UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ ЧЕРНОБЫЛЬ

Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом» и консорциум западных компаний Bel...

Автор: Константин Зварыч

Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом» и консорциум западных компаний Belatom (Бельгия), SGN (Франция), Ansaldo (Италия) подписали контракт на строительство завода по переработке жидких радиоактивных отходов (ЖРО) Чернобыльской станции. Для размещения завода выбрана, естественно, по согласованию с Минэкобезопасности, площадка в пределах охраняемого периметра ЧАЭС непосредственно возле хранилища жидких отходов.

Будущий завод по переработке отходов станет комплексным предприятием, которое обеспечит извлечение отходов из емкостей, прием, подготовку, отверждение, упаковку и временное хранение кондицированных радиоактивных отходов. Требования к заводу соответствуют нормативам экологической безопасности Украины. В соответствие с ней жидкие отходы для долговременного хранения или захоронения должны быть переведены в стабильную форму, не взаимодействующую с окружающей средой. В данном случае отходы будут оцементированы, что соответствует требованиям и рекомендациям МАГАТЭ.

Откровенно говоря, проблема строительства такого завода актуальна давно: на ЧАЭС уже скопилось 13,5 тыс. кубометров ЖРО. При выводе станции из эксплуатации (когда-нибудь это обязательно произойдет, хотя бы из-за окончания проектного ресурса эксплуатации) возможно образование еще 10 тыс. кубометров отходов. Поэтому проектируемая мощность завода - 2,5 тыс. кубов в год - позволит ему успешно проработать десяток лет.

Однако не все сразу. Контракт на строительство завода подписан 16 сентября, а окончание строительства ожидается лишь в конце 2001 года. В соответствии с проведенным ЕБРР тендером, завод будет сооружаться западными подрядчиками «под ключ» с последующей передачей его Чернобыльской станции. Что приятно, украинским налогоплательщикам не придется раскошеливаться: все необходимые 17,4 млн. евро выделяются со счета ядерной безопасности ЕБРР в соответствии с соглашением о выделение гранта №006 между ЕБРР, правительством Украины и ЧАЭС.

Для подготовки и проведения тендера по выбору подрядчика на проектирование, сооружение и сдачу объекта в эксплуатацию была создана группа управления проектом под руководством европейского отделения фирмы Westinghouse (WESE) с участием английской компании NNC Ltd., киевского института «Энергопроект» и представителей заказчика ЧАЭС. Тендер на участие в проектировании и строительстве завода был объявлен ЕБРР в августе 1997 года. Второй этап тендера (после технических уточнений в проекте) был объявлен 2 апреля текущего года. После оценки представленных претендентами документов, ЕБРР «присудил» контракт консорциуму Belatom/SGN/Ansaldo.

Следует признать, что выбирать было из кого: на первом этапе в тендере участвовали так же столь известные в мировой энергетике гранды, как консорциумы, возглавляемые германскими ABB Reactor, Nukem и Siemens, а также американская Duratek.

На церемонии подписания контракта президент НАЭК «Энергоатом» Николай Дудченко заявил, что строительство завода это «еще один шаг» к закрытию ЧАЭС, причем «не первый и не последний». Действительно в июле был подписан аналогичный контракт на строительство второго на ЧАЭС хранилища отработанного ядерного топлива. Ожидается, что в скором времени будет принято решение о подрядчике на строительство завода по переработке твердых радиоактивных отходов.

Стоит однако отметить, что ввод этих объектов в эксплуатацию запланирован аж никак не в год «Х» - 2000-й, в котором в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании планировалось закрыть ЧАЭС. Сильный «плюс» этого документа в том, что в нем не указана конкретная дата. И энергетики в один голос утверждают, что останавливать единственный третий блок станции по крайней мере в начале года крайне нецелесообразно. Не для того блок был остановлен 1 июля на 132 дня для планового ремонта, истрачены миллионы гривен, чтобы блок проработал с 9 ноября (срок планового ввода энергоблока в эксплуатацию) до 1 января.

Хотя стопроцентной гарантии того, что запуск состоится по графику, никто не даст. Как сказал генеральный директор ЧАЭС Виталий Толстоногов, также подписавший контракт с украинской стороны, недостаток материальных ресурсов может способствовать продлению срока ремонта: на сегодня для окончания ремонта и проведения минимума необходимых работ требуется 3 млн. грн., а «для полного счастья» (расчета по старым долгам, закупки современного оборудования и т. д.) - 11,5 млн. грн.