UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФРГ: СОЛНЦЕ ВЫГЛЯНУЛО, НО ЗОНТИК ПРЯТАТЬ ЕЩЕ РАНО

Германская экономика, рост которой в нынешнем году, как ожидается, составит 3 процента, характеризуется резкими контрастами...

Германская экономика, рост которой в нынешнем году, как ожидается, составит 3 процента, характеризуется резкими контрастами. Быстрый подъем последних 18 месяцев явился результатом сочетания умеренного повышения зарплаты, разумной рационализации в промышленности и решительных мер по сокращению бюджетного дефицита. Страна быстрее, чем предполагалось, избавилась от некоторых структурных слабостей, высвеченных глубоким спадом 1992 - 1993 годов.

Однако слишком рано впадать в эйфорию насчет того, что исцеление уже произошло. Перед наиболее развитой в Европе германской экономикой, стремящейся сократить конкурентоспособность высокозатратной промышленной базы, по-прежнему стоят трудные задачи.

В прошлом году рост экономики Западной Германии (дающей несколько больше 90 процентов валового внутреннего продукта страны) составил 2,5 процента, то есть превзошел более чем вдвое прогнозы большинства экспертов в правительстве и в частном секторе. В восточных землях, подпитываемых ежегодными перечислениями из государственного бюджета в размере 150 миллиардов марок, экономический рост установился на уровне 8 - 10 процентов в год. Это самый высокий показатель среди регионов стран Европейского союза.

Значительно улучшилось положение с доходами государства. По некоторым оценкам, общий дефицит государственного бюджета Германии упал с самого высокого уровня в 196 миллиардов марок, или 6,2 процента валового внутреннего продукта (1993 год), до 117 миллиардов марок, или 3,3 процента ВВП.

Однако многие промышленники и экономисты признают, что нынешнее оживление способно привести к негативным последствиям. Они говорят, что при таком росте существует меньше стимулов к сокращению издержек и повышению производительности в государственном и частном секторах, а в результате может снизиться конкурентоспособность Германии. Прошлогоднему оживлению весьма способствовало сдержание роста заработной платы, которая повысилась на 2 процента (потребительские цены выросли менее чем на 3 процента). Трудовые затраты на единицу продукции на западе Германии сократились примерно на 5 процентов. Это первое столь ощутимое снижение с 1945 года.

Но 7 - 5-процентный «налог солидарности» (речь идет о помощи из бюджета ФРГ новым федеральным землям), введенный в качестве одной из мер по сокращению бюджетного дефицита, привел к более существенному увеличению номинальной заработной платы, которое стало необходимым для защиты жизненного уровня членов профсоюза. Стремление направить растущие прибыли корпораций по рискованному пути повышения зарплаты нарушает спокойствие в сфере оплаты труда, утверждает Франц Йозеф Линк, эксперт Института немецкой экономики в Кельне. Аналогичного мнения придерживается немецкий промышленник Эберхард фон Кербер: «За последние 10 лет конкурентоспособность нашей индустрии резко упала. Несмотря на улучшение ситуации, происшедшее в последние полтора-два года, нам все еще предстоит заделывать серьезные бреши».

Теперь, когда оживление наблюдается уже второй год подряд, Кербер выражает опасение, что политики, да и работающие по найму проявят меньшую склонность соглашаться с затягиванием поясов. «Когда выглядывает солнце, люди считают, что можно убрать зонтик в чулан», - говорит он. Кербер и другие высокопоставленные администраторы дают недвусмысленно понять, что любое ослабление начатых в 1993 - 1994 годах усилий, направленных на сдерживание роста зарплаты, приведет к дальнейшей рационализации и упразднению рабочих мест.

Уже сейчас по оценкам боннского совета экономических консультантов, общее число безработных составляет 3 миллиона на западе и 2,3 миллиона на востоке страны.

Основанием для осторожности в оценках перспектив развития германской экономики является и другой факт: нынешнее оживление происходит медленнее, чем то, которое наблюдалось после большинства предыдущих спадов послевоенного периода.