UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК ЗАКАЛЯЕТСЯ ЭКОНОМИКА

Раскаленная докрасна сталь при погружении в воду становится прочнее. А вот что произойдет с перег...



Раскаленная докрасна сталь при погружении в воду становится прочнее. А вот что произойдет с перегретой донельзя американской экономикой в том случае, если даже сам «великий и ужасный» Алан Гринспен не сможет обеспечить ей «мягкую посадку», гадает сейчас вся интернациональная экономическая тусовка.

Вопрос заключается лишь в том, перейдет ли этот процесс потери скорости в процесс активного торможения.

Стивен Роуч, ведущий экономист Morgan Stanley Dean Witter&Co., считает, что та нисходящая кривая, которая характеризует сейчас темпы экономического роста США, таит в себе очень большую вероятность рецессии. Охлаждение инвестиционного климата, особенно по отношению к высоким технологиям, а также резкое сокращение покупательской активности американцев приведут, по его мнению, к падению темпов роста с 6,1 процента за второй квартал нынешнего года до 1,9 процента во втором квартале 2001 года. «Мы не наблюдали такого размаха колебаний темпов роста со времен рецессии 1982 года», — подчеркивает г-н Роуч. И все же повторение периода рецессии даже этот достаточно скептически настроенный эксперт вовсе не считает таким уж неизбежным. По его оценкам, общий прирост американской экономики в наступающем году составит 2,5 процента против 5 процентов, достигнутых в этом. Впрочем, аналитики Организации экономического сотрудничества и развития оказались значительно щедрее и заложили в свои прогнозы аж 3,3 процента прироста американского ВВП на следующий год. А Джон Льюэллин, ведущий экономист Lehman Brothers International, хотя и обитает в Лондоне, тем не менее настолько уверовал во всемогущество Гринспена, что допускает стабилизацию американской экономики в наступающем году на уровне в 3,5 процента. Льюэллин не сомневается, что Гринспен сможет добиться всего, чего только захочет. Особенно если снизит процентную ставку (которая после шестикратных повышений в течение предыдущих 18 месяцев достигла 6,5 процента) на полпроцента уже в первой половине 2001 года. Хотя знатоки из ОЭСР считают целесообразным на эти же полпроцента ставку повысить...

Замедление американской экономики будет также сопровождаться и замедлением темпов роста экономики еврозоны. Конечно, там оно окажется гораздо менее значительным, и, по оценкам ОЭСР, темпы роста американской и европейской экономик практически сравняются, впервые за многие годы. И те самые 3 процента, которые для Америки будут ассоциироваться с периодом затягивания поясов, по другую сторону Атлантики будут восприниматься как признак стабильности и относительного благополучия. Тем более, что умеренное замедление американской экономики обещает уверенное оздоровление евро, которое только в конце нынешней осени начало выходить из затяжного пике. Евровалюта, с момента своего запуска в январе 1999 года потерявшая четверть своей начальной стоимости по отношению к доллару и еще больше — по отношению к иене, в наступающем году получит все шансы вернуть свои утраченные позиции. По оценкам специалистов Credit Suisse First Boston Corp., евро в следующем году достигнет уровня в 1,03 доллара, тогда как Джим О’Нейл из Goldman Sachs обещает взлет евро аж до отметки 1,22 доллара.

Истоки относительного европейского благополучия кроются как в оттоке инвестиционных средств из Америки в сторону еврозоны, вызванном неустойчивым положением на американском фондовом рынке, так и существенным снижением налогов, которое предприняли правительства одиннадцати стран еврозоны. Это сокращение составит в следующем году 0,7 процента всего ВВП этой зоны и обеспечит прирост ВВП как минимум на полпроцента. Кроме того, по сравнению с Америкой среди европейцев встречается гораздо меньше владельцев акций, поэтому любые катаклизмы фондового рынка имеют здесь более слабое влияние на индекс деловых настроений. А ведь именно на рост этого самого индекса и уповают архитекторы европейской экономики.

Впрочем, если темпы роста американской экономики будут падать уж слишком стремительно, то ни о каком благополучии в Европе и говорить не придется. Ведь снижение спроса на продукцию тяжелой промышленности, которое неминуемо произойдет при этом, перечеркнет все титанические усилия европейских правительств по обузданию безработицы в регионе, уровень которой еще не так давно исчислялся двузначными числами. Впрочем, зарегулированность и низкая маневренность рынка рабочей силы и так создает немало сложностей в развитии конкурентоспособного бизнеса в Европе. Несколько откорректировать ситуацию, по мнению большинства экспертов, сможет лишь повышение на полпроцента процентной ставки. В целом, при сохранении существующих тенденций наступающий год обещает быть достаточно благополучным для осторожной и консервативной Европы, которая все же решилась на преобразования.

Для Японии 2,3 процента прироста ВВП в наступающем году, которые ей напророчили специалисты из ОЭСР, также являются весьма положительным результатом, особенно по сравнению с нынешними 1,9 процента. Правда, уже в следующем, 2002-м, темпы роста также начнут замедляться и остановятся на отметке в 2 процента. В отношении Японии, которая и так прославилась своими крайне неуклюжими маневрами по изменению процентных ставок, эксперты проявляют редкое единодушие, советуя их вообще не трогать.

Развитие ситуации в Восточной Европе и в постсоветских республиках эксперты прогнозируют с большой неохотой. Поддержание здесь достигнутых темпов роста возможно лишь при условии привлечения в эти страны значительных инвестиций. А это требует политической стабильности и урегулирования законодательной базы как между ее отдельными частями, так и с международными стандартами.

Глобальные же перспективы в более отдаленной перспективе выглядят уж слишком хорошо, обещая сохранение всех вышеперечисленных тенденций. Впрочем, как известно, стройность и согласованность прогнозов очень часто далеки от того, что происходит в действительности.

Оксана ПРИХОДЬКО по материалам зарубежной прессы