UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ

В конце прошлого года журналистов уже обвиняли в том, что из-за их писанины продукция совместного украинско-корейского предприятия «АвтоЗАЗ-Daewoo» не имеет достаточного спроса...

Автор: Владимир Писковый

В конце прошлого года журналистов уже обвиняли в том, что из-за их писанины продукция совместного украинско-корейского предприятия «АвтоЗАЗ-Daewoo» не имеет достаточного спроса. А несколько месяцев спустя они снова оказались крайними, обнародовав секрет полишинеля: премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко одобрил отставку председателя совета директоров СП Александра Сотникова. Но через день премьер заявил в интервью, что не давал никаких распоряжений об освобождении А. Сотникова от должности, добавив, что этот вопрос инициирует корейская сторона, которая не выполняет своих инвестиционных обязательств.

Как говорится, не в угоду корпоративной солидарности, а чисто из любопытства хотелось бы узнать если не об отставке, то о чем же именно свидетельствовали совершенно недвусмысленные фразы: «Минпромполитики считает необходимым заменить как председателя совета директоров А. Сотникова, так и генерального директора Че Кванг Ока» (из письма министра промышленной политики Василия Гуреева в Кабмин от 19 марта с.г.) и «С предложением о необходимости укрепления руководства СП «АвтоЗАЗ-Daewoo» согласиться» (из премьерской резолюции на нем от 24 марта с.г.)? Хотя, в принципе, это не столь и важно по сравнению с другими откровениями премьера.

По сообщению информационного агентства УНИАН, В. Пустовойтенко высказался о поддержке правительством Сотникова, который, понимая ситуацию, заявил о своей готовности уйти с должности. С учетом этого Кабмин обратился к руководству Daewoo с просьбой дать письменное объяснение, как будет развиваться проект, если будет освобожден А. Сотников. По словам В. Пустовойтенко, если не будет согласована программа инвестиций с Daewoo, то Сотников ни в коем случае не будет освобожден от должности.

Ну, как тут не проникнуться чувством законной гордости за страну, в которой судьба отдельно взятого чиновника равноценна миллиардному проекту?! Поистине, люди у нас (разумеется, не все, но хотя бы некоторые) на вес золота. И если не вдаваться в тонкости торга, нельзя не уделить внимания личности, карьера которой стоит таких денег.

Сорокапятилетний Александр Сотников вправе утверждать, что изначально его трудовая биография имеет непосредственное отношение к автомобилям. По окончании школы он некоторое время пытался их чинить, овладевая ремеслом автослесаря. Но, судя по всему, особой тяги к этому делу юноша не испытывал, иначе после службы в армии он не поступил бы в Полтавский кооперативный институт для постижения тонкостей бухгалтерского учета. Человек самолюбивый и, по собственным словам, целеустремленный, он, скорее всего, не удовлетворился бы должностями старшего бухгалтера, начальника ревизионного отдела райпо и даже главбуха райсельхозхимии. Хотя бы потому, что они не сулили серьезной карьеры. Намек на нее появился лишь в 1985 году с переходом Сотникова на скромную должность начальника отдела бухучета станции технического обслуживания ПО «АвтоЗАЗ». Через год он становится заместителем начальника управления по учету производства, финансов и расчетов, а еще через четыре - начальником этого же управления. В 1994 году Сотников уже первый заместитель директора по экономике и финансам АО «АвтоЗАЗ», а спустя два года - директор по экономике и финансам, заместитель генерального директора автозавода.

К тому времени основательно зашаталось кресло под предыдущим гендиректором Степаном Кравчуном из-за его категорического несогласия вступать в альянс с южнокорейской корпорацией Daewoo. Упрямство стоило Кравчуну должности и, как он потом сам выразился, «нормальной президентской пенсии в 49 гривен». Его преемником, вопреки всем прогнозам, стал А.Сотников.

Утверждение в должности новый председатель правления АО «АвтоЗАЗ» начал… со скандала. Он взялся за кардинальное обновление исполнительной дирекции «АвтоЗАЗбанка». Это финансовое предприятие было учреждено автозаводом, который на момент вступления А.Сотникова в должность являлся собственником наиболее крупного пакета акций банка - 23%. После длившегося несколько месяцев конфликта новый руководитель добился поставленной цели. В итоге через два с половиной года доля «АвтоЗАЗа» составила менее 8%, а владельцами почти 69% акций банка стали три запорожских общества с ограниченной ответственностью, чьи деловые взаимоотношения настолько тесные, что многие представители местного бизнеса склонны воспринимать их как одну фирму.

Не прошло и года с момента вступления А.Сотникова в должность председателя правления АО «АвтоЗАЗ», как возник новый серьезный конфликт. Министр машиностроения Валерий Малев обратился с письмом в правительство с резко негативной оценкой деятельности нового руководителя автозавода. В частности, ему вменялось в вину непринятие действенных мер по выводу предприятия из кризиса, игнорирование министерских рекомендаций, пассивность в привлечении иностранных инвесторов. Больше того, председатель правления обвинялся в недостаточном контроле за деятельностью подчиненных структур, что приводило к нарушению финансовой деятельности, разворовыванию государственного имущества. Весьма критично оценивались загранкомандировки Сотникова, пассивность по оплате долгов, эффективность использования кредитов, меры по реструктуризации предприятия. Письмо заканчивалось однозначным выводом: «Минмашпром считает необходимым поставить перед ФГИ вопрос о несоответствии А.Сотникова занимаемой должности и о досрочном разрыве с ним контракта».

