Не тут-то было. Всегда найдутся доброжелатели, которые донесут до общего сведения, что король-то голый и никаких «серьезных» оснований для оптимизма в Бразилии так пока и не появилось. И что очередной кризис так же неизбежен, как и очередной взлет. И даже бразильцам не остается ничего иного, как начать готовиться к очередному периоду затягивания поясов. «Мы, бразильцы, прославились своей короткой памятью, но все же она не настолько коротка, — утверждает Освальдо Кастро, директор по продажам Expresso Aracatuba одной из крупнейших транспортных компаний в стране. — Пора бы уже подумать о том времени, когда мы прекратим выруливать из одного кризиса к другому».
Одним из самых узких мест в раскачивающейся от кризиса к кризису бразильской экономике остается политика внутреннего кредитования. Бразильские банки, заслужившие не только почет и уважение, но и весьма ощутимую, хоть и казавшуюся маловероятной прибыль благодаря своей стойкости, с которой они в трудные для реала часы выкупали государственные облигации, так и не смогли до сих пор переориентироваться на кредитование частных предпринимателей и отдельных компаний. Даже после того как к концу 1999 года процентные ставки по внутренним займам сократились почти вдвое, их нынешняя величина в 19 процентов оказывается для бразильского предпринимателя не слишком привлекательной. Впрочем, ситуация на глобальном рынке кредитования вряд ли позволит бразильским банкам опустить процентные ставки ниже 14—15 годовых даже при самых удачных раскладах в бразильской экономике. Хотя местные бизнесмены и этому снижению весьма бы обрадовались.
Вторым основанием для беспокойства остаются недостаточные темпы роста объема экспорта. Джеффри Сакс из Гарвардского университета утверждает, что Бразилия с ее 7 процентами экспорта от объема ВВП тяготеет в этом отношении к слабейшим мировым экономикам, хотя по многим другим показателям претендует на роль быстро развивающейся экономики. Впрочем, именно в этом отношении за последние месяцы наметились серьезные сдвиги. За декабрь прошлого года, месяц, традиционно тяжелый для бразильского экспорта, стране удалось достичь положительного торгового сальдо в 249 миллионов долларов. А только за первые две недели января нынешнего года прирост объема экспорта составил и вовсе 30 процентов.
Впрочем, макропоказатели бразильской экономики не очень сильно занимают рядовых бразильцев. Белармино Иглесиас, хозяин стильного стейкхауза в Сан-Пауло, имеет свою точку зрения на все происходящее: «Год назад я действительно пребывал в панике, ежедневно выслушивая мрачные пророчества светил от мировой экономики по поводу неизбежной гиперинфляции и ледникового периода в бразильском бизнесе. Однако ничего непоправимого не произошло. Хотя реал и подешевел за год на 30 процентов, тем не менее круг нашей клиентуры из числа преуспевающих бизнесменов, собирающихся в нашем заведении за бизнес-ланчем обсудить свои сделки, существенно расширился. Я думаю, что бразильская экономика в каком-то смысле приобрела иммунитет к постоянным кризисам, и если они остаются неизбежными, то уже не кажутся такими страшными».