UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХОРОШО РАБОТАЕШЬ

Когда шахтеры яростно стучат касками о холодный булыжник мостовой, когда, стараясь не смотреть в г...

Автор: Светлана Кабачинская

Когда шахтеры яростно стучат касками о холодный булыжник мостовой, когда, стараясь не смотреть в глаза друг другу, принимают решение бастовать учителя, когда обозленные пенсионеры пикетируют дома власти - наши державные мужи всегда находят одно-единственное противопоставление. «А вот село не может себе этого позволить», - открыто упрекают они бастующих, а в это время не телеэкране возникает картинка то ли пахоты, то ли сева, то ли страды.

Да, село не может себе позволить не косить, не доить, не кормить, не убирать… Оно вкалывает до седьмого пота, до одури, без зарплат, без пенсий, без медицинского обслуживания - перейдя на почти полное самообеспечение. Но все равно - зарастают сорняками поля, ржавеет брошенная техника, разрушаются опустевшие фермы. Этой весной, не успел сойти снег, во многих областях селяне кинулись собирать урожай: сахарная свекла стояла целехонькая, даже листья зеленели. И гниль ее не тронула: это озимые выпрели и сгнили кое-где аж на половине площадей, и их пришлось подсевать и пересевать - а прошлогодний урожай «белого золота», уже похороненный во всех сводках статотчетности, уже принесший сплошные убытки хозяйствам и стране, по весне оказался очень даже по зубам скотине в крестьянских подворьях. Радовались хозяева этому нежданно привалившему витаминному корму - хотя впору было, конечно, плакать.

На Виннитчине до сих пор говорят: «Наша область в Союзе была второй после Ростовской по объему сельскохозяйственной продукции». Все понимают правильно: значит, в Украине Виннитчина по этим самым объемам - первая. То есть самая мощная агропромышленная область государства с отличными грунтами и водами, включающая в себя аж три природные зоны: полесье, лесостепь, степь. Она больше всех остальных насыщена техническими культурами и у нее самая разветвленная перерабатывающая промышленность: только спиртовых - 14, сахарных - 38 заводов.

Даже находясь (впрочем, как и остальные) в сложнейших экономических условиях прошлых лет, Виннитчина старалась не сдать позиций. В прошлом году валовой сбор зерновых и сахарной свеклы был самый высокий в Украине. 1,9 миллиона тонн зерна: шутка ли - по тонне на душу населения в области. Результаты не замедлили сказаться: область - вторая в державе по производству продовольственных товаров и мяса, пятая - по надоям молока. Из 837 коллективных, государственных и межхозяйственных предприятий края 58 - на очень хорошем счету. В прошлом году они получили с гектара по 50-60 центнеров зерновых, 60-70 центнеров озимой пшеницы, 500-574 центнера сахарной свеклы. В 17 хозяйствах от коровы доят более 4 тысяч килограммов молока, а в трех - более 5 тысяч.

Хорошо это или плохо? Это с какой стороны посмотреть. Если сравнить, к примеру, с 1990 годом, то окажется, что наполовину уменьшился валовой сбор сахарной свеклы, на треть - зерновых, на 40% упала продуктивность животноводства. Да что там сравнивать! Скажем, выращивание картофеля и овощей практически полностью перешло на мелкособственнические приусадебные и дачные сотки. А такие отрасли, как птицеводство и садоводство, - на грани полного исчезновения. До крайней степени запущены пчеловодство, рыбоводство и овцеводство. Но, пожалуй, самый тяжелый урон понесло все же животноводство: в последние пять лет, ссылаясь на «экономическую целесообразность», скот резали подчистую - и маточное стадо, и молодняк. Вину за происшедшее многие возлагают на бывших «хозяев» области - сначала Николая Мельника, затем - Анатолия Матвиенко.

