UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХОТЬ БАНКРОТОМ НАЗОВИ, ТОЛЬКО НЕФТЬЮ ПОДСОБИ

В российско-украинских отношениях есть такая игра: украинцы делают вид, что согласны погасить свои «газовые» и вообще долги за российские энергоносители, а россияне делают вид, что они в это верят...

Автор: Алла Еременко

В российско-украинских отношениях есть такая игра: украинцы делают вид, что согласны погасить свои «газовые» и вообще долги за российские энергоносители, а россияне делают вид, что они в это верят. Так и живем…

Думаю, что должность первого вице-премьер-министра украинского правительства еще более неблагодарная штука, чем даже премьерство. Последний хоть какие-то права имеет или их видимость, а вот первый вице-премьер, так уж повелось, все время «под напряжением». И его могут «отставить» при очередном раунде переговоров о погашении украинской задолженности за импортные энергоносители. Это уже тоже вроде традиции.

Между тем, каждому первому вице-премьеру Украины приходится, что называется, подхватывать «газонефтяную» эстафету. Выпал сей жребий и на долю Владимира Куратченко, возглавлявшего украинскую правительственную делегацию, которая 22-23 июня в Москве обсуждала с правительственной делегацией Российской Федерации «проблемные вопросы сотрудничества топливно-энергетических комплексов России и Украины».

Нетрудно догадаться, что проблемных вопросов в области ТЭК между россиянами и украинцами накопилось, как говорится, выше крыши. Поэтому и позиция украинской делегации на этих переговорах изначально казалась более слабой, нежели российская. Во всяком случае, познакомившись с предварительной информацией о состоянии только расчетов за российский газ, лично я искренне посочувствовала вице-премьеру В.Куратченко и представителям НАКа «Нефтегаз Украины», участвовавшим в переговорах. Ну представьте, что можно сказать, если Украина в долгах, как в шелках. По информации того же НАКа, на 21 июня за российский газ, полученный с начала года, украинская сторона заплатила деньгами только 3,4 млн. долларов - «Газпрому» и 4,87 млн. долларов - МЭК Itera. Правда, еще на 9,14 млн. долларов был проведен зачет в счет оплаты газа товарами в адрес предприятий «Газпрома», да еще отгружено в счет программы товарного покрытия стоимости газа продукции на сумму 34,02 млн. долларов. Но зачет на эту сумму еще не проведен. И в результате долг НАКа «Нефтегаз Украины» перед российским «Газпромом» к началу переговоров (с учетом отгруженной продукции) составлял 670,132 млн. долларов, а перед МЭК Itera - 83,38 млн. долларов.

К тому же, до сих пор не погашена задолженность оптовых импортеров газа еще с 1996 года. Хотя общая сумма долга четырех таких оптовиков за последнее время и уменьшена на 75,25 млн. долларов, тем не менее сумма остается значительная - 248,649 млн. долларов, причитающихся с АО «Мотор-Січ», корпорации «Единые энергетические системы Украины», ЗАО «Интергаз» и компании «Центр Сигма». Словом, общий долг приближается к 900 млн. долларов, что, разумеется, не сравнимо с десятками выплаченных миллионов долларов на фоне нескольких миллиардов уже использованного в Украине российского газа.

Вот с такими тылами украинская делегация начинала переговоры. И россиянам это было хорошо известно.

Но даже у меня глаза чуть было не оказались на лбу, когда после сравнительно вежливого вступительного слова главы Минтопэнерго России Виктора Калюжного, что называется в атаку ринулся заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Пушкин. Без обиняков и безапелляционно он заявил, что в общем-то не знает, с кем и о чем здесь ему разговаривать о расчетах за газ. «Я вашего Бакая не могу найти два месяца. Он скрывается! А его замы, я уже хорошо знаю, ничего не решают… 13 млн. долларов заплатили вместо положенных 500…» «Оторвавшись» на отсутствующем главе НАКа «Нефтегаз Украины», Александр Александрович в сердцах воскликнул, что Украина вообще банкрот («Да вы вообще банкроты, о чем с вами разговаривать?!»), что только «газовые» долги уже перевалили за 3 млрд. долларов. И что, мол, украинцы тому же «Газпрому» вообще только голову морочат…

Словом, вступление было в «мажорном» тоне. Тем не менее первый вице-премьер Украины Владимир Куратченко не спасовал, и нервы у него не сдали, и кой-какие аргументы у него нашлись. Во всяком случае ему удалось сломить безапелляционный напор в общем-то справедливо возмущенного представителя «Газпрома» и вернуть участников переговоров к нормальному тону. Хотя, признаюсь, я уже было подумала, что на этом межправительственные переговоры и закончатся. Ан нет, самое интересное было впереди.

