Ожидавшееся присутствие Президента на очередном заседании Кабмина 18 февраля априори создавало предвкушение экзекуции. Посему ажиотаж вокруг участия в событии был чрезвычайно велик. Пресс-служба накануне просто измучилась, многократно согласовывая и пересогласовывая состав допущенных к зрелищу. Самое при этом любопытное, что вопрос-то, который предполагалось обсудить, - «Об итогах работы народного хозяйства Украины в 1998 году» - был уже давно и почти единогласно оценен на «двойку». И в этой ситуации Президент решил несколько подбодрить своих министров и оценил их ежедневную работу на «тройку». Правда, при этом оговорился: на большее оная не тянет.
Именно из этих соображений в заглавие мы вынесли «итого», а не «итоги». Разница между ними примерно такая же, как между одноименными телепередачами московской студии НТВ. Поэтому в полном согласии с московской концепцией докладная записка Минэкономики начинается словами: «В 1998 году экономические процессы имели сложный и противоречивый характер».
Удивительно емкая фраза! Ведь благодаря ей все неудачи можно списать на происки объективных и субъективных факторов, а все успехи - исключительно на персонал того ведомства, которое отчитывается. При этом построение доклада соответствует хорошо накатанной за 70 лет традиции: начинать с «крупных успехов» и заканчивать «отдельными недостатками». К сожалению, по мере того, как падают ВВП и другие макроэкономические показатели, пропорции между «успехами» и «недостатками» меняются кардинальным образом, и теперь первые занимают в отчетных докладах и записках исключительно скромное место.
Итак, позитивное содержание 1998 года заключается в том, что с января «наметились определенные признаки стабилизации: увеличились объемы промышленного производства, транспортный комплекс характеризовался стабилизацией перевозок, был достигнут прирост объемов капвложений и строительно-монтажных работ. Впервые за последние годы наметилась положительная тенденция в производстве ВВП».
Далее были перечислены семь признаков указанной тенденции, кои в последующем тексте так или иначе варьировались, но новыми не пополнялись. За сие высокое чиновничье искусство Президент мог бы поставить ну если не «пятерочку», то «четыре с плюсом» точно. А разве не достоин высокой оценки тщательно сформулированный переход к послеавгустовским событиям, когда пошел сплошной «черный негатив», за исключением «реализации антикризисных мер финансовой стабилизации, наработанных правительством вместе с Национальным банком Украины» (в просторечии - административное зажатие валютного курса и цен)?
Итак, читаем в записке, в осеннюю «пору очарованья» ввиду некоторого просчета с выпуском ОВГЗ для покрытия дефицита бюджета, а также мирового и особо опасного российского финансового кризиса, гривня девальвировалась на 51,1%, ВВП к концу года упал на 1,7%, промышленное производство - на 1,5%, валовая агропродукция - на 8,3%, внешнеторговый оборот - на 13,4%, реальные доходы населения - на 4,8%. Зато лихо подпрыгнули все социальные невыплаты, открытая и скрытая безработица. И это надругательство над «тенденцией» произошло вопреки блистательным антикризисным мерам финансовой стабилизации.
Поскольку Леонид Данилович Кучма - все же не Александр Иванович Лебедь, то оценку ежедневной деятельности министров дал не в тюремном, а сугубо школьном лексиконе. Правда, он не уточнил, министры какого из девяти правительств независимой Украины имеются в виду. Разве только о сегодняшнем коллективе идет речь, коль в записке значится: «недопоступление средств приватизации госимущества... вызвано невыполнением программы приватизации» или «состояние расчетов с бюджетом в отношении налоговых обязательств свидетельствует, что плательщики налогов стали на путь сознательного игнорирования интересов государства по выплате в бюджеты всех уровней налогов и сборов»?
А почему, собственно, не игнорировать? Только по закону «О списании и реструктуризации налоговой задолженности плательщиков налогов по состоянию на 31 марта 1997 года» бюджет-97 лишили 5,4 млрд. грн., а в 1998 году вернули в казну лишь 38,3% планируемых долгов. Таких «сознательных игнорирований интересов государства» было полным-полно до и после 31 марта 1997 года. Если сама власть идет на такие меры, то станут ли руководители предприятий обращать внимание на то, есть или отсутствуют «правовые нормы недопущения роста задолженности в будущем»?
«Мне нужно, - заявил г-н Кучма, - деловое, конструктивное сотрудничество правительства с законодателями, а не постоянный скулеж: и то не так делается в стенах парламента, и это не по-нашему». Просим нас простить, но мы так и не поняли, какое еще нужно сотрудничество, если, по данным доклада, за январь-сентябрь прошлого года сумма предоставленных льгот на 35,1% превышала фактические поступления в бюджет. Но ведь любое налоговое изменение, как правило, разрабатывает Кабмин, принимает ВР, а утверждает Президент. Добавьте совместные списания и реструктуризации долгов, и перед нами - замечательный пример дружного совместного секвестрирования бюджета, не так ли?
Увы, основной причиной перманентного финансового кризиса (в августе 1998 года произошло лишь его очередное обострение) является не бюджетный дефицит, а громадная нехватка ликвидности (в просторечьи - денег) в реальном секторе. Судя по отчету Минэкономики, 40% стали определяющим показателем финансовой деградации предприятий: примерно на столько выросли в минувшем году кредиторская и дебиторская задолженности, именно таков ныне средний уровень бартеризации. Так как подавляющая часть сделок в реальном секторе осуществляются без использования денег, резко подорожали трансакционные издержки, а любые меры по увеличению собираемости налогов с предприятий обречены на неэффективность, ибо их прибыль в лучшем случае есть разница между дебиторской и кредиторской задолженностями
Формально в Украине созданы все атрибуты рыночной экономики: двухуровневая банковская система, финансовые и торгово-посреднические структуры, фондовый и валютный рынки. Но вся эта инфраструктура - «потемкинская деревня», которая обслуживает почти исключительно процесс потребления стоимости, а не ее создания. Вот почему все годы «радикальных экономических реформ» действуют реальные процентные ставки, во много раз превышающие прибыльность производственного капитала. Естественно, подобный механизм уничтожения экономики не может действовать вечно. Ее стремительно приближающийся крах и зафиксировала докладная записка Минэкономики: в целом по Украине разница между кредиторской и дебиторской задолженностями составляет уже привычные 40%, т.е. мы обитаем в стране-банкроте. Так что наиболее актуальную проблему, которую следовало бы обсудить на данном Кабмине, мы бы сформулировали так: «Доживем ли до очередной финансовой стабилизации?»