Тогда, в начале 1997-го, Сотникову удалось избежать отставки. Больше того - в ответ он публично обвинил Минмашпром в стремлении всеми способами устранить потенциальных конкурентов Daewoo, выразивших готовность предоставить инвестиции запорожскому автозаводу. Весьма нелестными были его оценки и целей южнокорейской корпорации, упорно стремящейся закрепиться на украинском рынке. Правда, спустя некоторое время официальные высказывания А.Сотникова в отношении Daewoo стали прямо противоположными, но, думается, это вряд ли повлияло на отношение к нему потенциальных партнеров. Не случайно же, когда факт создания СП обрел вполне реальные черты, появилась неофициальная информация о том, что председатель Daewoo Group Ким У Джунг согласен видеть на посту председателя совета директоров совместного предприятия с украинской стороны кого угодно, только не Сотникова. Столь же категоричным был господин Ким и во время визита в Украину в сентябре прошлого года, предлагая заменить как председателя совета директоров (представитель украинской стороны), так и генерального директора СП (представитель корейской стороны). Наконец, на состоявшейся в конце прошлой недели встрече украинского премьера с председателем Daewoo Group корейская сторона в качестве непременных условий продолжения сотрудничества выдвинула требование отставки А.Сотникова с поста председателя совета директоров и перевода расчетного счета СП из «АвтоЗАЗбанка» в другой банк.

Как и в случае переговоров о создании СП, временной фактор сыграл на руку корейцам. Хотя и глава правительства, и первый вице-премьер совсем недавно утверждали о поддержке действий А.Сотникова на посту председателя совета директоров СП, ссылаясь на отстаивание им государственной позиции, требования партнеров были приняты. По информации агентства УНИАН, заместитель министра промышленной политики Вадим Лящов сообщил, что корейская сторона в лице председателя Daewoo Group подтвердила желание продолжить финансирование проекта и обязалась выполнить свои инвестиционные обязательства. «Сегодня все вопросы решены», - отметил В.Лящов.

Министерский оптимизм столь же понятен, сколь и небесспорен. Разделить его - значило бы отождествить проблемы за год существования СП лишь с кадровыми неурядицами. Но то, что истинные причины перманентного украинско-корейского конфликта на почве автомобилестроения намного серьезнее, уже признают даже те, кто в недалеком прошлом упорно ратовал за скорейшее создание СП. В частности, народный депутат Сергей Терехин, комментируя итоги правительственных переговоров с Daewoo, заметил, что «ситуация складывается опасная» и в случае, если корейская сторона не пойдет на компромисс и не снимет своих требований, необходимо будет остановить выполнение проекта. Спрашивается, а на что же тогда надеялись его инициаторы в процессе его подготовки? Об этом, кстати, я при случае поинтересовался у коллеги С.Терехина Виктора Пинзеника.

Убедившись в том, что Виктор Михайлович знаком с текстом учредительного договора совместного предприятия, я спросил, стал бы он лично его подписывать.

- Давайте говорить о конкретных пунктах договора, потому что его деталей я не помню, - парировал В.Пинзеник.

- Без деталей вполне можно обойтись, если вести речь о самой идее договора в том виде, в котором он существует.

- О чем мы говорим? Давайте еще раз вернемся к 1997 году. Была ли альтернатива? С одной стороны - все ушли: General Motors, Fiat, французы, немцы. Была лишь корейская компания…

- Да не они ушли, а их ушли...

- Это другой вопрос. Я согласен с вами. Но подойдем с другой стороны. Мы же говорим о судьбе людей. Это же судьба наших граждан Украины, и не только одного завода. Я категорический противник льгот. Ненавижу слово «льготы». Но выбора не было: либо мы даем возможность подняться на ноги этому заводу, либо мы этого никогда не сделаем. Выиграла от этого Украина? Безусловно, выиграла!

В чем заключается этот выигрыш, собеседник уточнять не стал, сменив пафос на обличение: «Я понимаю, что не выиграл кое-кто, я знаю заказные публикации, которые идут по Украине, знаю, кто платит». В степени компетентности Виктора Михайловича я и до этого нисколько не сомневался. Но меня интересовал иной вопрос, от ответа на который народный депутат предпочел уклониться.

Подобную позицию, похоже, разделяют и те, от кого непосредственно зависит судьба украинского автомобилестроения. Их внимание сейчас сосредоточено на подборе очередной кандидатуры на пост председателя совета директоров СП. В качестве претендентов сейчас называют пять фамилий, четыре из них - запорожские…

Задача, что и говорить, ответственная. Остается лишь надеяться, что хотя бы после ее решения представится возможность усвоить правило, определяющее влияние перемены мест слагаемых на результат. При желании это не так и сложно - все же не высшая математика…