UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИНДИЙСКИЙ СЛОН НА ТРОПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УСКОРЕНИЯ

Долгосрочный экономический прогноз инвестиционного банка Goldman Sachs, опубликованный в октябре прошлого года, для многих оказался неожиданностью...

Автор: Оксана Приходько

Долгосрочный экономический прогноз инвестиционного банка Goldman Sachs, опубликованный в октябре прошлого года, для многих оказался неожиданностью. Сравнивая экономические перспективы шести самых богатых экономик мира и четырех наиболее стремительно развивающихся, эксперты признали бесспорным лидером Индию. По их расчетам, Китай, Россия и Бразилия очень скоро утратят рекордные темпы своего экономического роста, а богатым странам они уже давно даже не снятся.

Зато Индия установит небывалые рекорды как по относительным темпам роста, так и по абсолютным показателям. Через 30 лет ее общий ВВП превысит японский, а ВВП на душу населения к 2050 году увеличится по сравнению с нынешним уровнем в 35 раз и окажется на недосягаемой для остальных стран высоте. Ведь, согласно этому прогнозу, Индия окажется единственным в мире государством, где доля работоспособного населения будет увеличиваться до конца 2020-х годов.

Впрочем, специалисты уже довольно давно пристально следят за этой удивительной страной контрастов. 8% прироста ВВП, которые ожидаются на конец нынешнего финансового года (а истекает он в марте), — только одна из причин. Главным поводом для политического и экономического оптимизма стало возобновление переговоров по поводу Кашмира, спорной территории между Индией и Пакистаном с момента обретения этими странами независимости в 1947 году. Часть территории вошла в состав Индии как штат Джамму и Кашмир — единственный в этой многоконфессиональной стране населенный в основном мусульманами. Треть Кашмира находится под управлением Пакистана, и еще процентов 20 контролируются Китаем. Неоднократные войны соседних стран за эту территорию, а также вооруженная борьба мусульманских сепаратистов за полное отделение Кашмира как от Индии, так и от Пакистана унесли за годы независимости 40 тыс. человеческих жизней, а демонстративное бряцание ядерным оружием, которым обзавелись противоборствующие стороны, отзывалось и в самых отдаленных уголках земного шара.

Надежда на мирное разрешение конфликта появилась лишь в конце прошлого года, и многие аналитики до сих пор считают ее чересчур хрупкой. Однако планы запустить первый автобусный маршрут, пересекающий демаркационную линию между индийской и пакистанской частями Кашмира, вызвали небывалое воодушевление. Ведь это означает не только прекращение бессмысленного кровопролития, но и налаживание экономических связей между соседними странами, занимающими важное место на географической карте мира.

И не только на географической. Гораздо большим весом обладают демографические показатели Индии, население которой составляет 17% от общемирового. Правда, на них приходится лишь 2% глобального ВВП и только 1% мирового объема торговли. Именно люди остаются основным богатством Индии, которым она пока еще не в состоянии достаточно хорошо распорядиться.

Правда, проблемы огромного индийского населения тоже огромны. 70 детей из тысячи умирают в возрасте до года. 20% вообще не посещают школу. 35% взрослого населения неграмотны. И тем не менее именно Индия стала символом беспрецедентного развития информационных технологий и центров дистанционного обслуживания. Из всех компаний, входящих в список Fortune 500, услугами индийских программистов два года назад пользовались 185. А 14% крупных американских фирм в 2003 году пользовались индийскими центрами дистанционного обслуживания. В нынешнем году этот показатель обещает удвоиться.

На пути осуществления этих прогнозов могут встать протекционизм, а также психологические факторы. С тем, что дети всей Земли играют китайскими игрушками, потребители уже свыклись. А вот с необходимостью получать разъяснения по поводу счета на местные телефонные переговоры в той же Америке у диспетчера, чье рабочее место находится в Индии, многие все еще не могут смириться. Тем не менее именно по этому пути, как обещают специалисты, пойдет развитие тех бизнес-структур, которые претендуют на достойное место в глобальной экономике. Причина этого — в огромной армии молодых, высокообразованных, хорошо владеющих английским языком специалистов со смешными, по западным меркам, представлениями о «хорошей зарплате».

Мукеш Амбани, руководитель крупнейшей в Индии частной фирмы Reliance, оценивает «профессиональную ресурсную базу» в этой области в 7—7,5 млн. человек, с ежегодным приростом в 700—800 тыс. Пока же в сфере информационных технологий трудится лишь 770 тыс. человек, и к 2008 году их число обещает достичь 2 млн. При этом они будут приносить 77 млрд. долл. в год, что составит 30% валютных поступлений в страну.

Конечно, 2 млн. рабочих мест для всей армии индийских рабочих, которая уже сейчас насчитывает 470 млн. и ежегодно увеличивается еще на 9 млн. человек, — капля в море. Зато эта капля приводит к опасному расслоению индийского общества, в котором образуется обособленный класс «белых воротничков». Мало того, что их зарплата, и без того несопоставимая со средней по стране, ежегодно увеличивается на 10%, так они еще и живут в закрытых анклавах, строительство которых начинается с налаживания электроснабжения, прокладки дорог и обеспечения питьевой водой. Для всей остальной страны эти блага остаются практически недостижимыми.

