UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как будут жить в старости нынешние тридцатилетние?

Нынешнее поколение европейской молодежи станет первым, живущим хуже своих родителей. Этот непреложный факт уже стал темой политических дебатов и социальных исследований...

Автор: Евгений Сташевский

Нынешнее поколение европейской молодежи станет первым, живущим хуже своих родителей. Этот непреложный факт уже стал темой политических дебатов и социальных исследований. Послевоенные годы экономического подъема привели к тому, что наиболее социально защищенным классом в большинстве европейских стран стали пенсионеры. Сейчас представители бэби-бумеров вправе сами решать, то ли им оставаться на рабочем месте, сколько заблагорассудится, то ли досрочно уходить на пенсию, используя более чем щедрые предпенсионные программы. Например, в Бельгии работает лишь каждый третий среди людей старше 55 лет. Средства для подобной роскоши современный уровень экономического роста не обеспечивает, поэтому рост государственной задолженности, в частности, во Франции, достигает совершенно неприличных показателей — две трети ВВП, и расплачиваться за эти долги придется, естественно, молодым поколениям.

Более того, совершенно очевидно, что потенциальный пенсионер сохранит за собой престижную и высокооплачиваемую работу и с легкостью откажется от менее привлекательной. И тем самым существенно «откорректирует» перспективу трудоустройства для молодых специалистов. В результате в той же Франции, где проблема проявляется с особой остротой, тридцатилетний человек зарабатывает в среднем на 40% меньше, чем пятидесятилетний, хотя еще в 1975-м этот разрыв составлял 15%. При этом процент выпускников высших учебных заведений, не нашедших себе работу в течение двух лет после получения диплома, увеличился за тот же период с 6 до 25. А доля дохода, которую тридцатилетние могут позволить себе откладывать на будущее, сократилась с 1996 по 2001 годы вдвое — с 18 до 9%.

Естественно, представители старшего поколения считают, что тяжелым трудом заработали себе право на не просто безбедную, но и нередко роскошную старость. Более того, так считает и очень много молодежи. И даже не столько под грузом моральных аспектов отношения к своим родителям, сколько… в расчете на то, что подобная обеспеченная старость будет уготована и им самим.

Однако реальных предпосылок для подобного оптимизма нет и в помине. Хотя основные кандидаты на пост президента Франции обещают не столько сократить расходы на пенсионные программы, сколько увеличить молодежные. И тем самым переложить тяжесть финансовой ноши на поколение внуков.