Новый закон о ставках акцизного сбора с нефтепродуктов Верховная Рада приняла еще 5 мая. Президент и этот вариант велел отправить на доработку. В третий раз... Помните сказку Пушкина о золотой рыбке, старике и его упрямой старухе? Закончилась она разбитым корытом. Как бы так же не обернулись и попытки украинских властей «обакцизить» нефтепродуктовый рынок...
Идею пополнить худосочный государственный бюджет за счет «деления» доходов нефтетрейдеров исполнительная власть вынашивала давно. Вытрясать из «купцов» вожделенные дензнаки собирались при помощи повышенных ставок акциза и лицензирования внешней и внутренней торговли нефтепродуктами. С лицензиями дело не пошло, а вот идея с акцизами воплотилась в жизнь. Издав летом прошлого года указ «О ставках акцизного сбора на нефтепродукты», Президент обложил бензины акцизом по ставке от 40 до 100 экю за тонну (в зависимости от марки бензина), дизтопливо - 15 экю за тонну. Предполагалось, что эта мера дополнительно принесет казне 500 млн. грн. И действительно, только за первый месяц действия указа поступления в бюджет от акцизного сбора возросли вдвое по сравнению с началом года. При этом, к сожалению, полностью оправдались опасения Министерства экономики относительно роста цен на нефтепродукты, которые моментально возросли на 5-15%.
Чтобы закрепить эффект от президентского нормотворчества, было решено внести соответствующие изменения в действующее законодательство, однако благородная идея главы государства не нашла отклика в парламентских душах. В закон «О ставках акцизного сбора и ввозной таможенной пошлины на некоторые товары (продукцию)» Верховная Рада внесла изменения, согласно которым на все виды бензина устанавливалась унифицированная ставка - 8 экю с тонны (на дизтопливо - 6 экю). Судьбоносный закон, регламентирующий торговлю нефтепродуктами, был принят в канун Нового года.
Горячность, с которой отдельные депутаты отстаивали новоиспеченный закон, вполне понятна: согласно оценкам Государственной налоговой администрации, от применения заниженных ставок акцизного сбора бюджет мог потерять более 1 млрд. грн. (а кто-то, соответственно, приобрести). Однако уменьшить ненавистный акциз нефтяным магнатам не удалось: Президент вернул этот закон на доработку. За два месяца «доработки» сопротивляемость сторонников радикально малых акцизов несколько снизилась, и в марте парламент восстановил акцизные ставки, действовавшие до вмешательства Президента в механизм налогообложения торговли нефтепродуктами: на бензин - от 20 до 40 экю с тонны, на дизтопливо - 10 экю. И хотя отстаивая собственное «право на прибыль», нефтегазовое лобби в очередной раз покусилось на государственный бюджет, этот судьбоносный закон Президент блокировал своим вето.
В мае акцизная эпопея вышла на новый рубеж. Согласно закону «О внесении изменений в закон «О ставках акцизного сбора и ввозной таможенной пошлины на некоторые товары (продукцию)», на бензин и дизтопливо устанавливаются акцизные ставки в размере соответственно 40 и 10 экю с тонны. В Минэкономики уверены - снижение акцизов никак не повлияет на снижение розничных цен на нефтепродукты. Более того, результат от снижения действующих ставок акциза на нефтепродукты будет один: по мнению заместителя министра экономики Михаила Чечетова, «то, что сейчас получает государство, станет оседать в карманах коммерческих структур».
Можно было бы восхищаться титаническими усилиями правительства по наполнению госбюджета, если бы не ряд обстоятельств, о которых скромно умалчивают. Во-первых, выполняя упомянутый указ Президента, исполнительная власть игнорирует закон Украины от 11 июля 1996 года, согласно которому ставки акцизного сбора на бензин составляют от 8 до 40 экю с тонны, на дизтопливо - 6 экю. Во-вторых, по мнению первого заместителя председателя комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности Вячеслава Сокерчака, от повышения акцизов бюджет так и не получил обещанных баснословных доходов. Зато ему был причинен ощутимый (хотя и не обещанный) вред: высокие по сравнению с соседними странами ставки акцизного сбора в Украине приводят к тому, что легальный импорт нефтепродуктов неуклонно сокращается - за последний год налогооблагаемый объем реализации подакцизных нефтепродуктов упал вдвое. В-третьих, как считает глава упомянутого комитета Виктор Суслов, от снижения акцизов страна ничего не потеряет. Принятый в гривневом выражении бюджет декларирует поступления от акцизов в размере 1,116 млрд. грн., а за прошедшее с момента его составления время курс гривни по отношению к экю упал более чем в 3 раза. Поэтому 80 экю акциза в июле практически равняются тем 40 экю, что были предложены Верховной Радой в мае.
Как считает народный депутат Игорь Насалик из ТЭКовского комитета ВР, прошлогоднее повышение акцизов наполнило не бюджет, а карманы совместных предприятий. И хотя снижение акцизных ставок - в целом положительная мера, она не решает основной проблемы: «Сложилась ситуация, когда при запрете на внешнеэкономическую деятельность ряд СП создают предприятия при нефтеперерабатывающих заводах и за половину от уплаты акциза обеспечивают переработку нефтепродуктов. То есть тот механизм, который сейчас предлагается, также не дает возможности наполнить госбюджет», - объясняет Игорь Насалик.
А пока парламент и Президент ломают копья, крупные оптовики в ожидании исхода «акцизного противостояния» сокращают продажу нефтепродуктов. «Законопроекты о снижении ставок акцизного сбора, принимаемые Верховной Радой, кладут начало дестабилизации рынка, и динамика предложения светлых нефтепродуктов - яркое тому подтверждение, - объясняет ситуацию директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин. - В ожидании решения Президента по законопроекту, принятому ВР 30 декабря прошлого года, число предложений в крупном опте по бензину марки А-76 и АИ-92 в январе 1999 года снизилось на 15%, по бензину марки АИ-95 и дизтопливу - практически на четверть. Объем предложений снижался до последней декады февраля, после чего начался их рост. Он наблюдался до 23 марта (в этот день ВР в очередной раз изменила ставки акцизного сбора на бензин и дизтопливо). На протяжении всего последующего периода в ожидании вето Президента и после него опять снижалось количество предложений. По бензину марки А-76 величина снижения составила 12,2%, АИ-92 - 17,8%, АИ-95 - 20,0%, по дизтопливу - 16,7%. Особенно настораживают значительные темпы снижения числа предложений (наибольшие с начала года) и наблюдаемый при этом с конца апреля рост цен в крупном опте по всем видам светлых нефтепродуктов».
Как бы там ни было, рановато поздравлять депутатов с победой, а нефтетрейдеров - с избавлением от высоких акцизов. Пока что (т.е. в период очередной доработки закона) действуют прежние их ставки:
- на бензин марок А-72, А-76, А-80 - 40 экю/тонна;
- А-90, А-91, А-93 - 80 экю/тонна;
- А-94, А-95, А-96, А-98 - 100 экю/тонна;
- на дизтопливо - 15 экю/тонна.
А потребители, из чьих карманов оплачиваются эти акцизы, пусть утешаются мыслью о причастности к наполнению закромов Родины.