UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК ВЫБИРАТЬ АКЦИИ

Человек должен избегать спекуляции на бирже в двух случаях: когда он не может себе этого позволить и когда может...

Автор: Генрих Шапиро

Человек должен избегать спекуляции на бирже в двух случаях: когда он не может себе этого позволить и когда может.

Марк Твен

США - самая лучшая страна для вложений денег в акции. Да, в мире есть сегодня немало горячих точек, где наблюдаются бумы на фондовых биржах, где идет сказочный рост стоимости акций одновременно со сказочным обогащением их владельцев. Многие рынки в Южной Америке, Европе, Азии удвоились и утроились в последнее время, а в Польше цены на акции в среднем удесятерились за прошлый год. Но Америка была и продолжает оставаться бесспорным индустриальным лидером. В компьютерах, в программировании, в связи, в медицине, в фармацевтической промышленности, в аэронавтике, в обороне, в индустрии развлечений она не имеет себе равных. Если судить хотя бы по количеству нобелевских лауреатов, Америка в 25 раз опережает Японию. Дух предпринимательства здесь нисколько не погас. Молодые компании растут очень быстро и часто успешно конкурируют с солидными, старыми корпорациями. Покупая акции в бурно растущих компаниях, акционеры имеют возможность участвовать в процессе роста и, соответственно, быстро увеличивать свои капиталы.

Однако многие слышат разговоры о том, что на бирже только теряют, и не хотят верить, что с акциями можно стабильно зарабатывать. Так можно ли рассчитывать на хорошие и стабильные заработки с акциями? Можно ли прогнозировать, какие акции пойдут вверх, а какие вниз? И если да, то по каким параметрам и критериям отбирать акции?

ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ...

«Если беретесь прогнозировать - прогнозируйте часто». «Я никогда не делаю прогнозов, особенно на будущее»... Никто не спорит, заглядывать вперед - дело непростое. Вкладывая деньги в акции, мы рассчитываем, что наш вклад будет расти. Оптимистический прогноз? Может быть. На чем он основан? Наверное, на том, что завтра взойдет солнце, на том, что зима будет сменяться летом, на том, что всегда так было... Рынок шел вверх достаточно долго, чтобы уверенно прогнозировать его дальнейший рост.

Но можно ли вообще что-то предсказывать, погоду, например? Для этой задачи используются и спутники, и компьютеры, хотя кто-то получает неплохие результаты, пользуясь только народными приметами или своим ревматизмом. И все же, какой профессионал или любитель ни делал бы прогнозы, в них не может быть стопроцентной уверенности.

Такая же ситуация с акциями. В лучшем случае, прогнозы финансистов дадут наиболее вероятный вариант. Но нельзя забывать, что финансовый рынок - это стихия, а стихия иногда преподносит весьма неприятные сюрпризы. Журнал «Бизнес Уик» - в специальном номере от 27 декабря 1993 года, названном «Где вкладывать в 1994» - называет «лучшей акцией на Нью-Йоркской Бирже» компанию «Timberland». Эти акции стоили 85 долларов в ноябре, $76 в декабре и $37 (!) в феврале 94 года. Так же, как с «долгосрочным прогнозом погоды»: будет холодно и жарко, будут дожди и солнце, ветер и безветрие, можно сделать «долгосрочный прогноз рынка»: рынок будет колебаться. И все же мы знаем, когда лето - можно рассчитывать на тепло, хотя могут быть холодные дни. Зимой будет холодно. На финансовых рынках тоже бывают свои сезоны. Покупать акции нужно в ожидании «лета» - «бычьего» рынка. Продавать в ожидании «зимы» - «медвежьего» рынка. Осенью и весной нужно быть осторожным, стоять в стороне.

Каждое утро, до открытия рынков, проводятся опросы экспертов, которые, несмотря на полную научную обоснованность своих предсказаний, удивительно редко дают точные прогнозы. По этому поводу было проведено исследование. Если просто постоянно прогнозировать такую же ситуацию, какая была накануне, результаты будут самыми верными. (Если всегда ожидать завтра такую же погоду, как была сегодня, то статистически результаты должны быть лучше, чем у синоптиков.)

