UA / RU
Поддержать ZN.ua

ING ОБМАНУЛСЯ В УКРАИНЕ

Во вторник представители Министерства финансов пришли в киевский офис банка ING Barings в доме быта «Столичный»...

Автор: Егор Соболев

Во вторник представители Министерства финансов пришли в киевский офис банка ING Barings в доме быта «Столичный». В банке ждали этого визита - слухи о том, что правительство готовит ему свинью, появились еще на прошлой неделе. Слухи подтвердились: визит начался с предложения реструктуризировать 80% выплат по кредиту, который должен быть погашен в пользу ING Barings 9 июня. В банке горестно вздохнули, стиснули зубы и начали отбиваться.

ING Barings - не первый банк, получивший такое предложение. Кредиторы правительства вздыхают и стискивают зубы вот уже 10 месяцев. Осенью прошлого года Минфин реструктуризировал большую часть выплат по кредитам банков Merrill Lynch и Chase Manhattan, в результате чего были затронуты интересы целой группы других не менее именитых инвесторов. Теперь пришла очередь ING Barings.

Англо-голландский банк должен во всем винить прежде всего себя. В прошлом году он сам инициировал эту сделку, причем сделал это тогда, когда уже самые дремучие международные инвесторы знали, что с украинским правительством лучше не связываться. Заем в размере 155 млн. долларов был выдан Минфину 5 августа - за полторы недели до обвала России и за две - до начала валютного кризиса и реструктуризации правительственных долгов в Украине. Представители ING Barings объяснили тогда свое решение крайне патетично: мы недавно создали здесь дочерний банк, мы пришли в Украину надолго и готовы ей помогать. Но в это никто не верил, так как на дворе стоял август и в воздухе сильно пахло грозой. Ходили слухи, что банку пообещали приоритетное право обслуживания приватизации «Укртелекома». Однако за прошедшие девять с половиной месяцев эта компания ни на иоту не продвинулась к своей продаже. «ING сам виноват. Эта сделка была очень странной. Может, им что-то пообещали, но, по-моему, ничего не сделали», - говорит один из украинских банкиров.

Правда, какое-то время успех сделки казался вполне возможным. И если осенью такое предположение казалось смешным - Минфин реструктуризировал один заем за другим, то с наступлением весны ситуация явно изменилась в лучшую сторону. Во-первых, Киев снова стал получать кредиты МВФ и Всемирного банка. Во-вторых, резко улучшилась ситуация на валютном рынке. Когда в апреле Нацбанк купил на нем 182 млн. долларов - почти на 20 млн. больше, чем нужно было платить ING, то большинство банкиров заговорили, что «им погасят». Остававшийся пессимизм развеял вице-премьер Сергей Тигипко, посетивший 26 апреля межбанковскую конференцию в Ялте. «В наших планах полностью рассчитаться по обязательствам, которые у нас есть перед этим банком», - сказал г-н Тигипко.

Однако уже через неделю правительство изменило свою позицию. Точнее, ее поменял Международный валютный фонд, представители которого веско заявили, что Минфин как можно скорее должен начинать реструктуризацию выплат по своим долгам. МВФ не хочет, чтобы его кредиты шли на оплату долгов частным кредиторам. Он также боится, что кредитов не хватит для оплаты всех долгов, и Киев объявит дефолт по внешнему долгу. «Необходимо принимать во внимание очень низкий уровень резервов в Украине. Поэтому любой вклад, который могли бы сделать кредиторы в укрепление позиций Украины по резервам, должен быть принят с благодарностью», - говорит старший представитель МВФ в Украине Анри Гескьер.

Мнение Фонда - это важная вещь, к тому же его и правительственные интересы в этом случае совпали. Поэтому 8 мая Кабмин принимает постановление, в котором говорится о необходимости реструктуризировать 80% выплат по кредиту ING Barings. В нынешний вторник банку делается официальное предложение: 20% получаешь деньгами, остальные реинвестируешь в трехлетние евробонды. Слово «трехлетние» было наглостью, но Минфину некуда деваться - и этот, и следующий годы битком набиты другими внешними платежами. Поэтому банку предлагают ждать до 2002 года с сомнительными бумагами в балансе.

По нашим данным, пока ING Barings отказывается, причем в жесткой форме. У Минфина не так много аргументов, в частности, нет самого сильного, активно использовавшегося в прошлом году, - «нечем платить». Деньги есть у Национального банка. В среду его ликвидные валютные резервы составляли 768 млн. долларов, в то время как ING Barings нужно выплатить 163 млн.

Поэтому не исключено, что ING отобьется. Минфин дал ему срок подумать до следующей пятницы. Сейчас можно с уверенностью сказать одно: правительство делает все, чтобы избавить своих кредиторов от очень страшного порока - доверчивости. Вероятно, успех близок, поскольку уже почти нет инвесторов, которые не испытывают самые серьезные опасения за свои деньги, одолженные Украине. Включая МВФ и Всемирный банк. В среду Минфин распространил заявление, в котором подтвердил свою готовность обслуживать евробонды в следующем году. Один банкир сказал, что на ком-то шапка горит…