UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФИЛИППИНСКОЕ ЧУДО - ВОЗРОЖДЕНИЕ СУБИК-БЕЙ

В 1992 году последний американский военный корабль покинул филиппинский порт Субик-бей, где в течение десятилетий находилась крупнейшая морская база США на Тихом океане...

Автор: Виктор Образцов

В 1992 году последний американский военный корабль покинул филиппинский порт Субик-бей, где в течение десятилетий находилась крупнейшая морская база США на Тихом океане. Американцы при этом, вопреки утверждениям экс-советской и китайской пропаганды, не эксплуатировали «беззащитных туземцев», но снабжали их работой и инвестировали более миллиарда долларов ежегодно в дышавшую на ладан филиппинскую экономику. Достаточно сказать, что при базе работала 41 тысяча филиппинцев, а американские доллары позволяли трудоустроить еще 79 тысяч в близлежащих районах.

Прогнозы тогда были мрачными. Предсказывали, что район базы превратится в экономическую пустыню.

Прошло, однако, всего три года, и Субик-бей сегодня бросил вызов таким азиатским экономическим гигантам, как Гонконг, Сингапур и Шанхай. Правительство Фиделя Рамоса пошло на беспрецедентный эксперимент, объявив район Субик-бей зоной свободной торговли (как раньше говорили, порто-франко), и освободило местных и иностранных бизнесменов, включая экспортеров, от всех налогов.

Результаты не замедлили сказаться, а первым из них был неслыханный приток иностранных инвестиций. По закону капитализма деньги появляются там, где в перспективе вкладчика ждут наибольшие доходы.

«Нам не нужна помощь, - заявил недавно Рамос в интервью корреспонденту газеты «Вашингтон таймс». - Мы хотим торговать и сами зарабатывать деньги. Я наблюдал за взлетами и падениями национальной экономики в течение 40 лет, но хочу надеяться, что плодами наших сегодняшних усилий воспользуется еще не одно поколение филиппинцев».

Это не пустые слова. Есть все признаки того, что к концу столетия Филиппины превратятся в очередного азиатского экономического «тигра». Прирост валового национального продукта в прошлом году превысил 5 проц., а в этом году эта цифра, по всем данным, еще увеличится.

Субик-бей и еще 17 бывших американских военных объектов, включая авиабазу Кларк, имеют привилегированный статус. Экспортеры сырья и импортеры готовой продукции не платят здесь ни цента пошлин, а прекрасная инфраструктура, созданная американцами и оставленная в наследство филиппинцам, привлекает сюда бизнесменов из более чем двух десятков стран. К услугам деловых людей - отличные коттеджи, напоминающие порой загородные дома английских аристократов, плавательные бассейны, теннисные корты, поля для гольфа, современнейшие морской порт и аэродром, использовавшийся ранее морской авиацией США. Протяженность взлетно-посадочной полосы этого аэродрома превышает две мили, и он в состоянии принимать самые крупные самолеты. В 80 бывших американских военных складах сейчас оперируют местные и иностранные компании, выпускающие все что угодно, от электроники до кроссовок «Рибок», два миллиона пар которых экспортируются в Северную Америку и Западную Европу.

Субик-бей, равно как и Кларк, долгие годы считался американским форпостом в бассейне Тихого океана.

Холодная война, однако, завершилась, американцы прекратили военное присутствие на архипелаге. Оставленная собственность при этом была списана как неизбежные издержки предыдущих лет.

Собственность эта была немалой. Помимо уже упомянутых складов, жилых домов, аэродрома и порта с крупнейшим в этом районе Тихого океана пирсом, филиппинцам досталась электростанция, в прошлом «перекачивавшая» часть энергии в столицу республики Манилу, где по ночам частенько просто отключался свет. Общая оценочная стоимость оставленного американцами «добра» превышала 7 млрд. долл.

По словам нынешнего мэра города Ологопо, примыкающего к базе Субик, Ричарда Гордона, назначенного правительством также главным администратором всего региона, в день, когда американская база прекратила свое существование, местные жители пребывали в растерянности. Они просто не знали, что с ними будет дальше. Стало ясно, что необходимы решительные, «хирургические» действия. Гордон обратился к молодым состоятельным манильцам с призывом помочь «стране и региону». Нашлось несколько тысяч добровольцев, в чью задачу, прежде всего, входило не допустить разграбления оставленной американцами военной собственности. Задача была выполнена блестяще. Мало того, что добровольцы выставили пикеты у всех объектов, где находилось что-то ценное, они еще по собственной инициативе следили за лужайками оставленных частных домов и содержали в порядке площадки для гольфа.

Первым крупным иностранным инвестором, клюнувшим на крючок Рамоса, стала американская компания «Коастал петролеум корпорейшен», снявшая в аренду сроком на 25 лет все армейские (в прошлом) нефтехранилища.

Это дало стартовый толчок, и второй фирмой стало тайваньское новообразование «Рибок Сабик Стар», польстившееся на дешевизну рабочей силы, высокую квалификацию рабочих-филиппинцев, а также на удобство общения с ними - на архипелаге практически все население говорит одинаково свободно по-испански и по-английски.

На сегодняшний день на Филиппинах, в основном в районах бывших американских военных объектов, действуют или собираются действовать 168 иностранных инвесторов.

Короче говоря, филиппинцы выбрались из экономической ямы, хотя многие предрекали им там оставаться еще десятилетия.