UA / RU
Поддержать ZN.ua

Грустные времена для General Motors

Для автомобильной промышленности США наступили грустные времена. В октябре так называемая детройтская тройка — General Motors, Ford и Chrysler — впервые удерживала самую малую долю продаж на американском автомобильном рынке...

Автор: Юлия Загоруйко

Для автомобильной промышленности США наступили грустные времена. В октябре так называемая детройтская тройка — General Motors, Ford и Chrysler — впервые удерживала самую малую долю продаж на американском автомобильном рынке. Потому, когда компания General Motors (GM) на прошлой неделе объявила о сокращении 30 тыс. рабочих мест и закрытии 12 заводов на территории США, новость была встречена с горечью, но без удивления.

Крупнейшему в мире производителю автомобилей эксперты уже успели предсказать миллиардные потери, ибо вслед за резким падением объема продаж последовало постепенное, но устойчивое падение акций. Год еще не завершился, а потери компании достигли почти 4 млрд. долл. Сегодня автогигант изо всех сил пытается избежать банкротства. А эксперты опять не скрывают, что в течение двух лет такой брэнд, как General Motors, может исчезнуть вообще (вероятность подобного развития событий — 40—50%). Если банкротство действительно произойдет, оно станет тяжелым психологическим ударом для США.

Вряд ли неприятности свалились на GM как снег на голову. В корпорациях-гигантах, как правило, ничего не происходит вдруг. Первая тревожная ласточка появилась еще в октябре 2004-го. Уже тогда менеджмент GM принялся осуществлять некие «предпожарные» меры под названием «план реструктуризации». Который состоял в основном из сокращений персонала в убыточных европейских подразделениях, производителях таких марок автомобилей, как Opel и Saab (в Германии) плюс английский Vauxhall. В концерне рассчитывали, что сокращение 12 тыс. рабочих мест в Европе приведет к уменьшению расходов на 500 млн. евро.

Реструктуризация планировалась на 2005 год. Однако первый квартал 2005-го показал, что негативные процессы остановить практически не удается. Реальные потери GM превысили даже самые пессимистические прогнозы и, достигнув 1,2 млрд. долл., стали самыми существенными с 1992 года.

И причина была отнюдь не в европейских филиалах. Соотечественники GM, американцы, перестали покупать продукцию своих автомобилестроителей. Продажи в США уже в первые месяцы 2005-го упали: у General Motors — почти на 13, у Ford — на 3%. Из американских производителей лишь Chrysler (американское подразделение германской компании DaimlerChrysler) удержал рост продаж на уровне 8%. Стало очевидно, что американский автомобиль проиграл конкурентную борьбу азиатскому. По сравнению с первым кварталом 2004 года продажи Toyota в США выросли на 11, Nissan — на 10%. И даже не такой крупный японский производитель, как Suzuki, увеличил продажу на 17%. А корейская компания Hyundai реализовала своих машин на 19% больше, чем годом раньше.

Почему же автомобилисты Северной Америки вдруг «разлюбили» свои знаменитые марки Buick, Cadillac, Chevrolet (все производства GM)? Почему все больше стали отказываться от традиционного увлечения — джипов-внедорожников и «паркетников», производство которых приносило GM наибольшие прибыли? Причиной стала все та же банальная нефть, вернее, резко возросшие цены на топливо, которого для заправки джипа требуется чуть ли не в два раза больше, чем для обычной малолитражки. Экономическая целесообразность перевесила патриотизм, то бишь поддержку отечественного производителя.

В мае одно из ведущих рейтинговых агентств мира Standard & Poor‘s, проанализировав растущие финансовые проблемы американских автогигантов, снизило кредитный рейтинг General Motors и Ford до уровня «ниже инвестиционного». Возникла угроза того, что ряд инвестиционных фондов, придерживающихся осторожной политики в вопросе вложения средств, могли перестать покупать ставшие «мусорными» облигации названных компаний. В ответ и General Motors, и Ford заявляли, что располагают существенными резервами капитала, чтобы исправить ситуацию, а посему могут лишь выразить разочарование поспешными выводами рейтингового агентства.

Но уже через месяц, на ежегодной встрече акционеров GM, генеральный директор корпорации Рик Вагонер признался, что закрытия заводов и сокращения персонала именно в США не избежать. Тогда же были названы цифры: пять заводов и 25 тыс. рабочих мест. Это притом, что GM еще оставалась самым крупным автопроизводителем в мире и по-прежнему лидировала в продажах машин на просторах Соединенных Штатов.

Однако конкуренты не сбавляли темп, продолжая вытеснять американцев с собственного авторынка. В октябре объем продаж GM сократился на 23%, и автогигант объявил о потерях третьего квартала в размере 1,6 млрд. долл., хотя за тот же период предыдущего года прибыль составляла более 300 млн. долл.

А в ноябре были обнародованы новые цифры: к 2008 году в Северной Америке будут уволены 30 тыс. человек и закрыты 12 сборочных предприятий. Что, естественно, приведет к сокращению выпуска всей автопродукции корпорации GM и очередному уменьшению ее доли на рынке. За счет такой реструктуризации автогигант планирует экономить 2,5 млрд. долл. расходов ежегодно.