- И напрасно, - возражает нынешний заместитель главы Винницкой облгосадминистрации по агропромышленному комплексу Григорий Заболотный. - Мельник рекомендовал резать непродуктивный скот. У нас же любое правильное указание умудряются поставить с ног на голову, тем более в эти годы, когда исполнительная дисциплина упала до ноля. Если уж на то пошло, Мельника подвело другое: он воспринимал область как свою передовейшую корпорацию «Липовка», где он раньше председательствовал, ему трудно было понять, что есть ну безнадежно отсталые хозяйства. Да я и сам год назад, придя на эту должность после нескольких лет руководства одним из лучших в области - Бершадским - районов, диву давался: неужели могут существовать в природе настолько доведенные до ручки хозяйства? То ли менталитет села такой - вечно ходить в отстающих, то ли председатель совсем никудышний. Но, представьте себе, ни одного не встретил с покаянной головой: секите, мол, негодный я хозяин. Не-ет, все у такого виноваты - и Президент, и Кабмин, и Верховная Рада - только не он. «Заведи свиней, - предлагаю, - это ж «живые» деньги: в год 2,2 опороса, от 100 свиноматок - две с половиной тысячи поросят». «А зачем? Пусть там думают», - тычет вверх пальцем. Ей-Богу, не выдерживаю: «Да чтобы свиньи были, тебе не начальников надо и не их цэу, а хрюшку, кнура и к тебе - румына с плеткой!» («Румын с плеткой» - это напоминание о войне, когда юг Подолья был оккупирован ближайшим соседом - германской союзницей Румынией. - Авт.).

О самом Заболотном отзываются как об отличном специалисте. Начинал помощником бригадира, прошел все ступеньки служебной лестницы, защитил кандидатскую диссертацию. Опытнейший руководитель-районщик, Григорий Михайлович долго не соглашался идти в область. И правда - после процветающей Бершади взвалить на себя кучу запутаннейших проблем? Но перетянули Заболотного в Винницу, и он даже с каким-то азартом включился в эту адскую работу, которой нет конца и края. Как и все руководители, мотается из района в район, ночует под заводами минудобрений и комбикормов в других областях, «выбивает» технику, бензин, семена. И все же в текучке не разучился анализировать, определять приоритеты и прогнозировать ситуацию. Настроен оптимистически, хотя оценивает все происходящее абсолютно реально.

Впрочем, первые месяцы нынешнего года определенно обнадеживают. Увеличивается поголовье свиней, овец, коров. Повысились продуктивность молочного стада и среднесуточные привесы крупного рогатого скота и свиней. Очень организованно прошла посевная. Расширены площади под озимыми, сахарной свеклой, рапсом, соей.

Но человек… предполагает, а Бог располагает. Неожиданные майские холода крепко ударили по вполне обоснованным надеждам виннитчан. Ведь, например, завязь абрикосов замерзает при одном градусе ниже ноля, а на Виннитчине температура падала и до семи градусов мороза. Потери только по КСП оцениваются в 29,1 миллиона гривен. Особенно пострадали сады и ягодники. Вряд ли в этом году они дадут хоть половину возможного урожая, а ранних яблок вообще ожидать не приходится. Население недоберет процентов 30-40 картофеля, особенно ранних сортов. Однако самый большой урон нанесен посевам сахарной свеклы, гороха, кукурузы, подсолнечника, ярого ячменя, гречихи, хмеля, рапса. Помочь может только своевременная подкормка и рыхление просапных культур, да и зерновые подкормить, защитить от сорняков не помешало бы. Но все упирается в нехватку минудобрений и горючего для техники.

Нелегко будет восполнить эти потери. Тем более, что задача перед областью поставлена непростая: собрать свыше 2 миллионов тонн зерна, 3 миллионов тонн сахарного сырья, нарастить все виды поголовья и повысить его продуктивность.

Эти цифры появились не на пустом месте. В сельском хозяйстве области определены три приоритетных направления. Первое - расширение и укрепление растениеводства. Необходимо сохранить как основу нормальную севосмену. Никто не стремится делать как раньше: «спускать» структуру посевов и контролировать каждый гектар. В области определяется стратегия, тактика - на местах. Особенное внимание уделяется семеноводству, хотя, если честно, работы тут - непочатый край.

Второе направление - подъем животноводства. Перед специалистами районов поставлено жесткое задание - к 1 июня выйти по плотности 16 коров на 100 гектаров и в среднем 50 условных единиц скота. Естественно, параллельно возникает проблема кормов. Накопление кормовой базы идет в двух сферах - обеспечение энергией и белком. Энергию будут давать ячмень и кукуруза, белок - соя, горох, люцерна, рапс, бобы. Все это нужно посеять, вырастить, собрать… А начинать, понятное дело, с семян. Проблемы тоже стартуют уже на этом этапе - ведь, например, площади под горохом за последние девять лет уменьшились вдвое да и с остальными кормовыми культурами дела не многим лучше. Благо, хоть научная поддержка под боком: в Виннице успешно функционирует Институт кормов УААН.

