UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГОРЬКИЙ ПРИВКУС СЛАДКИХ НАДЕЖД

Повышение цены на сахар накануне летних заготовок варений и компотов очередным бременем легло на семейные бюджеты наших малоимущих граждан - а у нас таковыми считаются, как известно, около 80% населения...

Автор: Светлана Кабачинская

Повышение цены на сахар накануне летних заготовок варений и компотов очередным бременем легло на семейные бюджеты наших малоимущих граждан - а у нас таковыми считаются, как известно, около 80% населения. Но, представьте себе, и среди них есть люди, которые этому повышению рады. Это - крестьяне и рабочие сахзаводов, получающие в последнее время зарплату сахаром, - точнее, самые нерасторопные из них, не сумевшие вовремя сбыть товар. Представляете, насколько возросла покупательная способность тех семей, которые не спешили расстаться с мешками «белого золота», если прошлогодний сахар, полученный ими в счет зарплаты по себестоимости 1 гривня 20 копеек - 1 гривня 40 копеек за килограмм, шел тогда на рынке в лучшем случае по 80 копеек, а сейчас его цена подпрыгнула до двух и более гривен? Воистину нет худа без добра. Теперь рабочие сахзаводов мнят себя чуть ли не богачами - во всяком случае, хоть раз имеют повод с чувством собственного превосходства смотреть на более ловких и оборотистых соседей.

Но и это весьма сомнительная «лафа» может очень скоро кончиться. Ситуация на украинском сахарном рынке продолжает оставаться весьма напряженной. Хоть, казалось бы, свет в конце тоннеля наконец-то забрезжил. 17 июня Верховная Рада приняла действительно долгожданный закон о регулировании рынка сахара. В нем оговорены многие условия, за которые ратовали отечественные сахаропроизводители: введение минимальной цены на сахар и квот на его продажу в Украине, экспорт по межправительственным договорам и другим контрактам, лицензирование оптовой торговли. По закону разработка, установление квот и предельных цен находятся в компетенции Кабмина. Предусматривается введение госзаказа на сахарную свеклу для производства сахара в соответствии с потребностями внутреннего рынка. По замыслу, реализация закона должна стимулировать конкуренцию между сахзаводами за получение квоты на сахар и привести к тому, что через два-три года на рынке останутся только рентабельные хозяйства.

Принятие этого закона сахаропроизводители оценивают как большое дело. Но его внедрение в жизнь всецело зависит от состояния дел на обычных свекловичных полях. А они в последнее время дают мало поводов для оптимизма.

За примерами, как всегда, далеко ходить не нужно. Они как на ладони на Подолье - в извечной сахарнице Украины. Хмельнитчина, в советские времена как поражение воспринимавшая четвертое место в «сахарном» соревновании после привычных второго-третьего, сегодня спокойно довольствуется седьмым. Еще бы, площади под сахарной свеклой сократились почти на сто тысяч и составляют всего лишь 78,9 тысячи гектаров. Но и из них только пятая часть находится в хорошем состоянии. От остальных вряд ли приходится ожидать хотя бы прошлогоднего урожая - в среднем по области меньше 200 центнеров с гектара. Значит, надежды на нормальный запас сырья (а для загрузки производственных мощностей Хмельнитчины его необходимо 2 миллиона 700 тысяч тонн) практически нет. Приходится рассчитывать в основном на 40-50-суточный перерабатывающий сезон на предприятиях сахарной отрасли, что конечно же нерентабельно. Заводы, которые смогут растянуть удовольствие на два с половиной-три месяца, можно пересчитать на пальцах одной руки.

Фактически смирившись с отсутствием перспектив, в области пробуют спрогнозировать ситуацию года следующего. В набросках программы свеклосеяния и производства сахара - ограничение свекловичного клина 80-100 тысячами гектаров, соответствующее сокращению и реструктуризации перерабатывающих предприятий, создание собственного семенного фонда - хозяйств, завода.

Действительно, хорошо бы все эти планы воплотить в реальность и, главное, с толком. Ведь само по себе наличие всех этих условий почти оптимального (с учетом нынешних обстоятельств) свеклосеющего и перерабатывающего комплекса еще не гарантирует ожидаемых результатов. Пример иных другим наука - а он рядом, по соседству. Виннитчина, этот Богом данный сахарный оазис, с каждым годом все ниже опускает планку выращивания и производства сахара. Тут есть в наличии свой семенной завод. Но после посевной кампании нынешнего года возникает сомнение, чей он на самом деле. Семена хозяйствам были выделены поздно, регион опоздал с севом. Ладно бы хоть качественные. Но, по данным лабораторных исследований, отдельные партии семян содержали на треть меньше нормы фурадана - ядохимиката, защищающего от вредителей и болезней. Неудивительно, что посевы оказались беззащитными перед нашествием вредителей.

Почувствовали раздолье и сорняки - ведь за неимением средств было мало приобретено грунтовых гербицидов, в течение 70 дней защищающих поля. После проведения формирования густоты растений взбодренные дождями сорняки опять пошли в рост. Проверка всходов, понятное дело, улучшила ситуацию, хотя организация работ оставляла желать лучшего. А ведь посевы ослаблены как никогда. Хотя Виннитчина - единственная в Украине - в этом году даже увеличила свекольный клин, но… тылы за фронтом не поспели. В 2,5 раза меньше от потребности внесено органических удобрений, удобрено только немногим более половины площадей, каждый гектар получил действующих веществ раза в три меньше привычного уровня. Так что вряд ли приходится рассчитывать на хороший урожай.

А ведь Виннитчина - номер первый в Украине по севу и переработке свеклы. 38 ее сахарных заводов ждут сырья. Села и поселки вокруг этих заводов ждут хотя бы сахара вместо зарплаты. С космическим взлетом цен на горючее себестоимость этого сахара наверняка превзойдет самые высокие сегодня рыночные цены. Очередной их виток очень не хотелось бы прогнозировать. Но нетрудно предугадать, что нынешнее кажущееся благосостояние мелких владельцев сахара - рабочих и крестьян - вновь окажется призрачным. Наша действительность, как всегда, сильнее и конкретнее самых лучших законов.

Впрочем, не будем претендовать на лавры Кассандры. Пусть осень расставит все на свои места.