С наступлением экономического кризиса в Европе сами собой определились наиболее слабые звенья: Греция, Португалия, Ирландия, Испания, Италия. В течение последнего года Европейский Союз в целом и еврозона в частности тревожно наблюдали ситуацию в Греции, предприняли ряд неотложных и экстраординарных мер для спасения греческой экономики. Казалось, потушили самый мощный очаг возгорания, чем уберегли от пожара всю евроэкономику. И не то чтобы успокоились, а скорее привыкли, что Греция — главная европейская проблема.
И вдруг — тлевшая искра кризиса вспыхнула в Ирландии. Уставшая Европа опять мобилизовалась, теперь — на спасение Дублина. Прозванная в начале 2000-х годов «кельтским тигром» за интенсивное развитие экономики, сегодня Ирландия страдает от наиболее глубокой рецессии среди всех развитых стран.
Скандал вокруг Англо-Ирландского банка разразился не так давно, его детали пока еще не стерлись в памяти ни в Европе, ни в Америке. Он послужил тем Рубиконом, с которого Ирландия начала свой необратимый кризисный спуск.
Крах рынка недвижимости 2008 года — а в Ирландии он оказался самым тяжелым среди всех развитых стран — «подарил» ирландским банкам огромные невозвратные долги. Однако в плачевное состояние они ввергли себя сами, в основном из-за рискованных спекулятивных сделок с недвижимостью, причем не только в Европе, но и в США.
Правительству в начале 2009 года пришлось национализировать значительную часть банковского сектора, с долгами в 50 млрд. евро. Англо-Ирландский банк очутился в центре ряда корпоративных скандалов, связанных с залоговыми программами. В феврале полиция произвела обыск в офисе банка, а в марте 2010-го по обвинению в мошенничестве был арестован бывший председатель правления Шон Фитцпатрик.
Сегодня Ирландия для спасения своих банковских учреждений, и в первую очередь, Англо-Ирландского банка, гарантирует рекордную сумму — 50 млрд. евро. Такое спасение банков выльется в раздувание бюджетного дефицита до 32% ВВП, что более чем в десять раз превышает допустимые Пактом стабильности 3% и станет рекордом среди всех стран еврозоны. С другой стороны, по словам министра финансов Ленихэна, Англо-Ирландский банк «вырос до половины национального богатства», и его банкротство нанесло бы огромный ущерб экономике страны.
На уходящей неделе, во вторник и среду, министры финансов 27 стран Евросоюза обсуждали в Брюсселе пути, возможности и размеры помощи Ирландии, а также другим странам ЕС, в наибольшей мере пострадавшим от экономического кризиса. Была высказана принципиальная готовность помочь Ирландии финансово, если она обратится за помощью. Еврокомиссар по финансам Олли Рен заявил, что ЕС уже готовит план помощи ирландской экономике, ибо опасается, что правительство страны окажется не в состоянии расплатиться по своим долговым обязательствам.
Более того, Ирландию призывали к благоразумию: министр финансов Австрии Йозеф Прёлль заявил, что «необходимо извлекать уроки из ситуации в Греции — слишком долгое ожидание в начале обойдется слишком дорого в конце».
Но вот незадача — Ирландия не просит о помощи. Премьер-министр Ирландии Брайан Коуэн, выступая во вторник в правительстве, категорически не согласился с такой постановкой вопроса и отверг любые «принуждения» к принятию этой самой помощи. Он опроверг информацию о том, что его правительство готово получить средства в рамках программы спасения экономики еврозоны. (Как известно, в мае ЕС создал специальный Европейский фонд финансовой стабильности в размере 750 млрд. евро, из которого Греция получила своих 110 млрд.) Коуэн заявил, что у Ирландии достаточно средств на покрытие расходов не только в текущем году, но даже вплоть до середины 2011 года.
Естественно, премьер пытался в первую очередь успокоить рынки и инвесторов. Хотя при нынешних показателях это сделать трудно: дефицит госбюджета Ирландии уже сейчас составляет 12%, во втором квартале объем ВВП сократился на 1,2%, задолженность перед иностранными банками достигла 730 млрд. евро (для сравнения, у Греции — 175 млрд.), а процентные ставки по государственным десятилетним облигациям составляют 8% и продолжают расти. На саммите большой «двадцатки» в Сеуле представители пяти крупнейших экономик ЕС были вынуждены даже выступить с заявлением о том, что инвесторы не потеряют деньги, вложенные в экономики Ирландии и Португалии.
Премьер-министр Ирландии уверяет, что конкретное решение проблемы у его страны есть, и даже заметил, что наблюдаются первые показатели экономического роста. Под конкретным решением он, очевидно, имел в виду планируемое сокращение бюджета — на общую сумму в 15 млрд. евро к 2014 году, из них на 6 млрд. евро — в следующем году. В начале декабря правительство действительно намерено обнародовать четырехлетний план сокращения бюджета до 3%, а добиваться его будет весьма традиционными мерами — сокращением расходов и повышением налогов.
Как на него отреагируют граждане страны, можно лишь гадать. По оценкам некоторых экспертов, безработица, достигшая за последний год 13%, приведет к тому, что в не столь отдаленном будущем около 100 тыс. ирландцев покинут родину в поисках работы. По мнению экспертов, чтобы избежать дефолта, Ирландии потребуется заем в 5 млрд. евро уже в январе—феврале следующего года.