В первой половине ноября стоимость акций General Motors опустилась до самого низкого за последние 18 лет уровня, составив около 22 долл. за акцию. И это вдобавок к тому, что ценные бумаги автогиганта за последние два месяца уже подешевели почти на треть. Что было вызвано не только высокими ценами на бензин, охлаждением покупательского спроса и агрессивным продвижением конкурентов.

Решающей для падения акций стала угроза забастовки сотрудников компании Delphi, основного поставщика запчастей для GM. Когда-то Delphi была частью автомобильного гиганта General Motors, но в 1999 году отделилась в независимую компанию. По правде говоря, она никогда не процветала, но потери в 740 млн. долл. лишь за первую половину текущего года вынудили компанию еще в августе заявить о серьезных финансовых проблемах. В октябре Delphi подала прошение о банкротстве. Некоторые эксперты опасаются, что для американского автомобильного сектора это событие может оказаться началом конца.

Дальнейшая судьба Delphi важна не только для 185 тыс. ее работников. Она очень небезразлична General Motors. Кредитное агентство Fitch Ratings предупреждает, что затягивание трудовых споров в Delphi окажет прямое воздействие на деятельность GM и сократит ее ликвидность. Это во-первых. Во-вторых, между компаниями существует договор о том, что в случае банкротства Delphi некоторые пенсионные выплаты ее сотрудникам возьмет на себя GM. Суммы эти могут быть весьма значительными, если учесть, что пенсионные обязательства Delphi, по оценкам Standard & Poor‘s, достигают 14,5 млрд. долл.

И здесь следует сказать, что положение, в котором сегодня оказалась General Motors, во многом порождено ее собственной социальной стратегией. Автомобильный гигант несет поистине огромные расходы по обеспечению охраны здоровья своих рабочих и по пенсионным выплатам. На сегодня GM является самым крупным в США частным покупателем медицинской страховки, оплачивая страховые счета для 1,1 млн. рабочих, пенсионеров и членов их семей, что прибавляет к цене каждого автомобиля 3500 долл. Проблемы GM настолько серьезны и очевидны, что корпорацию уже поспешили обвинить в гипотетическом разрушении «американской индустриальной мечты» о комфортабельной, соответствующей стандартам среднего класса, жизни для заводских рабочих.

Глава совета директоров GM Рик Вагонер еще летом начал переговоры с объединенными профсоюзами машиностроителей о том, чтобы сократить выплаты по медицинской страховке рабочих и тем самым облегчить финансовое бремя корпорации. Однако на сегодняшний день переговоры менеджмента с профсоюзами пока не привели к положительным результатам. Последние утверждают, что существенные сокращения рабочих мест вряд ли остановят маховик проблем, компания должна производить более привлекательные для американцев автомобили. Справедливости ради следует заметить, что General Motors довольно вяло инвестирует в создание новых автомоделей — бензиново-электрических гибридов, популярность которых растет день ото дня.

«Детройтская тройка» американских автомобилестроителей, на долю которой сегодня приходится всего 53% американского рынка (а в 1989-м — все 80%), пока что может лишь с завистью наблюдать успехи японских конкурентов. Toyota, например, с 2002 года устойчиво обгоняет по продажам и Ford, и Chrysler за счет выпуска автомобилей хорошего качества по доступной цене, которые нравятся американцам. Кроме того, Toyota не только наращивает объемы продаж в США, но и планирует построить заводы по сборке автомобилей в Сан-Антонио (Техас) и в Канаде.

И еще один нюанс: General Motors содержит более 400 тыс. североамериканских пенсионеров, у Toyota на иждивении всего лишь 1000 бывших работников. Таким образом, у японцев гораздо больше свободных денег на инновации и развитие. В то время как GM неумолимо движется в направлении банкротства, производственные планы Toyota на 2006 год показывают, что она вполне может стать крупнейшим производителем автомобилей в мире. И тогда GM лишится своего мирового лидерства, которым наслаждалась 73 года подряд.

Успехи японских автомобильных корпораций являются, кроме всего прочего, доказательством того, что глобальная конкуренция диктует сегодня свои правила и заставляет приспосабливаться к ним даже такие недосягаемые ранее индустрии, как американская автомобильная. Иными словами, «новые» или вытесняют «старых», или заставляют их думать и шевелиться. Компания Chrysler, к примеру, стала предлагать покупателям своих новых машин подарок в виде бесплатного топлива на сумму в 2400 долл. плюс пятилетнюю гарантию на автодетали.

Рик Вагонер, исполнительный директор GM, настаивает на том, что следует перенять стратегию других американских производителей, таких, как IBM, которые выносят свои производства за пределы США и дорогостоящей Европы, расселяясь в Китае, Южной Корее и Восточной Европе. А Билл Форд, глава собственной корпорации, представляя на прошлой неделе амбициозный план создания новых автомоделей, работающих на этаноле, высказал иную точку зрения. Он считает, что традиционная реструктуризация бизнеса не принесет желаемых результатов, поскольку покупателей она не волнует: им нужны самые последние и самые высокие технологии, которые способны облегчить и улучшить их ежедневную жизнь.