Поостыв немножко и прислушавшись к твердому согласию глав делегаций - В.Куратченко и В.Калюжного, заявивших, что участники переговоров встретились не для того, чтобы поговорить и обсудить существующие проблемы во взаимоотношениях в ТЭКе, а найти их решение, участники делегаций разделились на пять рабочих групп и приступили к предметным дебатам и торгу.

Глава украинской делегации В.Куратченко вместе с послом Украины в РФ Владимиром Федоровым и тремя представителями НАКа «Нефтегаз Украины» отправились торговаться с «Газпромом» на извечную тему «газовых» долгов. Другие участники делегаций, согласно своим специальностям и должностям, обсуждали тарифную политику в транспортировке нефти по территории Украины, возможность поставок дополнительных объемов нефти из России для переработки украинскими НПЗ с тем, чтобы получить горючее для уборочной. Еще одна группа обсуждала нюансы и возможность урегулирования таможенных режимов, непосредственно касающихся взаимоотношений в ТЭК. Пятая группа дискутировала о сотрудничестве энергетиков России и Украины. Опережая события, замечу, что меньше всего шума было именно в пятой - энергетической - группе, которая спокойно договорилась о «целесообразности создания до 5 июля т.г. рабочей группы из представителей РАО «ЕЭС России», украинских фирм-импортеров, Минэнерго Украины и Минтопэнерго России, которая до 5 августа подготовит предложения по решению проблемы возврата долгов фирм за поставленную из России электроэнергию». Другими словами, украинская делегация не стала брать на счет государства долги частных энерготрейдерских компаний, чего бы очень хотелось россиянам. Говорили, что речь шла приблизительно о 100 млн. долларов «энергодолгов”…

Перед тем как делегации отправились работать по группам, я поинтересовалась у главы российского Минтопэнерго, что он считает основной проблемой в российско-украинских отношениях в отрасли ТЭК? Виктор Калюжный, кроме прочего, заявил, что основной вопрос касается прежних долгов украинских потребителей за российский газ, включая долги негосударственных газотрейдеров с 1996 года: «Мне бы хотелось, чтобы эта позиция была единой относительно тех обязательств или гарантий, которые предыдущее правительство Украины давало за поставки газа, чтобы правительство Украины в обязательном порядке признало то, что было вчера, потому что факт поставок газа неоспорим, как бы это было оформлено с точки зрения какой-то там запятой…»

Эту фразу несколько позже расширил заместитель главы «Газпрома» А.Пушкин, который прямо сказал, что Украина ведет себя неправильно, когда не признает гарантии, выданные в свое время премьером П.Лазаренко. Мол, тогда у «Газпрома» не было оснований не доверять премьеру, а теперь, выходит, украинцы их «дурачат».

Раздражение А.Пушкина легко понять. Но, с другой стороны, нет ничего нелогичного в том, что нынешнее правительство не хочет отвечать по долгам коммерсантов, которые работали во времена премьерства Павла Ивановича. Так уж сложилось, что отношения между участниками «сектора газа» в Украине и с властью складываются весьма специфично в каждый конкретный промежуток времени…

Между тем, отправляясь в «Газпром», первый вице-премьер Украины твердо заверил, что он не намерен соглашаться с категоричными требованиями россиян о том, что по долгам негосударственных импортеров «газпромовского» газа должно отвечать правительство Украины.

Непосредственно на дебаты рабочих групп журналистов не пустили. Знаете, там всякое говорят, а журналисты, не ровен час, напишут об этом. Словом, нас пригласили на ритуальную, казалось бы, часть переговоров - подписание совместного протокола. Но тут выяснилось, что россияне не внесли многих существенных, по мнению украинской делегации, моментов в текст протокола. И в общем-то согласование текста и позиций снова продолжилось. В какой-то момент из зала переговоров буквально выскочил разозленный А.Пушкин и сказал, что вообще не будет ничего подписывать…

Тем не менее, комментируя результаты переговоров, он сказал, что на самом деле украинская делегация добилась пролонгации прежнего соглашения о погашении украинской задолженности товарами до конца года (а изначально предполагалось, что Украина погасит 1 млрд. долларов долга «Газпрому» товарами и услугами до июля сего года). Впрочем, из-за несогласованности политики в отношении этой программы (по цене, в основном) и в самом деле поставки почти не проводились. Но ежели просто так все и оставить, не идти на уступки, то дело вообще никогда не сдвинется с мертвой точки. Впрочем, А.Пушкин считает, что Украина давно уже должна бы рассчитываться если не деньгами, то товарами, собственностью и даже траншами МВФ, если больше нечем...

