Вопрос о необходимости выполнения маастрихтских критериев макроэкономической стабильности ЕС, принятых в 1993 году, еще никогда не приобретал такой остроты, как сейчас. Как известно, эти критерии определяют предельно допустимые показатели инфляции, внутреннего долга по отношению к национальному ВВП, дефицита бюджета, учитывают стабильность курсообразующих показателей и процентных ставок, а также совместимость финансовой отчетности с общеевропейской для тех стран, которые переходят со своих национальных валют на евро.
В 1999 году, на момент введения безналичного евро, среди тогдашних 15 членов ЕС выделились несколько групп стран: те, которые и могли, и хотели вступить в зону евро (их в то время насчитывалось 11), те, которые хотели, но не могли (в их числе была Греция, которая перешла на евро лишь в 2001 году), и те, которые могли, но не хотели. Сейчас, в условиях расширенного ЕС, у десяти его новых членов желания никто и не спрашивает (иными словами, решение о переходе на евро в этих странах не требует проведения референдума). Зато выполнения маастрихтских критериев от них требуют в обязательном порядке.
Причем, похоже, требовать придется еще долго. По данным Еврокомиссии и Европейского центрального банка, ни один из новых членов ЕС не удовлетворяет всем пяти критериям. Лучше всего дела обстоят в Литве, которая «проходит» по трем из пяти параметров. Такая же степень соответствия отмечается и в Швеции, которая в свое время осталась за пределами зоны евро из-за отрицательного результата на референдуме. Относительно благополучной выглядит также ситуация в Латвии, Эстонии и Словении, хотя и их присоединение к зоне евро вряд ли произойдет раньше 2007 года. Зато Венгрия и Польша пока не выполнили ни один из маастрихтских критериев.
С другой стороны, среди нынешних участников зоны евро до этих критериев недотягивает чуть ли не половина стран. Среди них — такие «тяжеловесы», как Франция и Германия, допускающие превышение трехпроцентного «потолка» дефицита бюджета уже третий год подряд. И тот факт, что эти нарушения остаются безнаказанными, заставляет предположить, что страны-новички могут пойти на «одноразовые» меры по достижению маастрихтских критериев, которые будут нарушены сразу же после введения евро. Однако даже этот финт вполне может стоить отставки правительства, так как сокращение дефицита бюджета практически однозначно подразумевает сворачивание социальных программ.
С другой стороны, сохраняется возможность пересмотра самих маастрихтских критериев, которые, как утверждают некоторые аналитики, отнюдь не являются оптимальными в нынешней экономической ситуации.