая антиреформистская политика. Ее результат хорошо виден по динамике 1997-98 годов, где налицо резкое ухудшение всех параметров, кроме ВВП и дефицита бюджета. Но тут следует помнить, что это - основные показатели, по которым МВФ оценивает экономику страны-реципиента их помощи. Естественно, их «лепят» очень тщательно: о виртуальной накачке ВВП мы писали в прошлом выпуске «ЗН», а дефицит бюджета «корректируется» путем секвестирования бюджетных расходов, включая бурное накопление социальных задолженностей.

Можно ли при такой динамике развития ожидать улучшения положения в 1999 году? Очевидно, нет. Ведь даже при оптимистическом сценарии, полагают специалисты ГИМР, произойдет первоначальное ухудшение ряда показателей в результате радикальных реформаторских действий. К тому же, опыт последних лет свидетельствует, что сбываются исключительно пессимистические варианты или даже еще худшие. Так что мы существенно не ошибемся, если примем за основу наихудшие параметры последнего столбца таблицы.

Но истинное положение дел в стране гораздо хуже того, что отражено в цифрах таблицы. Ведь в свое время механизм централизованного планирования был способен переориентировать инвестиции на новые технологии, но не высвободить капитал из объятий старых. Этот структурный технологический кризис привел к распаду СССР прежде всего потому, что государство потеряло способность зарабатывать деньги как для себя самого, так и для своих граждан. Не помогли и многие десятки миллиардов долларов, одолженных Горбачевым на Западе. Когда же Госплан исчез, на смену ему не пришел механизм рыночной конкуренции, и промышленная отсталость еще более углубилась.

Сегодня в украинской экономике наблюдается воспроизводство как третьего технологического уклада, который функционировал в начале века (господство железнодорожного транспорта, универсального машиностроения, черной металлургии, потребления угля), так и четвертого, который в развитых странах подошел к пределам своих возможностей в середине 70-х годов (развитие оргхимии, полимерных материалов, автоперевозок, переход в основном на нефтяное энергопотребление). Тем временем в мире доминирует пятый уклад, характеризующийся бурным развитием микроэлектроники, телекоммуникаций, гибкой автоматизации, конструкционных материалов, авиаперевозок и потребления природного газа. Элементы этого уклада начали создаваться в СССР в рамках ВПК, но демилитаризация экономики привела к его демонтажу. Что уж говорить о возможности становления у нас шестого уклада, который станет доминирующим в первой трети будущего столетия: бурное развитие систем искусственного интеллекта, био- и космотехнологий, интегрированных высокоскоростных транспортных систем, безопасной ядерной энергетики…

Минувшие семь с половиной лет независимости мы занимались тем, что проедали советские запасы и очередные порции западной помощи, а «на публику» ремонтировали фасад прогнившей экономики, нимало не заботясь о реконструкции самого здания. По данным Института экономического прогнозирования НАНУ, в большинстве потребительских отраслей доля домашних хозяйств достигает 20-30%. Если к этому добавить господствующий в стране натуральный обмен (40-45% только в промышленности), то это означает, что Украина скатывается к феодальному методу ведения хозяйства.

В контексте сказанного, принятый бюджет-99 - это хартия нереальных доходов и абсолютно бесперспективных расходов, способных привести страну в состояние еще более глубокой депрессии. Если в двух словах, то это - бюджет кризиса и долгов. В особый тупик мы попали в сфере налогов. Прямые налоги на прибыль предприятий и доходы населения мы по сути дела не можем собрать вообще, ибо все, что формально собирается по этим графам, есть в основном разного рода поборы, не связанные с результатом хозяйственной деятельности. Резко покатились вниз и косвенные налоги (НДС, акцизы), ибо виртуализация, обезденеживание экономики нарастает бурными темпами.

Чтобы изменить ситуацию к лучшему, нужно решить не только сложнейшую техническую задачу, но и колоссальную социальную. Во-первых, у власти находится прежняя советская номенклатура с левым и правым «уклоном», которая ни профессионально, ни морально не способна провести радикальные экономические и политические реформы. Интуитивно сознавая это, она любыми способами не допускает западных инвесторов в решающие секторы хозяйственного комплекса, ибо понимает, что завтра ей придется уйти с экономической и политической сцены. Во-вторых, не желает радикально изменить свою профессиональную подготовку и образ жизни рабочая сила, воспитанная на обслуживании безнадежно устаревших технологий. Марши и бунты шахтеров, манифестации работников научных учреждений и т.д. - таков их ответ на вызов времени.

Но если все-таки в обществе найдутся силы, способные вырваться из порочного круга экономической и политической отсталости, то они должны немедленно отбросить фантазии a la «Украина-2010» и заняться малыми шагами, которые в условиях большой внутренней и внешней нестабильности только и могут обеспечить эффективность руководства в силу возможности реальной проверки каждого сделанного шага. Это - ежеквартальный бюджет, мысль о котором уже прорывалась во время обсуждения его в ВР. Это - постепенная отмена подавляющего большинства сегодняшних неработающих налогов, ибо эффективно работать сегодня могут только два их типа: при продаже потребительских и экспортных товаров и фиксированные (вмененные) - в остальных случаях, включая налог на имущество. Это - постепенная отмена всех льгот и полный переход на адресную помощь (субсидии) юридическим и физическим лицам под жестким контролем общественных (корпоративных) объединений. Понадобится ли для всего этого и много другого Дэн Сяопин, Пиночет или некто еще, решать гражданам Украины на ближайших президентских выборах.