Что бы ни думали участники переговоров с той и другой стороны, тем не менее они подписали совместный протокол. И после этого даже В.Калюжный заявил журналистам, что в общем-то он остался доволен переговорами и их результатами. Приблизительно то же самое сказал и глава украинской делегации В.Куратченко.

Если говорить конкретнее, то в части расчетов за газ украинская делегация таки и в самом деле не подписалась платить по долгам частных газотрейдеров, что, разумеется, не вызвало восторг у «Газпрома». Стороны договорились, что, согласно прежде утвержденной программе, НАК выплатит «Газпрому» до конца года деньгами 160 млн. долларов (равными частями ежемесячно), до конца года все-таки согласует нюансы и поставит россиянам товаров в счет оплаты газа на сумму 1 млрд. долларов. Ну и еще украинская сторона будет содействовать (цитирую по тексту протокола) «обеспечению, по согласованию с ОАО «Газпром», графика погашения долга покупателей газа Украины в сумме 260 млн. долларов согласно актам сверки». Надо понимать, что между «способствовать» и «гарантировать» есть существенная разница, и В.Куратченко сдержал свое слово.

Чтобы как-то разрешить проблему дороговизны украинских товаров и существующей пени в 267,3 млн. долларов (за просрочку «газовых» платежей еще с 1993-1994 годов), стороны договорились «рассмотреть вопрос об использовании пени… для снижения на 20-25% цен на продовольствие и сельхозтехнику, оборудование и материально-технические ресурсы, поставляемые Украиной в счет погашения долгов…» Проще говоря, возможно взаимопогашение этой самой суммы пени.

Интересные моменты зафиксированы по части тарифной политики по транзиту нефти. Россияне настаивают на снижении ставки тарифа до уровня тарифа «Транснефти» (приблизительно, в полтора раза по сравнению с ныне действующими в Украине). Россияне предложили украинцам ознакомиться с их методикой и подумать до 1 сентября о возможности согласования тарифов. К этой же дате стороны определят прогнозные объемы транзита российской нефти через территорию Украины на экспорт до 2007 года. Украинская сторона проинформировала российскую, что нефть, поставляемая для переработки на украинские НПЗ, не будет облагаться НДС, так как буквально 18 июня она включена в перечень товаров критического импорта. К тому же, готовятся проекты документов (поправки к действующим), предполагающие снижение таможенных пошлин на нефтепродукты, производимые из давальческой нефти. Все это, надо полагать, несколько смягчило позицию российских нефтяников (во всяком случае, во время переговоров), и они согласились включить в графики поставок и выделить ресурсы (предварительно - на 3,5 млн. тонн нефти) для того, чтобы загрузить уже с июля украинские НПЗ.

После возвращения в Киев участник переговоров Василий Григорьев (представляющий теперь нефтегазовый департамент Минэнерго) рассказал, что уже 24 июня о возможности дополнительных поставок нефти бывший Госнефтегазпром сообщил нефтетрейдерам. Уже в пятницу они отправили свои заявки россиянам. И ежели после этого будут заключены коммерческие контракты (что предусмотрено протоколом описываемых переговоров), то аграрии успеют еще получить горючее для уборки урожая. По данным Минагропрома, для уборки зерновых требуется 1435 тыс. тонн «дизельки» и 735 тыс. тонн бензина, а для сбора более поздних культур - 1684 тыс. тонн дизтоплива и 652 тыс. тонн бензина.

Что же касается участия россиян в приватизации ЛиНОСа и Херсонского НПЗ, то, по словам главы Минтопэнерго РФ, таких предложений россияне ждали от Украины пять лет. Но теперь многие условия изменились. И они еще посмотрят, станут ли участвовать в приватизации НПЗ Украины после того, когда Украина предоставит свои условия. Как пояснил В.Григорьев, россиян не устраивает только передача в управление контрольных пакетов акций НПЗ, им нужно право собственности. А что из этого получится , еще посмотрим.

Словом, если украинская делегация в качестве программы-минимум рассчитывала на отсрочку выплаты «газовых» долгов, да еще на обещание россиян поставить на переработку в Украину пару-тройку миллионов тонн нефти (чтобы обеспечить аграриев горючим для уборки урожая), то эту программу она выполнила с блеском. Визиты прежних украинских делегаций в Москву бывали и менее успешными.