В отличие от ирландских властей, финансовые институты не так твердо убеждены в финансовых возможностях Ирландии. Поэтому группа экспертов из Еврокомиссии, Европейского центрального банка и МВФ уже в четверг направилась в Дублин, дабы на месте провести финансовую оценку и заодно рассчитать размер потенциальной помощи стране. Пристальному рассмотрению подвергнется прежде всего банковская система. Министр финансов Брайан Ленихэн поспешил заявить, что правительство будет максимально сотрудничать с прибывающей миссией.
Тем временем британское информагентство Reuters и американская газета Wall Street Journal, ссылаясь на собственные источники, поведали, что Дублин все-таки ведет переговоры об антикризисном пакете, и что величина этого пакета колеблется от 80 до 100 млрд. евро, и что направлен он будет, вероятнее всего, на поддержку самого пострадавшего сектора ирландской экономики — банковского. Один из вице-президентов ЕЦБ подтвердил, что могут быть выделены прямые банковские кредиты, однако получит их все равно правительство.
***
Почему так важно потушить экономические пожары на «окраинах» ЕС, объяснил в начале недели президент Европейского совета Херман ван Ромпей. Обычно спокойный бельгиец высказался в этот раз довольно категорично и взволнованно: «Чтобы обеспечить выживание еврозоны, мы должны консолидировать усилия. Если не выживет еврозона, не выживет и весь Евросоюз».
Вряд ли все так драматично. Ибо Европейский Союз, образовавшись в 1957 году как Европейское экономическое сообщество, прирастал все новыми членами и в течение последующих 50 лет существовал, в принципе, довольно стабильно. Введение в 1999 году единой европейской валюты, призванное сплотить европейские экономики, на самом деле ожидаемого эффекта не принесло. Хотя период создания, написания уставов, обсуждения условий, печатания банкнот и чеканки монет, а затем сам процесс становления и расширения приносил все новые успехи, и оптимисты чувствовали свою правоту.
Однако последний экономический кризис стал настоящим испытанием для молодой валюты, внес существенные коррективы в функционирование зоны евро и позволил пессимистам завести громкий разговор о скорой кончине евро и распаде всей его зоны. К примеру, известный «предсказатель кризисов» Нуриэль Рубини, профессор Нью-йоркского университета, в октябре обнародовал свой «наилучший вариант развития событий», согласно которому «еврозона кое-как перетерпит еще пару лет, а затем распадется из-за совокупности реструктуризации государственных долгов и выхода некоторых наиболее слабых экономик».
Как оказалось, консолидироваться политически Европе было намного проще, чем экономически. И если вдруг еврозона, частями или в целом, перестанет существовать, то уж ЕС вряд ли постигнет столь печальная участь. Тут Херман ван Ромпей, вероятно, погорячился. Но понять его можно: тревожное предостережение явно сработает эффективнее, чем видимость спокойствия.
Да и болезненный пример Греции это правило подтвердил более чем. Помнится, в течение всей прошлой зимы греческий премьер Георгиус Папандреу, посещая Брюссель, Давос, Москву, опять Брюссель, мужественно отбивался от вопросов о грядущем суверенном дефолте и заверял взволнованных коллег по ЕС, что Греция в состоянии справиться с кризисом самостоятельно и обращаться за помощью ни к ЕС, ни к МВФ не собирается. Он даже обвинял партнеров по Евросоюзу в распространении панических настроений на рынках.
К счастью, бравада эта не закончилась трагически. Евросоюз и Международный валютный фонд подоспели с финансовой помощью в виде кредита в 110 млрд. евро сроком на три года, однако предоставили ее в рамках жесткого финансово-экономического контроля.
Не секрет, что Ирландию пугает пример Греции, которая получила финансовую помощь от ЕС и МВФ наряду с жестким экономическим диктатом, включая периодическое повышение налогов и постоянное согласование с Брюсселем любых бюджетных трат. Если Дублин согласится на помощь и контроль бюджета со стороны ЕС, то доверие к правительству самих ирландцев упадет рекордно низко. А в стране на следующей неделе грядут промежуточные выборы.
Но дело не только в избирателях. Страна, прибегающая к внешней финансовой помощи, теряет доверие инвесторов, и они стремительно выводят деньги в более безопасные регионы. Для ирландцев, генетически очень гордой нации, такое развитие событий сравнимо с потерей уважения в мире. Судя по всему, они будут держаться до последнего.
Однако переговоры с возможными кредиторами Дублин все же начал. К концу четверга министр финансов Ирландии признал, что его стране необходима финансовая помощь. Хотя с миссией экспертов, по его словам, никакие конкретные программы или суммы пока не обсуждались.
Кто убедил ирландские власти в необходимости таких переговоров? В первую очередь, Евросоюз. Серьезная озабоченность экономическим состоянием зоны евро и боязнь получить в результате «мягкой» политики цепную реакцию экономических дефолтов заставляют Еврокомиссию применять более жесткие меры, в частности, «вынуждать» тонущую Ирландию к получению спасительного кредита. К тому же не только из Брюсселя исходят сигналы тревоги. Многие финансисты и обозреватели также считают, что Ирландия становится новым серьезным источником нестабильности в Европе.
В случае, если стабфонд ЕС все-таки будет рассматривать вопрос Ирландии, то решение может быть принято к середине декабря. Но это при условии, что в первые дни декабря программа «спасения» Ирландии уже будет согласована сторонами. А 7 декабря правительство страны планирует обнародовать свой антикризисный бюджет. Посему остается неясным, кто, в конце концов, настоит на своем — ЕС или Ирландия.
Ждать до декабря осталось недолго. Желательно, чтобы за это короткое время кризис не настоял на своем...