| ||
Будапештские мосты |
Состояние венгерского бизнеса в Украине — и нашего у них — очень напоминает кардиограмму «послеинфартника», который, пусть медленно, со всевозможными рецидивами, но все-таки идет на поправку. Сам «инфаркт» пришелся на период распада Союза. В 1989 году товарооборот между Венгрией и Советским Союзом составлял около 3 млрд. долл., а к 1993-му от этой солидной цифры остался лишь «огрызок» — украино-венгерская торговля едва превысила 300 млн. долл. Затем происходил медленный рост торговых отношений, и снова резкое их «похолодание» во время кризиса 1998 года. Теперь постепенно и неуклонно движемся вперед. На сегодняшний день общая цифра приближается к 600 млн. долл., что, в общем-то, для наших стран, по оценкам экспертов, довольно неплохо. Но специалисты сходятся в одном — показатели могли бы быть значительно выше.
Нынче с Украиной сотрудничают более 500 венгерских предприятий, еще около полутора-двух тысяч ежегодно пробуют свои силы на украинском рынке. Какова специфика и перспективы экономических украинско-венгерских отношений? Повлияют ли на их динамику парламентские выборы, прошедшие в наших странах практически одновременно? Как отразится на экономическом сотрудничестве скорое вступление Венгрии в Европейский Союз? Эти вопросы беспокоят обе стороны больше всего.
Общий курс — на интеграцию в Европу
Что касается возможного влияния послевыборной ситуации на экономическое партнерство, то послы обоих государств хором отвечают «нет»! Они ссылаются, прежде всего, на опыт предыдущих выборов, который показал, что политические перестановки никогда негативно не отражались на наших деловых отношениях. Больше влияет негативный имидж Украины — ведь к нам зачастую просто опасаются приезжать! Кроме того, в Венгрии в плане внешнеполитической ориентации все уже давно определено. Страна взяла курс на интеграцию в Европу и партнерские отношения с ближайшими соседями, и какие бы политические силы не приходили к власти — он всегда остается неизменным. К тому же у венгров традиционно хорошие отношения с Украиной. Достаточно вспомнить, что Будапешт одним из первых признал ее независимость.
Не разделяют послы и общей обеспокоенности тем, что Венгрия в скором времени введет визовый режим и закроет свои границы.
Наоборот, они уверены, что из этого можно извлечь солидную пользу. Естественно, при правильной постановке дела. Вступление Венгрии в Европейское сообщество поможет и Украине интегрироваться в это объединение. «А наш общий бизнес и добрые политические отношения — тому гарантия, — говорит посол Венгрии в Украине Ференц Контра. — Сегодня особенно важно создавать СП в приграничной зоне. Ведь со вступлением Венгрии в Евросоюз эти СП, созданные на венгерской территории, начнут работать на Украину в Объединенной Европе».
В ходе последней встречи президентов Украины и Венгрии был подписан ряд важных соглашений. В первую очередь — это программа международного сотрудничества по вопросам антипаводкового обустройства Тисы.
Целый ряд взаимовыгодных соглашений подписали и наши деловые круги. Особое внимание при этом уделялось развитию приграничного сотрудничества, в соответствии с европейским принципом: «К объединенной Европе — через развитие регионов». В этом случае понятие «регион» рассматривается не только как часть страны, но и как экономическое объединение приграничных земель разных государств. В районе украинско-венгерской границы сходятся интересы, как наших стран, так и международных корпораций.
«По оценкам экспертов, в эту зону можно привлечь инвестиций на сумму более чем 1,5 млрд. долларов, — говорит посол Украины в Венгрии Орест Климпуш. — Сейчас необходимо отработать общую идеологию приграничных СП и финансово-промышленных групп. Тогда после вступления Венгрии в ЕС Украина через нее будет иметь выход на рынки объединенной Европы».
