UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ГДЕ ЗИМУЮТ ФАЗАНЫ»,

После ручного управления рынком газа и судьбами его операторов в 1996-1997 годах чуть ли не единолично...

Автор: Алла Еременко

После ручного управления рынком газа и судьбами его операторов в 1996-1997 годах чуть ли не единолично тогдашним премьером, после того, когда протежируемую им корпорацию «ЕЭСУ» (и ее производственные программы, завязанные на газ) большей частью растерзали (без особой пользы, как минимум, для государства), после ликвидации «Укргазпрома», создания НАКа «Нефтегаз Украины», возобновления поставок туркменского газа - после всего этого и массы событий, с ними связанных, на фоне декларируемых правительством намерений сделать рынок газа «прозрачным» остается, видимо, развести руками - уж в который раз не сложилось. И ситуация в секторе газа, похоже, такова, что даже ущемленные во времена П.Лазаренко газотрейдеры нынче констатируют, что хотя тогда и шла «игра в одни ворота» и порядок был установлен весьма специфичный - все равно рынок был управляем. Даже если то «управление» и не устраивало большинство операторов. Газотрейдеры, пережившие не одного премьера, в большинстве своем сходятся на том, что нынешний расклад в секторе газа, по меньшей мере, абсурден. Павел Иванович хотя и «наделял» трейдеров неравными кусочками рынка для сбыта газа, но всем им велел обеспечить газом во вверенном регионе всех без исключения потребителей…

Сегодня тоже есть «старшие» среди равных. Они тоже норовят заполучить наиболее выгодных покупателей газа. А остальные - пусть выкручиваются, как умеют...

Беда не в том, что и сегодня идет «игра в одни ворота». (В чьи? На этот вопрос стараются отвечать «расплывчато»...) Менялись «газовые» премьеры и вице-премьеры, фавориты становились аутсайдерами - почти неизменной по сути остается схема «управления». Образно говоря, позавчера «дружили» против «Интергаза», вчера - «против» корпорации Itera, сегодня - «против» ПФК «ЕЭСУ», завтра...

Это уже даже не фарс, и если следовать логике этого выражения, то до трагедии остался один шаг. И поражает лишь то, что власти Украины, похоже, озабочены не тем, как избежать этого шага, а лишь тем, чтобы о происходящем было как можно меньше известно. Можно, конечно, в любой газете обойтись без рубрики «сектор газа». Но сие нисколько не облегчит участи рынка газа и, как следствие, участи его участников, включая каждого частного газопотребителя, коими мы все являемся. И коль уж на фоне общего снижения цен на газ гражданам Украины с 1 апреля предстоит платить на 20-25% больше за электричество и газ, думаю, мы имеем право как минимум знать, «где зимуют фазаны»...

Шутка?

Накануне дня смеха 30 марта, казалось бы, ни с того ни с сего премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко сообщил на заседании правительства о том, что с 1 апреля Украина намерена приостановить поставки газа из Туркмении. Мол, украинская сторона об этом уже официально уведомила туркмен. Главу НАКа «Нефтегаз Украины», вероятно, сия новость догнала в Москве, где он утрясает контракты с «Газпромом». Во всяком случае, в киевском офисе НАКа были удивлены заявлением премьера. Тем более, что вот только уже почти договорились о специфике и ценах на украинские товары для отправки в Туркменистан в счет оплаты газа... Так ли это в самом деле - доподлинно неизвестно, как и то, не пошутил ли украинский премьер насчет отказа от туркменского газа. Но стоило ли с апреля 1997 года «воевать» за право получать туркменский газ, чтобы теперь, когда самое время для пополнения запасов в подземных газохранилищах, отказываться от него? Якобы добровольно.

Впрочем, логика в этом есть: коль нечем платить, то незачем брать. Другое дело, что, вероятнее всего, не Украина добровольно «приостанавливает» поставки газа, а Туркменистан. Именно из-за украинских неплатежей. Возможно, премьеру просто не хватило смелости в этом признаться?