Рынок, как большой пароход, имеет большую инерцию. Его достаточно трудно развернуть. Однако в периоды резких перемен самое безопасное - это выйти из игры.

ЧТО ГОВОРИТ НАУКА

В 60-х годах была разработана, теория «эффективного рынка». В «слабой» форме она утверждает, что невозможно предсказать наперед цену акции на основании ее цены в прошлом. «Полусильная» форма говорит, что цену невозможно предсказать и на основании «фундаментальной» информации. В «сильной» форме теория утверждает, что вообще невозможно ничего предсказать. Ведь если кто-то ожидает, что цена поднимется завтра, то он купит сегодня. И если все будут делать то же самое, цена поднимется не завтра, а сегодня. Поэтому сегодняшние цены уже отражают всю известную информацию. Только какие-то непредвиденные новости могут вызвать изменение цен, старые новости уже заложены в ценах. Но поскольку новости могут быть как хорошие, так и плохие-цены непредсказуемы. Таким образом, теория считает, что никто не может «побить рынок» - т.е. получить результаты выше средних.

Если принять эту точку зрения, то можно рассчитывать лишь на то, что рынок, поднимаясь в среднем на 10- 15 процентов в год, даст такой же возврат и среднему вкладчику. Однако существует немало людей, которые систематически показывают результаты намного выше средних. Как же им это удается?

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОТБОРА АКЦИЙ

Анализ акций может быть как «фундаментальным» или «техническим», так и комбинацией того и другого. Фундаментальный подход оценивает деятельность самой компании. Прежде всего, это показатели прибыльности бизнеса. Когда вы отбираете компанию, желательно, чтобы заработки в последнем квартале показывали значительный прирост по сравнению с предыдущим кварталом, а также по сравнению с тем же кварталом год назад. Желательно, чтобы годовые доходы компании стабильно росли в течение по крайней мере последних пяти лет. Нужно учесть дивиденды, выплачиваемые компанией, ее долги и т.д. Важно обратить внимание на отношение цены акции к текущим заработкам (Р/Е рэйшио), т.е. на рентабельность бизнеса, а также на изменение этого показателя в течение последних пяти лет. Хорошо, если компания имеет новый продукт, новый сервис, новый менеджмент. Вся индустрия должна быть в периоде роста и улучшения.

Люди, близко знакомые с делами компании, как например, ее руководство - директоры, вице-президенты, должны докупать акции. (Если «инсайдерс» начинают продавать - это может быть плохой знак.)

Рекомендуется покупать акции самых сильных компаний в самых сильных индустриях. Желательно, чтобы лидирующие взаимные фонды вкладывали в эти акции значительные средства.

Однако часто можно видеть, что цена на акцию падает, когда компания показывает хорошие заработки, и наоборот. Дело в том, что рынок отражает не столько теперешнее положение дел в компаниях, сколько ожидание, прогнозы будущих успехов или неудач. Так, если компания показала в этом квартале хорошие результаты, но рынок этого давно ожидал и решил, что взятая высота это, в общем-то, «потолок» для этой компании, то цена на акцию может упасть даже в ответ на блестящие новости. Или наоборот, квартальные убытки могут быть следствием серьезной реконструкции в компании. И если эксперты сходятся во мнении, что эти перемены рано или поздно приведут к улучшению, то цена на акции может вырасти даже при новостях об убытках. В этом отношении, полезнее анализировать прогноз специалистов в отношении той или иной компании и отрасли в целом.

Ни один подход к анализу акций не предлагает инвестору простых, однозначных правил в оценке информации. Это, может быть, самое интригующее свойство рынка. Все знают (а если не знают, то иногда это и к лучшему, но никто точно не знает как применить эти данные. У опытных инвесторов, десятки лет торгующих на бирже, появляется что-то вроде чутья «правильную» акцию. Но оно не всегда выручает.