Орест Дмитриевич победил на выборах в Верховную Раду и «переквалифицировался» из дипломата в депутата. В своей новой ипостаси он планирует заниматься «венгерскими вопросами», в первую очередь — проблемами приграничного региона. Внимания требуют, в частности, строительство пятого транспортного коридора, пролегающего через территории наших стран, а также создание сопутствующей инфраструктуры.
А пока в районе границы только начинается активизация стабильного бизнеса. Создается ряд совместных предприятий. Примером успешной работы СП может служить завод по производству радиоаппаратуры в Берегово — дочернее предприятие аналогичного завода в Венгрии.
Неразвитость инфраструктуры приводит к концентрации среднего и мелкого венгерского бизнеса в основном в Закарпатье. Тем не менее венгерские деловые люди хотят работать по всей Украине, особенно — в центральной и восточной ее части.
«Те, кто выжил, успешно развиваются»…
— В отношениях с украинскими деловыми кругами наши бизнесмены испытали всю гамму эмоций: от эйфории — до разочарования, скепсиса и новых надежд, — говорит советник посольства Венгрии по экономическим вопросам Тамаш Берки. — Когда десять лет назад меня спрашивали, что мешает установлению нормальных экономических контактов между нашими странами, я тоже сетовал на неразвитость вашего рынка. В этом плане сейчас все изменилось. Но одни проблемы сменились другими. В первую очередь, это то, что правила игры на вашем рынке очень нестабильны. Один закон отменяет другой, и в свою очередь, на него «падает» масса подзаконных актов. Сказывается и налоговый «террор», когда одно предприятие по двадцать раз за год «терзают» проверками. Но особенно тормозит развитие бизнеса то, что венгерские бизнесмены всех уровней, привыкшие соблюдать законы, не могут нормально работать в ситуации, когда украинские госчиновники на всех уровнях вместо того, чтобы следовать букве закона, действуют по принципу: «Захочу—разрешу, захочу—нет». Для внедрения в жизнь масштабного бизнес-проекта необходимо пройти все ступеньки бюрократической лестницы.
Наиболее масштабное начинание — строительство торгового комплекса «Лыбидь-Плаза». Оно задумано как капиталовложение на сумму более 80 млн. долларов. Подобного в Киеве еще не было. Представили этот проект осенью 2000 года. И полтора года потратили на чиновничью волокиту. В нынешнем году во время визита президента Венгрии в Украину этот вопрос поднимался на уровне глав государств.
Видимо, это возымело эффект. Буквально на днях Киевсовет принял-таки решение о выделении участка земли под строительство. Но на этом месте — стихийный рынок, и его переселение — забота авторов проекта. Таких примеров — пруд пруди...
Но тем не менее уже сейчас — много совместных предприятий, которые прибыльно работают в Украине, которые своей живучестью и работой доказывают, что «не так страшен украинец, как его на Западе малюют». Количество СП возрастает. Конкретный тому пример — представительство фармацевтической компании «Гедеон Рихтер», продукцию которой можно найти в каждой украинской аптеке. Этому СП в нынешнем году исполняется десять лет. И эта компания является одним из лидеров на украинском фармацевтическом рынке.
Успешно идут дела и у совместного предприятия «ДунаПак», производителя пластиковой тары. Целлюлозно-бумажный комбинат на Львовщине, Береговский завод по производству радиоаппаратуры — все это рентабельные, быстроразвивающиеся предприятия. Достойное место на украинском рынке авиаперевозок занимает и венгерская авиакомпания «Малев».
Всего же у нас стабильно работает около 500 совместных и венгерских фирм, и от 1,5 до 2 тыс. наших компаний имеют разовые контракты в течение одного года. В основном это средние и мелкие предприятия, поддерживаемые Венгерским бюро по развитию торговли с Украиной — преемником Торгового представительства. Именно эта служба все делает для того, чтобы наиболее эффективно свести венгерских и украинских деловых людей. Бюро организовывает бизнес-встречи, презентации отдельных фирм, обладает информационной базой его головной организации ITD(H) в Будапеште.