В предыдущем выпуске «ЗН» приводились данные о реальных поставках туркменского газа в Украину в январе и феврале 1999 года. Ежели сложить цифры (исключая графу, где указан объем, адресованный НАКу и предназначенный «для населения»), только за два месяца получается почти 2,63 млрд. кубометров газа, да еще около 431 млн. кубометров предназначалось на март. Значит, за первый квартал, по предварительному подсчету, объем поставленного в Украину туркменского газа составил около 3 млрд. 57,5 млн. кубометров. Стоимость этого объема в долларовом эквиваленте тоже нетрудно подсчитать: на границе Россия-Украина НАК получает туркменский газ по цене около 72 долларов за каждую 1000 кубометров (Туркменистан обещал за год продать 20 млрд. кубометров по 36 долларов и столько же стоит транзит, за что НАК предполагал расплатиться тем же газом; в итоге за год в Украину должно бы было поступить 10 млрд. кубометров туркменского газа по цене на границе в 72 доллара за 1000 кубометров). Теперь умножим объем на цену и получим сумму стоимости поставленного в Украину туркменского газа в первом квартале - 220 млн.140 тыс. долларов. Кто-то, наверное, может и сосчитать по 36 долларов за 1000 кубометров (цена газа на туркменско-узбекской границе) и тогда сумма долга НАКа «Нефтегаз Украины» непосредственно Туркменистану может оказаться вполовину меньше - 110 млн. 70 тыс. долларов. Но и это сумма немалая. И для Украины, и для Туркменистана, который ее пока не дождался.

Если бы, как говорят злопыхатели, глава НАКа и в самом деле пообещал «собрать на выборы» несколько сотен миллионов долларов, то можно было бы допустить, что солидную сумму «из обещанного» он сможет обеспечить. Ежели «соберет» в Украине и конвертирует в «живые» деньги стоимость этого объема туркменского газа... Особенно если в силу массы объективных и субъективных причин Туркмения не получит оплату как минимум до ноября. А там, кто знает, где решат зимовать «газовые фазаны»...

Тем более что НАКу при всем желании непросто обеспечить не то что 40% оплаты газа валютой, но даже 60% товарами. Потому что даже себестоимость многих украинских товаров превосходит заоблачные выси и не устраивает Туркменистан. И это тоже причина того, что до сих пор в Туркменистан не поступила товарная оплата из Украины, хотя в Ашгабаде уже, наверное, забеспокоились, что их снова... «обуют в галоши».

Ежели говорить серьезно, то Туркменбаши при украинских неплатежах должен, наверное, чувствовать себя уязвленным. Он-де давно решился разорвать партнерские отношения с российским «Газпромом», расторгнул договор о совместной реализации туркменского газа в рамках ТРАО «ТуркменРосгаз» (в основном, по той же причине неплатежей), и теперь та же история...

Впрочем, нельзя сказать, что тот же НАК не искал способов рассчитываться за газ. Один из них Кабмину предлагали еще в конце февраля утвердить постановлением, рабочее название которого говорило само за себя: «О расчетах за поставленный в Украину природный газ из Туркменистана товарными поставками». 11 пунктов этого постановления хотя и не были тогда утверждены, но зато их можно узнать среди 18 пунктов последнего на сегодня проекта с видоизмененным названием «Об обеспечении соблюдения дисциплины газопоставок и улучшения расчетов за использованный природный газ». Вероятно, именно о нем говорил премьер В.Пустовойтенко в минувший вторник на заседании правительства. Хотя еще пару недель назад в этом проекте содержалось 27 пунктов. Что сулит сие нововведение украинскому рынку газа, об этом несколько позже. А само наличие различных версий упорядочения «газового» сектора экономики скорее говорит не о изобретательности их авторов, а, увы, о том, что авторы не могут найти взвешенный компромисс, что позволило бы всем участникам рынка заняться чем-то более полезным, нежели перетягиванием «газового» каната.

На этом фоне «отказ» Украины от туркменского газа (если все же премьер не пошутил), по меньшей мере, выглядит некорректным заявлением. Тем более что терзаемая больше года корпорация «ЕЭСУ», похоже, намеревается возвернуть долг россиянам.

«ЕЭСУ»? -

Yes, I do!

Можно только догадываться, сколько сил и эмоций понадобилось руководству «ЕЭСУ», включая экс-президента этой корпорации Ю.Тимошенко, чтобы объяснить: почему «ЕЭСУ» по сей день не имела возможности рассчитаться по контрактам двух-трехлетней давности с Министерством обороны Российской Федерации. И хотя то была (вернее, должна была таковой стать) суто коммерческая сделка, относящаяся изначально к газовому бизнесу, Украинское государство, вероятно, сегодня больше не может себе позволять делать вид, что эти долги «ЕЭСУ» его не волнуют. Тем более что экс-президент не отказывается платить, да вот только... Словом, счета этой корпорации блокированы, как и большая часть ее деятельности.

