UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФЛАГМАН… НА БУКСИРЕ

Пока политики и политологи определяются, какие конкретные результаты принес визит в Украину росс...

Автор: Надежда Гоцуенко

Пока политики и политологи определяются, какие конкретные результаты принес визит в Украину российской делегации, возглавляемой Сергеем Степашиным, о реализации одной из договоренностей можно говорить как о деле свершившемся. Большой ракетный крейсер «Москва», который ремонтировался на Николаевском судостроительном заводе имени 61 коммунара, покинул это предприятие и направился в Севастополь.

«ЗН» уже не раз писало о непростой судьбе этого корабля, доставшегося России после раздела Черноморского флота. Всего на ремонте в Николаеве «Москва» простояла почти восемь лет, дата его окончания несколько раз переносилась, хотя за решение финансовых проблем брались наивысшие должностные лица.

Николаевцы помнят, как город, судостроительный завод и сам недоремонтированный крейсер посетил московский мэр Юрий Лужков. Он пообещал решить все вопросы финансирования, назначив срок сдачи корабля в эксплуатацию - сентябрь 1998 года. Но строительство и ремонт кораблей такого класса - дело дорогостоящее. Оно оказалось не по плечу московскому мэру. Дело сдвинулось с мертвой точки в начале нынешнего года, после телефонных переговоров президентов России и Украины. Тогда Борис Ельцин дал поручение премьеру и ряду министров «представить конкретные предложения по урегулированию финансовых вопросов». Ремонт корабля в тех объемах, о которых было договорено, был завершен. Однако было заявлено, что крейсер не уйдет с завода до тех пор, пока заказчик полностью не рассчитается. Сумма долга заводу, согласованная с российской стороной, составляла 9,7 миллиона долларов.

Ситуация изменилась после визита российского премьера. Расчет за ремонт «Москвы» будет осуществляться путем взаимозачета по украинским долгам за газ и электроносители. Покрытие конкретных убытков завода берет на себя Украина. Выступая на митинге, посвященном проводам «Москвы», генеральный директор завода имени 61 коммунара Михаил Жело сообщил, что часть средств предприятие получит материальными ресурсами, а часть - деньгами, которые, по его словам, уже начали поступать.

Вообще-то, проводы новопостроенного или отремонтированного корабля по традиции - дело торжественное и праздничное. Однако в данном случае сквозь праздничные нотки слов и пожеланий проскальзывали и нотки горечи. Дело в том, что с николаевских заводов не привыкли отправлять корабли в таком «неготовом» к плаванию виде. На «Москве» не производился ремонт двигателей. И флагман ЧФ России пошел в Севастополь не своим ходом, а на буксире.

Судостроители, провожая корабль в таком виде, не скрывали удивления. Предприятию, на котором родился крейсер, гораздо проще и дешевле проводить на нем ремонтные работы. Поневоле возникает подозрение, что заказчик уж очень торопился забрать с завода «изделие»…