Самым крупным мероприятием Бюро в этом году станет венгеро-украинский бизнес-форум, который состоится 22-23 мая в Киеве, в конференц-холле Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины. В нем примут участие около 40 разнопрофильных предприятий из Венгрии, и встреча с ними представляет уникальную возможность для установления плодотворных контактов.
— Такие Бюро, как наше, действуют в 30 странах мира, — рассказывает его директор Иштван Палашти. — Но в других государствах их деятельность направлена преимущественно на привлечение инвестиций. В Украине же мы занимаемся развитием торговых отношений, поскольку о ваших капиталовложениях в венгерскую экономику говорить пока не приходится, а венгерские концентрируются в Закарпатской области.
ITD (H), которую в Украине представляет наше Бюро, — гибкая, мобильная структура. Она была создана в начале 90-х годов, в ее обязанности входила переориентация венгерской экономики с традиционных восточных рынков на западные, платежеспособные. А со временем основной целью стало привлечение иностранных инвестиций и развитие торговых отношений на уровне предприятий.
Одно из самых перспективных направлений деятельности — обеспечение и содействие участию предприятий в выставках. У вас это достаточно дорого — для многих деловых людей такие поездки просто не по карману. Украина по-прежнему остается для иностранцев очень дорогой страной, где уровень сервиса, мягко говоря, не соответствует его стоимости. Поэтому через Бюро государство почти полностью возмещает определенной категории расходы в связи с проведением выставок.
Об особенностях украинской души
— Господин Палашти, что больше всего мешает нашему сотрудничеству?
— Имидж Украины в мире, который нельзя назвать позитивным, что далеко не всегда соответствует действительности. Многие бизнесмены просто боятся сюда ехать. Правдивыми сведениями о стране они не владеют. Реально возможности украинского бизнеса гораздо обширнее, чем считается в мире. Мы создали информационную базу по предложениям украинских предприятий с тем, чтобы они дошли до конкретного потребителя в Венгрии. Сейчас у нас установлена постоянная связь со всеми регионами Украины.
Нам очень нелегко найти в Венгрии все новые и новые компании, которые хотят работать в вашей стране. Мы считаем оптимальным, если на наши форумы приезжают представители около 20–30 венгерских фирм. К нам обращаются и украинские предприниматели, мы собираем их заявки, оказываем им посильную помощь, а также отправляем их предложения в украинскую торговую миссию в Венгрии.
— Бизнесменам, которые собираются работать в Украине, вы рисуете реальную картину предполагаемого сотрудничества. На каких моментах особо акцентируете внимание?
— В первую очередь объясняю, что возможности украинского бизнеса достаточно обширны и разнообразны и шансы преуспеть в Украине значительно больше, чем предполагают венгерские предприниматели. В то же время мы должны обратить внимание на то, что ситуация зачастую непрогнозируема, и прежде чем начинать здесь бизнес, надо, во-первых, очень хорошо изучить специфику местных отношений, а, во-вторых — учитывать чисто славянский менталитет. У вас большую роль в бизнесе играют личные связи, что в Венгрии не все учитывают. Помню, звонят мне как-то из Будапешта, просят помочь. Мол, работали с украинской компанией и вдруг — вот уже полгода никаких контактов, как в воду канула!
«Когда последний раз лично общались с директором компании», — спрашиваю. — «Больше года назад», — отвечает. «Тогда собирайтесь и срочно приезжайте!»
Он приехал, встретился с «пропавшим» директором. Поговорили вечерок по душам — и дело пошло…
Это далеко не единичный случай.
Вот почему Бюро старается создать все условия для общения бизнесменов двух стран. Стараемся как можно чаще проводить, выездные деловые «круглые столы» в регионы Украины. Именно на таких встречах и рождается понимание того, как вести совместный бизнес.
P.S. Тем не менее, все мои собеседники, высказав наболевшее, сошлись в одном: работать в Украине не только можно, но и потенциально выгодно. И в будущем это обязательно принесет отдачу.