Технический анализ имеет в своей основе один простой принцип: вся сумма информации о той или иной компании, весь комплекс отношений инвесторов к данной акции уже нашли свое отражение в движении курса акции. Таким образом, технический аналитик обращает внимание на сам график курса акций и из его прошлого движения пытается предсказать будущее.

Недостаточно след ять только за ценами. Объем продаж акций тоже может свидетельствовать о чем-то важном. Если вдруг наблюдается непонятная активность - акциями много торгуют и цена на них идет вверх, возможно, кому-то стало что-то известно и скоро выйдут хорошие новости. Слухи распространяются на Уоллстрите с мгновенной быстротой, и это сразу же отражается на ценах и на активности.

Технический анализ тоже не дает стопроцентных попаданий, хотя иногда прямо диву даешься, наблюдая, как график курса акций какой-нибудь гигантской компании плавно опускается на предначертанную рукой опытного аналитика линию и, словно оттолкнувшись от нее, снова взмывает вверх. Это объясняется психологическими соображениями, «теорией толпы». Те, кто верит этой теории, считают, что люди всегда реагируют на вещи одинаково. В частности, логика толпы проста: «Если все покупают, не может быть, чтобы все были слепыми».

Зато кто-то предпочитает плыть навстречу течению, считая, что толпа всегда ошибается. Действительно, инвесторы, делающие «как все», редко зарабатывают хороший возврат. Тот, кто держит дистанцию от толпы, делает то же, что и толпа, но обязательно чуть раньше, или противоположное толпе, но позже, - часто имеет более высокие результаты. (Представьте, что вы еле-еле движетесь в дорожной пробке. Один ряд пошел быстрее - все сворачивают в этот ряд. В результате чего он уже идет медленнее, а те ряды, откуда все свернули, пошли быстрее.) Когда все делают одно и то же, высокого возврата получить нельзя. Когда все ожидают какого-то события - обычно ничего не происходит. Цены растут именно тогда, когда никто этого не ждет. Если что-то очевидное - все это делают. Если вы такой умный, то и все остальные не глупее. Если все знают, что что-то произойдет завтра - это произойдет сегодня. (Знаменитое выражение о купюре, которая валяется на обочине. Если бы она была настоящая - ее уже кто-нибудь подобрал бы. Но может быть, вы как раз и есть тот первый, кто ее заметил).

Думается, что серьезный инвестор не должен пренебрегать ни одним видом анализа в выборе акций. Нужно также обращать внимание на общее движение рынка. Рынок в целом должен идти вверх. Всегда есть компании, которые растут в любых условиях, но если Доу-Джонс пошел вниз, он рано или поздно потянет за собой большинство акций.

«Доу-Джонс Индастриал Авэридж» - наиболее популярный индикатор американского фондового рынка. Он был составлен в 1884 году Чарльзом Доу путем усреднения цены 11 компаний: 9 железных дорог, 1 пароходной компании и «Вестерн Юниона». В 1916 году в индекс уже, входило 20 компаний, а с октября 1928-го и по сегодняшний день - 30. Хотя индекс и называется «индустриальным», ряд компаний, к примеру «Макдональдс» или «Дисней», никакой промышленной продукции не производят.

Поскольку более дорогие акции имеют больший удельный вес, колебания их курса заметнее сказываются на изменении индекса. Но в целом, Доу-Джонс очень точно отражает поведение всего рынка.

ОДНИМ МАХОМ СЕМЕРЫХ ПОБИВАХОМ

Можно ли верить объявлениям, обещающим невероятные возвраты на капитал? Приходящим по почте многочисленным брошюрам? Финансовым волшебникам и магам, которые пропагандируют пути к огромному богатству? Можно ли надеяться, что действительно, за пару сотен долларов, вам кто-то откроет какие-то потрясающие секреты?

