UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ИНВЕСТОРЫ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЕ КРЕДИТОРОВ», —

Уже в течение нескольких лет вопрос приватизации Запорожского алюминиевого комбината так и остается нерешенным...

Автор: Владимир Писковый

Уже в течение нескольких лет вопрос приватизации Запорожского алюминиевого комбината так и остается нерешенным. Созданное на базе ЗАлКа открытое акционерное общество по-прежнему целиком принадлежит государству. Из-за этого потенциальные инвесторы явно не заинтересованы вкладывать средства в производство украинского алюминия, несмотря на его безусловную привлекательность.

К концу третьего квартала 1997 года Фонд госимущества планировал продать на некоммерческом конкурсе за деньги два пакета акций ЗАлКа - по 26% и 20%, оставив в госсобственности 25,1% акций. Однако этим планам так и не суждено было сбыться. Очередной передел собственности намечен на следующий год: в списке 27 инвестиционно привлекательных предприятий, предложенном Кабмином на рассмотрение парламента, присутствует и ЗАлК. За продажу 48-процентного пакета акций ЗАлКа правительство якобы намерено получить около 75 млн. грн.

Справка «ЗН»

Запорожский алюминиевый комбинат - открытое акционерное общество с уставным фондом в 155682 тыс. грн., разделенным на 622729120 акций, принадлежащих государству. На предприятии занято 7800 работников.

Структуру ЗАлКа составляют четыре основных цеха: электролизный, глиноземный, электротермический и товаров народного потребления.

Основными видами выпускаемой комбинатом продукции являются алюминий и легированные сплавы на его основе, кремний кристаллический, глинозем. Предприятие располагает мощностями, позволяющими ежегодно производить 100 тыс. тонн алюминия, 240 тыс. тонн глинозема и 22 тыс. тонн кремния.

В 1997 году выпуск товарной продукции в действующих ценах достиг на ЗАлКе 337 млн. грн.- на 14,8% больше, чем в 1996 г. В прошлом году этот показатель увеличился до 416,2 млн. грн. (темп прироста - 3,5%). Плановое задание на нынешний год составляет 421,9 млн. грн.

По итогам прошлого года на внутреннем рынке реализовано 20% произведенного на ЗАлКе алюминия. Основными потребителями продукции комбината в Украине являются ПО «Кремнийполимер» (кремний кристаллический); АО «Металлургический комбинат «Азовсталь», ОАО «Завод малогабаритных трансформаторов», ЗАО «Проммашторг», ЗАО «Струм», ЗАО «Завод Южкабель», ЗАО «ТЭК «Итера-Украина» (алюминий и его сплавы); ОАО «Запорожогнеупор» (глинозем).

А тем временем Запорожский алюминиевый живет своей жизнью. О его нынешнем положении рассказал председатель правления ОАО и генеральный директор ЗАлКа Иван БАСТРЫГА.

- Иван Михайлович, насколько соответствует действительности информация о том, что вы лично настаиваете на продаже не 48, а 40 процентов акций предприятия?

- Я не настаиваю ни на 40%, ни на любом другом пакете акций.

- Тогда, получается, вам не нужен стратегический инвестор?

- Очень нужен. Однако, зная опыт приватизации как запорожских, так и украинских и российских заводов, я, как генеральный директор, занимаю такую позицию: инвестор должен быть не бумажный, обещающий большие миллионы, а конкретный, который сделает вложения в модернизацию комбината - в развитие производства, решение экологических программ. А будет ли это наш или иностранный партнер и какой пакет он получит во владение - принципиального значения не имеет.

- Ходили слухи, что руководство ЗАлКа не прочь войти в состав корпорации, которая бы объединила украинские и российские предприятия по производству алюминия…

- Они несостоятельны, поскольку о подобных планах речи не было. Мы действительно встречались с российскими коллегами и даже подписали совместный протокол, предусматривающий цивилизованное ведение внешнеэкономической деятельности, которая исключает недобросовестные методы конкуренции. На этом наши контакты исчерпываются.

- Это правда, что в каждом вазовском автомобиле содержится более 40 кг запорожского алюминия?

- Да, это так.

- И как к этому относятся российские коллеги, которых вы очевидно тесните на их внутреннем рынке?

- Скажем так - достаточно спокойно. Складывается впечатление, что свой рынок их мало интересует. Иначе бы не отдавалось предпочтение работе по толинговой схеме, позволяющей платить минимум налогов внутри страны и вполне легально вывозить капитал за границу.

- Интересно, а сколько запорожского алюминия в «Таврии-Новой»?

- Практически нисколько. По крайней мере, напрямую автозавод у нас металл не покупает. Возможно, они пользуются услугами посредников.

- Специалисты считают, что алюминиевому комбинату стоит избавиться от собственного глиноземного производства, поскольку оно морально устарело и существенно снижает рентабельность конечной продукции.

- Действительно, из-за дополнительной перегрузки и транспортировки бокситов мы теряем 21 доллар на тонне. Да и по сравнению с Николаевским глиноземным у нас устаревшая технология и оборудование, поэтому производственные затраты на 7% выше. Несколько лет назад мы хотели закрыть производство глинозема, но, к счастью, вовремя одумались. Глинозем - продукция ликвидная, мы не только полностью обеспечиваем им собственное производство, но и продаем излишки. И я уверен, что для государства выгоднее не сокращение производства, а совершенствование технологий, увеличение объемов выпуска продукции.