Между тем, и в межправительственном российско-украинском протоколе от 3 октября 1998 года, и протоколах заседаний смешанной российско-украинской комиссии по сотрудничеству (в частности, от 27 ноября 1998 года), и в аналогичном документе Антикризисной группы (от 23 октября 19998 года и 22 января 1999 года), и в постановлении правительства РФ от 9 января сего года (где говорится о порядке зачета украинских товаров в счет погашения долгов за газ) черным по белому записано, что:

«Задолженность Украины за поставленный газ, которая по данным ОАО «Газпром» на 1 января 1999 года превысила 1,5 млрд. долл., включая задолженность коммерческих структур и пени за просрочку платежей за газ, поставленный в 1993-1998 годах.

Кроме того, по заявлению российской стороны, имеется задолженность ПФК «ЕЭС Украины» на сумму 350 млн. долл. Минобороны России и 88,5 млн. долл. «Газпрому» за недопоставки материально-технических ресурсов в счет полученного от «Газпрома» газа».

Россияне также просили еще до 15 февраля в соответствии с совместным решением от 21 ноября 1998 года «представить «Газпрому» свои предложения по урегулированию спора о задолженности по пене на сумму 267,3 млн. долл. за просрочку платежей за газ, поставленный в Украину в 1993-1994 годах».

Замечу, что последнюю из вышеописанных «просьб» россиян украинская сторона не могла выполнить еще и потому, что теперь этот долг сначала должен быть переоформлен с ликвидированного «Укргазпрома» на созданный «НАК «Нефтегаз Украины». Наследство, знаете-ли. Но до последнего времени, как выяснилось, НАК не был юридически преемником «Укргазпрома», поэтому и долги на себя не принимал. Теперь же, вероятно, к общей сумме долга придется добавить и эту сумму...

Можно только догадываться, сколько сил и эмоций понадобилось нынешнему руководству Кабмина, чтобы согласиться, так сказать, дать ограниченно-зеленый свет расчетам «ЕЭСУ» с Минобороны РФ. Но не сделать этого при растущей задолженности россиянам за газ было бы совсем неприлично. Сделали или, по меньшей мере, согласились «пойти на это» - «ЕЭСУ» на днях получила возможность начать расчеты с российскими военными. И 350 млн. долларов (или все же 360?) долга этой корпорации россиянам рискуют быть погашенными...

А вот долговая история того же российского Минобороны перед десятками украинских кредиторов из числа бывшего ВПК еще слишком далека даже от начала хеппи-энда. Вряд ли кто-то с полной уверенностью сегодня может назвать точную сумму долга россиян, чьи заказы в свое время выполнили украинские подрядчики. Ведь часть контрактов заключена была в рублях и непросто вычислить коэффициент инфляции, который бы устроил и кредиторов, и должников.

Но даже не это является причиной того, что стороны пока не договорились. Предложенный вариант погашения долгов россиян перед украинцами (предположительно, в сумме, сопоставимой с долгом «СЭСУ»), как я понимаю, не отвечает, допустим, интересам НАКа. Приняв «газовые» долги «Укргазпрома» в виде иска за просроченные платежи с 1993 года, НАК может усмотреть выход (для себя) во взаимозачете долга Минобороны РФ и украинской задолженности в виде многомиллионной пени.

Это могло бы быть приемлемым вариантом взаимозачета долгов, если бы не одно но. Нюанс в том, что при таком варианте разрешения долговых проблем фактически останутся, как говорится, не солоно хлебавши те десятки украинских предприятий, которые и есть реально кредиторами Минобороны России. И Кабмину Украины (который будет принимать окончательное решение на сей счет), по сути, предстоит сделать весьма нелегкий выбор. Либо санкционировать хотя бы частичное списание долгов с НАКа «Нефтегаз Украины» (что, по большому счету, при 1,5 млрд. долл. уже имеющегося долга будет скорее смахивать на попытку сохранить хотя бы видимость хорошей мины при плохой игре). Либо все же дать возможность вернуть законно принадлежащие деньги тем украинским предприятиям, которые выполнили заказы российских военных. И для этих предприятий это будет весьма существенный «доход», который позволит и зарплаты выплатить, и все положенные налоги, которых ждут не дождутся бюджет Украины и Пенсионный фонд.

Другими словами, это будет весьма показательный выбор Кабмина, который так активно и публично заботится о наполнении госбюджета. И к этой истории, вероятно, будет смысл еще вернуться.

В Украине тем временем на рынке газа, как уже сообщил премьер-министр, ожидаются кардинальные пертурбации и потрясения.