Откройте любой финансовый журнал - увидите графики, показывающие необыкновенный рост. Считаем, что это правда. Всегда можно допустить, что удачливые финансисты получают в какой-то момент великолепные результаты. Но важны не сами результаты. Важно, как долго и как стабильно можно их получать в будущем. Выкинули подряд 10 решек - и объявили себя чемпионом? В эту игру играют Десятки тысяч людей и даже чисто случайно кто-то должен «выигрывать».

Главный секрет инвестиций в том, что секретов нет. Есть знания, работа, опыт, средства информации, быстрая реакция, умение управлять эмоциями - не пол пинаться панике и ажиотажу. Соблюдение простых, но твердых правил, например, не увеличивать вклад в теряющей позиции.

КАК ПРИХОДЯТ ЗАРАБОТКИ

В России бизнес сегодня часто строится на том, чтобы купить товар в одном месте дешевле и в другом .перепродать его дороже. Это классический принцип инвестмента, называемый арбитражем. Когда вы покупаете сегодня, в расчете на то, что завтра цена поднимется, это тоже арбитраж, но во времени.

Как долго держать акции? Если цена на них растет, то как знать, как высоко она поднимется? Если растет потому, что все покупают, - будет падать, когда все начнут продавать. Если растут заработки компании, это тоже не бесконечно. Но пока растет - продавать не следует. Зато когда все вокруг начинают говорить, как все прекрасно, - время сматывать удочки.

Акции - это товар. Как вы покупаете продукты на рынке? Смотрите на цену, качество, товарный вид. Овощи или фрукты не в сезон будут и дороги, и невкусны. Тот, кто умеет выбирать продукты, знает, как отличить хорошие от плохих, как купить и свежие, и красивые, и вкусные. (Иногда снаружи выглядит красиво, а внутри гниль.) Но на этом дело не заканчивается. Если не уметь готовить, можно испортить самые лучшие продукты; Наоборот, хороший повар может исправить ошибки, допущенные при готовке.

Как любой товар, акции имеют свои характеристики. Они имеют свои сезоны: сегодня дешевле, завтра дороже. В отличие от супермаркета, на финансовом рынке бывает, что если цена растет - все спешат покупать, потому что боятся, что будет еще выше. Падает-все продают.

Не все акции, которые вы покупаете, окажутся удачными покупками. Приготовьтесь без сожаления с ними расстаться. Если акция не идет вверх - она плохая. Наметьте возможные причины (падение спроса) и цену, где бы вы хотели продать, если она вас начинает подводить. Но с хорошими акциями приготовьтесь сидеть несколько лет. Предполагается, что вы инвестируете деньги в компании, а не спекулируете акциями.

КАК ВАЖЕН РОСТ ДОХОДНОСТИ

Предположим, что рынок платит сегодня $22 на каждый доллар дохода.

Предположим, что это соотношение сохранится в следующие 10 лет. Если в компании нет роста, то она принесет 10 долларов дохода за 10 лет, или 45-процентный возврат на капитал.

Если прибыль будет расти на 10 процентов ежегодно, то за 10 лет она составит не $10, а $17.53, и $22 вырастут до $35.06 (17.53x22). Таким образом, общий возврат на капитал составит 239 процентов.

Если рост доходности составит 20 процентов, то возврат на капитал будет уже 661 процент при 30 процентах - это 1530 процентов, а при 40 процентах роста - 2337 процентов.

Поэтому рынок готов платить огромные деньги за акции компании, если предполагается, что ее доходность будет увеличиваться. Поэтому так резки колебания в цене, когда выходят квартальные отчеты о заработках. Поэтому любые новости о росте или падении доходов играют такую большую роль.

Акции «Крайслер» стоили два года назад 11 долларов, потому что разработки 92 года ожидались довольно низкими - около 44 центов на акцию. Однако, благодаря успеху новых моделей, доходность корпорации выросла до $ 1.47 в 92 году и до $6.77 в 93 году. Более того, в 94 году она ожидается еще выше - $7.45, а в 95-м - $9.35. Как рынок встретил эти известия? Цена на акции «Крайслера» поднялась до 60 долларов - в пять раз!