- Независимость от НГЗ, наверное, позволяет вам высказать свою оценку ситуации, сложившейся на этом предприятии?

- Я не хотел бы вдаваться в детали, скажу лишь, что наш комбинат никогда не работал и не собирается работать по толинговой схеме. Хотя, безусловно, для предприятия она весьма выгодная, поскольку предполагает уплату налогов лишь с затрат по переработке. Но тогда предприятие замыкается только на собственных интересах, игнорируя проблемы территории, на которой оно расположено… А что касается страстей, которые разгораются вокруг НГЗ, уверен, у нас они не должны повториться.

- Занимая такую позицию, предприятие вправе рассчитывать на адекватное отношение со стороны государства. Тем не менее, об особых успехах в реализации госпрограммы «Алюминий Украины», принятой еще в начале 90-х, увы, говорить не приходится.

- Отчасти вы правы, программа воплощается в жизнь с большими сложностями. Тем не менее многое удалось: мы заменили две турбины на ТЭЦ, потратив на это 15 млн. грн. В этом году введен в строй цех алюминиевой катанки, что позволяет торговать продукцией более высокой степени переработки - цилиндрическими слитками под заказы наших и российских кабельных заводов.

- Однако, вопреки планам проект строительства завода по выпуску алюминиевого листа и фольги пока не реализован.

- История этого проекта берет начало в 1993 году, когда итальянская фирма Fata выиграла тендер. По сравнению с условиями, выдвинутыми немецкими, французскими, японскими фирмами, предложения итальянцев были более выгодными, поскольку предоставляли возможность открытия государственной кредитной линии под гарантию нашего правительства. Но реализация проекта отодвинулась на два года по вине итальянской стороны. За это время резко ухудшились экономические условия в Украине, и стало ясно, что комбинат не сможет реализовать проект самостоятельно, как это планировалось изначально. Пришлось обратиться за помощью к правительству. Вопрос очень долго решался, пока 26 декабря 1996 года вышло постановление Кабинета министров, предусматривавшее выделение ЗАлКу в конце 1996 года 7 млн. грн. и, начиная с 1997 года, - 90 млн. грн. на строительство завода и обслуживание кредитной линии. Совместно с «Эксимбанком» мы разработали технологические схемы, и в мае 1997-го подписали кредитное соглашение. С этого дня вступил в действие контракт, предусматривавший изготовление и поставку оборудования. К сожалению, вопреки постановлению государство так и не выделило нам ни копейки. Весь груз строительства лег на плечи комбината. Естественно, наши возможности не позволяли и сегодня не позволяют активно вести строительство. Поэтому пуск завода пришлось разбить на три очереди. Первую - выпуск рулонной заготовки - мы планируем запустить в этом году. Вторую - получение алюминиевого листа - в следующем. И, наконец, полное завершение цикла производства упаковочных материалов должно быть закончено в первой половине 2001 года.

- Как вы считаете, насколько обоснованы обвинения в адрес ЗАлКа в том, что из-за просчетов на стадии проектирования государство вынуждено нести дополнительные затраты?

- Действительно, государству пришлось пойти на определенные расходы, связанные с погашением итальянского кредита. Но я категорически не согласен с утверждениями о том, что для государства это обернется потерями. Уже хотя бы потому, что страна получит современное предприятие, выпускающее высоколиквидную продукцию. С окончательным вводом в строй завода доля первичного алюминия, точнее, литейных сплавов, в общем объеме реализации у нас сократится до 45%, а остальной металл будет подвержен более глубокой переработке. Поэтому разного рода упреки как минимум несостоятельны, поскольку до подписания правительственного постановления никаких кредитных договоров ЗАлК не заключал. Это документально подтверждено.

- Новое производство останется в составе комбината?

- Пока это окончательно не решено. Мы предлагаем Минпромполитики предоставить заводу статус юридического лица, передав ЗАлКу пакет акций, эквивалентный сумме затрат, которую понес комбинат в процессе его строительства. По нашим подсчетам, эта доля может составить порядка 27%, а остальные акции достанутся государству для привлечения инвесторов. Кстати, это позволит компенсировать бюджетные затраты.

- И напоследок, Иван Михайлович. В конце сентября комбинат подписал соглашение с Американским агентством по торговле и развитию о предоставлении ЗАлКу гранта на 240 тыс. долларов для изучения возможностей конверсии и расширения производственных мощностей, которые бы соответствовали современным экологическим стандартам. Чем вызвана подобная щедрость и какие она открывает перспективы для предприятия?

- Безусловно, с благотворительностью это соглашение не имеет ничего общего. Скорее, наши партнеры намерены подготовить для себя объем работы на будущее. Если их проект окажется для нас приемлемым, возникает необходимость в инвестициях в 170 млн. долл. Это позволит комбинату на 40 процентов увеличить объемы производства и полностью решить экологические проблемы. Нас такая перспектива вполне устраивает, поскольку, по моему глубокому убеждению, иметь дело с инвесторами намного предпочтительнее, чем с кредиторами.