И наконец, третье, хоть скорее главное по важности направление - кадры. Это тема для отдельного обстоятельного разговора, но сейчас стоит отметить такую деталь: этой зимой профпереподготовку прошли все без исключения руководители сельскохозяйственных звеньев - разного уровня, с различным образованием, стажем практической деятельности. Такой учебной работы в области не проводили со времен Союза, а необходимость в ней обострялась с каждым годом. Теперь же положено начало планомерной, систематической образовательной работе с кадрами АПК на отличной научной базе Винницкого сельскохозяйственного института.

Казалось бы, радоваться надо, что сельское хозяйство области обретает черты стабильного оптимизма. Будет хлеб, как говаривал бровастый генсек, будет и песня. Но мы живем в такие времена… При существующих ценах и отсутствии регулирования рынков продовольствия все сельскохозяйственное производство всех без исключения районов и 96% хозяйств Виннитчины убыточны. Уровень убыточности - минус 22,9%. Двум третям всех хозяйств необходимо работать от одного года до пяти, чтобы выручкой от реализации погасить имеющуюся на 1 января 1999 года кредиторскую задолженность, которая с учетом отсроченной налоговой задолженности выросла за год на 30% и составляет 683 миллиона гривен. Коэффициент платежеспособности хозяйств области снизился за год с 0,43 до 0,31.

Чтобы достичь высоких показателей, определенных для сельского хозяйства Виннитчины, да, собственно, просто для выполнения сельскохозяйственной программы этого года, области необходимо 1,6-1,7 миллиарда гривен. Даже при условии взыскания дебиторской задолженности и получении запланированной выручки, реализации всех льгот сельхозпроизводителям, потребность хозяйств в денежных средствах и ресурсах в текущем году покрывается лишь на 58%, а в первом полугодии, до нового урожая, на 35%. Списание и реструктуризация налоговой задолженности - около 100 миллионов гривен - повысит уровень обеспеченности лишь на 4-5%.

Во сколько таких почти тупиковых ситуаций загнала нас «реформаторская» экономика последних лет! Выход в области видят лишь в регулировании отечественных рынков продовольствия, в первую очередь - зерна и сахара. Но бесконечное «проталкивание» этих вопросов напоминает усилия того, кто толчет воду в ступе. На каком бы уровне ни поднималась эта проблема - все кивают, соглашаются, обещают… а дело ни с места. Может, действительно нужно делегировать крестьян с лопатами и тяпками, чтобы поорали, постучали, подолбали асфальт перед Кабмином и Верховной Радой? Да вот некогда им - в селе каждая пара рук на учете, да и скотина на подворье передохнет, пока хозяева будут правду в столице искать.

И вроде грех сказать, что государство совсем самоустранилось от нужд села. Единый фиксированный налог, шаги по упорядочению технического обеспечения будто вселяют надежду. Но словно неподъемный тормоз встает на пути большинства вопросов, от которых зависит жизнеспособность агропромышленного комплекса. В результате непосильное бремя ложится на селян, огромные убытки несет страна, хиреет сельское хозяйство. И титанические усилия рядовых ежегодной изматывающей битвы за урожай, увы, не влияют кардинально на ее исход. Можно сколько угодно нанизывать примеры реформирования села, поиска эффективных методов хозяйствования - но стоит ли, если в конечном итоге все опять упрется в нерешенные на государственном уровне не просто наболевшие - перезревшие вопросы.

Это, мягко говоря, удивляет. Но еще более поражает то упрямство, с которым село игнорирует государственное равнодушие к его проблемам. И - да, не бастует, а пашет, сеет… Надо ж кому-то кормить страну. «Ситуация сложная, - говорят в Виннице, - но не безнадежная». И, не уповая на верховную власть, работают. Продолжая не только по старой привычке называться, но и действительно оставаться житницей Украины и ее сахарным Донбассом.

Надолго ли?