UA / RU
Поддержать ZN.ua

Инфляционные аппетиты

Классическое правило британского этикета — если не знаешь, о чем говорить в обществе, говори о погоде или инфляции, — похоже, нуждается в пересмотре...

Автор: Оксана Приходько

Классическое правило британского этикета — если не знаешь, о чем говорить в обществе, говори о погоде или инфляции, — похоже, нуждается в пересмотре. И вовсе не потому, что эти темы утратили актуальность. А из-за накала страстей, которые вызывает их обсуждение.

Тем не менее журналисты BBC этой весной решили обсудить именно тему инфляции, причем не с высоколобыми финансистами и аналитиками, а с представителями самых обычных семей из разных стран мира. Чем обусловлен выбор этих шести респондентов, журналисты не объясняют. Зато обещают проследить дальнейшее развитие ситуации через несколько месяцев.

Эвелин Родас из Гватемалы работает инженером-агрономом. Живет с матерью, отцом, двумя племянниками и племянницей. На еду тратит 250 долл. в месяц — 40% дохода. До голода дело не доходит, но рост цен ударил по семье достаточно сильно: если раньше мясо на столе было пять раз в неделю, то сейчас — только два. Дети уже не пьют молоко трижды в день, приходится ограничиваться завтраком. Фрукты покупаются только местные, сезонные.

Мать Эвелин имеет собственную продуктовую лавку, и ей все сложнее сводить концы с концами: цены у поставщиков растут очень быстро, а отпускные она поднимать не может, поскольку количество покупателей и так резко сократилось. Основной продукт питания в стране — кукурузная мука для национальных лепешек тортилья — стоит уже свыше 70 центов (американских) за килограмм, а в семье ее уходит не менее двух килограммов в день. Литр растительного масла — почти два доллара, килограмм курятины — 4,3. Картошка и того дороже — 4,4. Больше всего Эвелин тревожит рост цен на муку, что она связывает с повальным переходом фермеров на производство сырья для биоэтанола.

Джоан Клэссик живет в Великобритании с мужем и двумя детьми школьного возраста. На еду тратит 80—100 фунтов в неделю (160—200 долл.), что составляет около 10% дохода. Для Джоан самое главное — здоровая пища, поэтому она покупает много фруктов и овощей, использует мало полуфабрикатов, готовит в основном из свежих продуктов. День начинается с тостов или мюслей и апельсинового сока, на ланч из дома берутся сандвичи, йогурт и фрукты. Вечером семья обычно встречается за мясным блюдом с картофельным гарниром, с обязательным добавлением двух-трех различных овощей. Повышения цен Джоан не заметила, необходимости экономить на еде не испытывает. Буханка хлеба в Великобритании стоит 2,5 долл., литр масла — 1,6, килограмм моркови — 1,25, килограмм баранины — 18,6 долл.

Семья Пунам Мхатре из Индии тоже состоит из четырех человек. На продукты тратят приблизительно 100 долл. в неделю, что составляет 20—30% дохода. Основными статьями расхода являются овощи, мясо, чечевица, рис, яйца, бобы, растительное масло. Рост цен за последние один-два года оказался достаточно значительным, однако на еде экономить не стали — просто стали выделять на нее большую часть бюджета. В Индии, где большая доля населения живет за чертой бедности, еда — одна из важнейших ценностей. Поэтому для Пунам очень важно, чтобы дети всегда были хорошо накормлены: овощной и фруктовый салаты, домашняя выпечка, яйца. Не менее двух раз в неделю семья отправляется в кафе или ресторан.

Килограмм муки для национальных лепешек чапати стоит в Индии 55 центов, литр растительного масла — 2,2 долл., килограмм курятины — 1,4, килограмм бобов — 1,04. Пунам считает, что правительство должно принять меры для того, чтобы цены хотя бы на рис, муку и лук не поднимались.

Вань Юнь из Китая тратит на еду только 16% своего дохода, но вовсе не из-за того, что так много получает, а из-за того, что львиная доля — 100 долл. — уходит на аренду жилья. Он живет со своей женой и тещей, и, как ни силятся все они затянуть пояса, все равно не могут отложить достаточно денег для оплаты образования дочери в родном городе.

Цены на продукты в Китае выросли очень сильно, особенно за последний год. Свинина, например, подорожала в три-четыре раза, и семья вынуждена была отказаться от ежедневного употребления мяса. Но и для того, чтобы есть его хотя бы два раза в неделю, жене Ваня приходится вставать ни свет ни заря и на велосипеде объезжать сельские рынки в поиске более дешевых овощей. Семья значительно сократила потребление риса и растительного масла и вынуждена употреблять в пищу все больше овощей из-за их относительной дешевизны, а не из-за стремления вести здоровый образ жизни. Однако Вань, в прошлом сам фермер, считает, что государству не следует ограничивать цены на продукты питания, иначе фермерам просто не будет смысла что-либо производить.

Килограмм риса стоит в Китае 62 цента, литр масла — 2,5 долл., килограмм свинины — 4,22.

Шейла Мбиру из Кении работает ученым-исследователем, ее муж — бизнесмен. На семью из пяти человек (трое детей) они тратят в среднем 228 долл. в месяц, что составляет 7% их дохода. Тем не менее и им приходится экономить, так как цены очень резко пошли вверх, особенно с начала этого года, когда в стране разразился политический кризис. Килограмм картошки подорожал с 25 кенийских шиллингов до 35, стоимость жареной курицы удвоилась. И это только за последнюю неделю. Поэтому Шейле пришлось не только сократить потребление некоторых продуктов (мясо, например, они раньше ели три раза в неделю, сейчас — два), но и прибегнуть к другим способам экономии. В частности, отказаться от походов в супермаркет, ведь в местных лавочках продукты дешевле.

Килограмм рисовой муки в Кении стоит 40 центов, литр масла — 2,34 долл., килограмм курятины — 4,7, килограмм картошки — 0,55.

Египтянка печет хлеб
Семья Азы Гедар Абдулвахаб из Египта пострадала от роста цен на продукты питания больше всего. Египет слывет основным импортером зерна, и рост цен на пшеницу больнее всего ударил по местному бедному городскому населению. Раньше Аза шла на рынок и покупала для своей семьи (пятеро взрослых и трое детей) все, на чем останавливался глаз. Сейчас она может позволить себе лишь самые скромные покупки, и едят они уже не три раза в день, а два.

Цены с конца прошлого года в среднем удвоились, но больше всего подорожали самые важные продукты питания. Так, если еще несколько месяцев назад мукой, купленной на один египетский фунт, можно было прокормить всю семью, то сейчас на это не хватает и пяти фунтов. Основной кормилец в этой семье — муж Азы, государственный служащий. Его жалование не увеличилось, хотя на семью и стали выделять продовольственную субсидию, на которую можно купить немного продуктов по фиксированным ценам. В результате на продукты питания у них уходит свыше 80% дохода, при этом они могут позволить себе есть мясо не чаще одного раза в неделю. Зато теперь пригодились навыки свекрови, которая печет лепешки из муки и воды.

10 буханок хлеба в свободной продаже стоят в Египте 45 американских центов, по субсидиям — 0,09 долл., литр масла — 2,3 (против 1,5), килограмм баранины — 7,22, килограмм помидоров — 0,37 долл.