Сельское хозяйство, в котором занята подавляющая часть трудоспособного населения страны, обеспечивает лишь чуть больше 20% национального ВВП. При этом оно очень сильно зависит от погодных условий. Так, например, нынешние высокие темпы прироста ВВП не в последнюю очередь обусловлены самыми обильными за последние пять лет дождями, которые позволили увеличить производство сельхозпродуктов на 9%, сдержав тем самым приободрившуюся было инфляцию. Угроза голода отступила, у фермеров завелась наличность, которую они поспешили потратить, придав ощутимое ускорение национальной промышленности.

А ведь еще в позапрошлом году небывалая засуха привела к сокращению сельхозпроизводства на 5,2%, в результате чего прирост ВВП едва дотянул до 4%. И если для западных стран этот показатель является пределом мечтаний, то для Индии он означает стремительный рост безработицы и массовое обнищание и так далеко не богатого народа.

Косвенным подтверждением отсутствия уверенности в дальнейшем благоприятном сценарии развития событий аналитики считают факт переноса на весну всеобщих выборов, которые должны были состояться в октябре. Однако это решение, способное обеспечить переизбрание нынешнего премьер-министра Атала Бихари Ваджпаи, остроту самой проблемы не снимет. Как не снимет ее, по утверждению экспертов, и индийский план «поворота рек» — сверхсложный ирригационный проект стоимостью 120 млрд. долл., за счет которого предполагается объединить все водные ресурсы страны в единую сеть, исключив тем самым угрозу наводнений и засух.

Ситуация в индийской промышленности характеризуется гораздо большей стабильностью, хотя также не без проблем. Помимо развития информационных технологий, Индия славится продукцией своих фармацевтических фирм, производство которыми аналогов самых продвинутых медпрепаратов сильно беспокоит владельцев патентов на них. Кроме того, в стране развито автомобилестроение, в частности, производство комплектующих, а также стали, цемента и алюминия. Тем не менее на долю промышленности также приходится чуть более 20% ВВП, а 52% обеспечивает сфера обслуживания.

И в этом заключаются сразу две системные проблемы индийской экономики. Во-первых, развивается она практически без создания новых рабочих мест, и 8% прироста ВВП, согласно десятому пятилетнему плану (наследие еще Джавахарлала Неру), — тот минимальный показатель, который позволяет сдерживать рост безработицы. Во-вторых, сфера обслуживания не требует значительных инвестиций, которые могли бы укрепить индийскую экономику в целом. Так, в прошлом году стране удалось привлечь лишь 4,7 млрд. долл. иностранных инвестиций — десятую часть того, что перепало соседнему Китаю годом раньше. Правда, рост иностранных инвестиций сдерживается также излишней зарегулированностью индийского законодательства.

Процесс либерализации, запущенный Радживом Ганди в 1982—1992 годах, способствовал повышению средних темпов роста ВВП с 3,5% за предыдущее десятилетие до 5,2. Стартовавшая в 1999 году приватизация еще только начинает приносить свои плоды, хотя фондовый рынок уже достиг рекордного за последние 12 лет прироста. И все же основной переломный момент связан с приватизацией предприятий, обеспечивающих создание и развитие инфраструктуры. В частности, речь идет о системе электроснабжения, которая в некоторых штатах находится в настолько катастрофическом состоянии, что на ночных снимках со спутников они выглядят сплошным черным пятном. А государственный бюджет явно не в состоянии решить все эти проблемы. Его дефицит уже шесть лет находится около 10-процентной отметки, при этом более половины его идет на обслуживание долгов, а остальная часть — на зарплаты госслужащим, пенсии, оборону и субсидии.

Ситуация осложняется очень скромным ростом налоговых поступлений. Как утверждают специалисты, объемы уклонения от налогов по темпам роста существенно опережают рост экономики. Впрочем, в этом году разработана программа налогового реформирования, которая может помочь решить эту проблему. Но может и не помочь. Ведь введение столь распространенного налога на добавленную стоимость было отложено в очередной раз. А тем временем непрямые налоги на индийские товары существенно повышают их цену, снижая тем самым их конкурентоспособность. Однако при этом удивительным образом не приводят к росту налоговых отчислений в казну.

Тем не менее большинство финансовых показателей в стране способно вызвать удовлетворение даже самых придирчивых критиков. Инфляция остается достаточно скромной, а укрепление рупии по отношению к американскому доллару с 2002 года пошло такими быстрыми темпами, что индийскому центробанку пришлось прибегнуть к срочному выкупу валюты. В результате валютные резервы достигли 100 млрд. долл., хотя еще в 1991 году составляли скромный один миллиард.

Учетная ставка сократилась с 12% в 1997 году до 6. Это стимулировало рост потребительского кредитования. В частности, объем ипотечного рынка за прошлый год увеличился на 30%, а продажа автомобилей в кредит — на 37%. И это, как утверждают специалисты, еще только начало. В стране, где телевизор есть только в половине домохозяйств, перспективы рынка огромны. Обладателей мобильных телефонов насчитывается пока что 25 млн., однако их число ежемесячно увеличивается на 2 млн. человек.

А вообще главная экономическая надежда — как всегда, на средний класс. А его численность в миллиардной стране составляет пока 150 млн. человек.