Так на какой возврат нужно ориентироваться после всего сказанного? Барьер 20-25 процентов, реальный долгосрочный возврат - 10-15 процентов. Больший возврат возможен, но с большим риском. Те, кто используют систему МРТ (Modern Portfolio Theory), которая часто отбирает «sekondary» - «второсортные» акции, получают до 35 процентов возврата. То есть, если хотите 15 процентов и выше, нужно искать «Growth Stocks» - «растущие акции» и нужно учитывать, что риск здесь выше, чем рыночный,

ЗАРАБАТЫВАТЬ НУЖНО БОЛЬШЕ, А ТЕРЯТЬ МЕНЬШЕ

Один из секретов заработков - это терять поменьше. Даже если вы правы только в половине случаев, но заработки превышают потери, вы впереди. Без ошибок невозможно. Но если терять 10 процентов, а зарабатывать 30 процентов, то можно потерять с тремя, выиграть с одной акцией и все равно избежать потерь. Преимущество маленького инвестора по сравнению с большим - можно легко и быстро продать. Взаимный фонд, имеющий миллионы акций, не может сразу выкинуть их на рынок - рынок это просто убьет.

Представьте себе, что у вас магазин. Если вы купили товар и он хорошо продается, - покупайте еще такой же товар. Если продается плохо, устройте распродажу, но не докупайте только потому, что вам лично не нравится. Важно, что нравится покупателю. «Покупатель всегда прав». Так же и с акциями. Если вы купили акции, которые растут в цене, купите еще. Если они начали падать - продайте, даже с убытками. Не бойтесь признаться в своей ошибке. Даже профессионалы часто ошибаются.

МЕНЕДЖМЕНТ РЕШАЕТ ВСЕ

Кто не слышал конкретную историю о каком-то конкретном предприимчивом бизнесмене, который одолжил денег, открыл бизнес, прогорел, снова начал и в конце концов стал миллионером. Когда Мёррэй Лендер пришел не так давно в отцовский бизнес, это была маленькая пекарня в Коннектикуте. Сегодня «Лендерс Бублики» продаются на десятки миллионов долларов в год.

Арнольд Гринберг из Бруклина с двумя друзьями организовал «Снапл Бевередж» - миллиардную компанию.

Ленинградец Сэм Гайзберг, одолжив в 87-м году 150000, за несколько лет построил двухмиллиардный бизнес. Хороший менеджмент может улучшить самый плохой бизнес. И наоборот, какой бы хороший бизнес ни был, плохое руководство может его развалить. (Покупают магазин - и теряют деньги: Несвежая продукция, дорогие цены, плохой сервис. Покупателей, естественно, нет. Приходит новый хозяин - стоят очереди.)

С АКЦИЯМИ ШАНСЫ НА ВАШЕЙ СТОРОНЕ

Легче всего сказать: «Я в этом ничего не понимаю». А и не нужно много понимать. Школьники играют в акции и получают возврат выше, чем профессионалы. Дети не знают никаких хитростей - покупают то, что им нравится, что они любят. Делайте то же» самое. Узнайте, кто производит. Видите что-то новое, спросите, что это, откуда.

«Постоянно следите за своими акциями до того и после того, как покупаете. Это как бизнес: купили бизнес и не следите за ним - все потеряете.

И не всегда обязательно всё время что-то делать. Лев - «царь зверей» - долго выжидает, прежде чем броситься в атаку, и нападает только на самое слабое животное в стае. Ждите и вы, пока не будете уверены. Бейте наверняка.

Совсем не так давно акции миллиардных компаний («Apple Computer», «Microsoft», «Newbridge Networks», «Cisco systems») можно было купить за десятую, двадцатую, тридцатую часть их сегодняшней цены. Прелесть американского акционерного рынка - этот процесс никогда не заканчивается. Постоянно возникают новые компании. Пока жива Америка, жив капитализм, живы талантливые люди, это будет продолжаться.