«Закон о личной ответственности» - так назвали республиканцы законопроект, который намерены представить на рассмотрение Конгресса в первые сто дней новой сессии, которая начнется в январе.
Закон этот является составной частью «Договора с Америкой», предложенного республиканцами избирателям за шесть недель до промежуточных выборов, и представляет собой предложение о реформе системы велфэра.
Почему, спросите вы, закон, который предложат республиканцы, получил такое название? Отвечаю: Республиканская партия считает, что каждый человек должен нести ответственность за свои поступки, а не возлагать ответственность за эти поступки на государство, точнее - на налогоплательщика.
В основе Закона о личной ответственности - реформа, касающаяся самой зловредной программы велфэра, программы, разъедающей словно раковая болезнь организм государства, программы, которая, по мнению многих политиков, социологов, экономистов, может привести государство к гибели. Речь идет о программе «Помощь семьям с детьми-иждивенцами». Программа эта - дитя рузвельтовского «Нового курса». Ее приняли с целью помочь семьям, оставшимся по той или иной причине без мужа, без кормильца. Но благими намерениями социалистов почти всегда дорога в ад вымощена. Главными иждивенцами программы стали не вдовы, а девчонки, рожающие детей в уверенности, что государство их не оставит на произвол судьбы.
Еще в середине 60-х годов Дэниел Патрик Мойнихен, ныне один из самых уважаемых сенаторов, обратил внимание на основную массу получательниц социальной помощи - юных американок. Он писал о разрушении института семьи, рождении детей без отца, которым никогда не вырваться из бедности. Он бил тревогу. Но Мойнихена подвергли остракизму, едва не объявив расистом: дело в том, что негритянки составляли абсолютное большинство среди получающих помощь «семьям с детьми-иждивенцами».
Спустя 20 лет нью-йоркский социолог Чарльз Мюррей написал книгу «Теряя почву под ногами», посвященную этой проблеме. Год назад в привлекшей внимание всей страны статье в газете «Уолл-стрит джорнэл» Мюррей писал об уже нарождающемся классе «белых люмпенов» - детей молодых белых девчонок. Если, указывал он, рождение детей без отца в белых семьях примет такие же масштабы, как в негритянских, стране грозит крах.
В самом деле, сегодня число внебрачных детей в негритянской общине достигает 50 процентов, а в гетто больших городов перевалило за 70. В некоторых гетто лишь у одного новорожденного из десяти есть отец.
Статистика свидетельствует: 46 процентов негритянских детей живут ниже официального уровня бедности; латиноамериканских - 41 процентов; белых - 18 процентов.
68 процентов негритянских детей, живущих ниже уровня бедности, родились вне брака; среди латиноамериканцев - 38 процентов; среди белых - 39 процентов.
Живущие в бедности внебрачные дети - это дети рузвельтовской социалистической программы. Программа разрушает Америку. И разрушит, если с ней не покончить раз и навсегда!
Участвуя в 1992 году в борьбе за пост президента, Билл Клинтон обещал «покончить с велфэром в том виде, в каком мы его знаем». Он повторял эту фразу в каждой предвыборной речи. Он клялся избирателям, что реформа велфэра станет главным пунктом его программы. Однако, войдя в Белый дом, Клинтон тут же забыл об этом обещании, как и о многих других. Попытка внедрить в стране социалистическую медицину затмила для него все остальное. Только весной нынешнего года он внес предложение о реформе велфэра, но это предложение отличается, как день от ночи, от прекращения «велфэра в том виде, в каком мы его знаем». Предложение Клинтона - откровенный паллиатив и проблемы не решает. Предложенный же республиканцами в «Договоре с Америкой» Закон о личной ответственности может решить проблему.
Республиканцы не предлагают ликвидировать программу «Помощи семьям с детьми-иждивенцами». Их предложение сводится к тому, чтобы закрыть доступ к этой программе мамашам до 18 лет, родившим детей вне брака. А штатам предлагается ужесточить закон еще больше - лишить помощи мамаш до 21 года, родивших вне брака. Им не положены также и другие программы велфэра - «продовольственные купоны», субсидированное жилье, субсидированная медицинская помощь и т.д.
Но Закон о личной ответственности требует ответственности не только от юных мамаш, рожающих вне брака и уверенных, что доброе государство накормит их, напоит, предоставит крышу над головой, вылечит, предоставит бесплатный транспорт... Закон заставит трудиться каждого, кто здоров и в состоянии работать. Больше двух лет, считают республиканцы, здоровый человек получать социальное пособие не должен. Он должен сам нести за себя ответственность.
«Им следует найти себе работу», - сказал о работоспособных иждивенцах в воскресной телепрограмме «На этой неделе» (Эй-би-си) будущий спикер Палаты представителей Ньют Гингрич, один из авторов «Договора с Америкой».
«Наша цель, - продолжил он, - создать достаточное число рабочих мест. Рост велфэра в нашу задачу не входит»,
«Если мы хотим спасти страну, нам следует изменить систему (велфэра)», - заявил в воскресной телепрограмме «Встреча с прессой» (Эн-би-си) сенатор Фил Грэмм, намеренный выставить свою кандидатуру на пост президента.
Закон о личной ответственности будет одним из первых, которые республиканцы намерены внести на рассмотрение Конгресса. Это случится в' конце января- начале февраля. Затем... Затем начнется борьба за утверждение закона. Он вряд ли окажется приемлемым для большинства демократов-социалистов, уверенных, что правительство должно оказывать помощь всем, кто объявил себя нуждающимся, бедным, обездоленным... Но республиканцы могут, мне кажется, рассчитывать на помощь демократов - таких, как сенатор Мойнихен.
Что касается президента, то у него есть право вето и, возможно, он наложит вето на закон, если сочтет его слишком революционным. Что ж, в этом случае у Америки появится еще одна причина, чтобы не оставить Клинтона в Белом доме в 1996 году.