Новый порядок

Недра НАКа извергли тот самый проект «нового газового порядка», который, по словам вице-премьера В.Куратченко, правительство намерено утвердить своим постановлением уже 8 апреля. Но сей проект изобилует не столько новшествами, сколько узнаваемыми признаками «игры в одни ворота». С той лишь разницей, что теперь это, вроде бы, «ворота» НАКа «Нефтегаз Украины». И, видимо, при этом надо забыть, что НАК реализует газ через трейдерскую систему, состоящую отнюдь не из государственных компаний, а именно из ЗАО, ООО и т.п.

Одно бесспорно, что расплачиваться за импорт российского коммерческого и туркменского газа (на год запланировано импортировать около 25 млрд. кубометров) предстоит НАКу.

Как сообщалось премьеру в сопроводительной к проекту постановления записке И.Бакая, «на 1 марта 1999 года с начала года потребителям отпущен природный газ стоимостью 1 536,4 млн. грн., в оплату поступило только 135 млн. грн.». Поэтому проект «нового порядка» предписывает... прекратить газопоставки должникам с 15 апреля, включая население, котельни, коммунальные предприятия и им подобные, если они не закупили газ на аукционе. А то, что таких единицы, читатели хорошо знают. Так что окончание отопительного сезона - единственное утешение для тех многих, кому предстоит забыть вскоре о тепле и горячей воде.

Глава НАКа сетовал и на то, что наличие дилеров не позволяет контролировать расчеты за газ. Правда, и у дочерних предприятий НАКа дилеров немерено, но они, видимо, не в счет... Дочерним компаниям НАКа предлагается оставить право продавать газ промышленным предприятиям, а вот трейдерам, которые продавали газ через своих дилеров (например, «Итере-Украина» и некоторым другим), придется призадуматься: теперь предлагают ограничить число трейдеров теми, кто покупает газ по внешнеэкономическим контрактам. Остальные же смогут продавать газ только на условиях комиссии («от имени и по поручению»). И только НАКу предполагают оставить право продавать газ и иным субъектам для его реализации промышленным предприятиям. Неформально это значит, что только у НАКа останется возможность «распушить» дилерскую сеть и подхватить контракты остальных трейдеров, которых опять же неформально выпихивают с рынка. И это при том, что сам глава НАКа сетовал премьеру на излишнее количество дилеров, из-за чего ему трудно учесть платежи...

Итак, «новый порядок» предусматривает массу приятных для НАКа мелочей. Значит, остальным трейдерам придется подвинуться с «насиженных», т.е. законтрактованных, мест. Предлагается, например, закрепить исключительно за НАКом право до конца года поставлять газ свыше 40 промышленным предприятиям, которых принято считать выгодными, то есть платежеспособными хотя бы в смысле расчета товарами их производства, покупателями. Это ведущие металлургические и горнообогатительные комбинаты, Одесский припортовый и судоремонтные заводы, а также все спиртзаводы, хлебо- и мясокомбинаты. Вот вам и адресные поставки. Нюанс в том, что все эти предприятия имеют контракты на поставку газа, правда, не с НАКом, а с другими трейдерами. И фактически их просто лишат покупателей, в расчете на которых трейдеры заключали импортные и торговые контракты. Значит, остальные трейдеры просто не смогут рассчитаться вовремя с зарубежными продавцами газа. Не так ли в свое время «подставляли» «Интергаз», «Итеру-Украина» и даже «Укргазпром» ради «ЕЭСУ»?..

Для Кабмина утешением может быть в такой ситуации то, что это не его забота, ибо от долгов негосударственных трейдеров в Украине принято отказываться. Как, например (о чем рассказывалось выше), от долгов «ЕЭСУ».

Правда, есть пункт и о том, что и НАКу стоит разорвать контракты с теми трейдерами и дилерами, которые с ним не рассчитываются. Впрочем, как и любой другой пунк этого проекта, в утвержденном варианте «нового газового порядка» он может незаметно «потеряться»...

Чтобы стимулировать закупку газа на аукционах, предполагается его покупателям дать право хранить газ в течение года без оплаты в ПХГ. А НАКу намереваются предоставить максимум возможностей для закупки товаров вне Украины (мол, для оплаты товаром российского и туркменского газа), причем порядок экспорта, таможенного оформления товаров из Украины также намереваются максимально упростить и даже установить нулевую ставку НДС для контрактных товаров НАКа. Да плюс еще предоставить приоритет закупки валюты и открыть спецвалютный счет…

Словом, ежели все это произойдет, НАК может попытаться начать расчеты. Да вот только кто его самого сможет контролировать при таких полномочиях?