UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕС: ДЕФИЦИТОМ БЮДЖЕТА ЗАЙМЕТСЯ СУД

Превышать потолок бюджетного дефицита, установленный на уровне 3% ВВП, нельзя. Так записали в 1997 году члены Европейского валютного союза в документе под названием «Пакт стабильности и роста»...

Автор: Оксана Приходько

Превышать потолок бюджетного дефицита, установленный на уровне 3% ВВП, нельзя. Так записали в 1997 году члены Европейского валютного союза в документе под названием «Пакт стабильности и роста». Причем больше всех на введении потолка и обязательности экономических санкций против нарушителей настаивала Германия. А теперь она вкупе с Францией уже третий год подряд не только нарушает данную норму, но и умудряется убедить европейских экономистов в том, что «если нельзя, но очень хочется, то можно».

И получается это у них, надо признать, неплохо. По крайней мере, собравшийся в ноябре прошлого года совет министров финансов ЕС на введении экономических санкций против Франции и Германии настаивать не стал. Вполне удовлетворившись обещаниями со стороны нарушительниц «разобраться» с этой проблемой к 2005 году.

Как показывают предварительные результаты, дефицит бюджета Германии в прошлом году составил 3,8% ВВП, а Франции — и вовсе 4%. По правилам, за превышение трехпроцентного потолка в течение свыше 10 месяцев страны-нарушительницы должны были бы уплатить штраф в размере 0,5% ВВП (соответственно 10 и 7 млрд. евро). И, конечно же, опустить дефицит бюджета до заданных рамок, на что потребуется еще 6 и 5 млрд. евро. Вот только какой стабильности, не говоря уж о росте, это должно было послужить, непонятно.

Отказ от применения столь строгих санкций тут же был расценен как решение политическое. Ведь с Португалией, которая попыталась превысить лимит бюджетного дефицита в 2001 году, особенно не церемонились и уважать законы заставили. Правда, тогда экономическая ситуация была гораздо ближе к той, на которую ориентировались составители документа. В частности, они исходили из средних темпов роста ВВП в пределах 2—3% годовых, а превышение лимита бюджетного дефицита пугало их ростом инфляции и, соответственно, снижением курса евро. Однако в прошлом году темпы роста экономики еврозоны оказались самыми низкими за все предыдущее десятилетие — 0,4%, а над Германией нависла угроза рецессии. Зато евро держится на такой немыслимой высоте, что никакими превышениями дефицита бюджета его оттуда сбить не удастся.

Конечно, подобные противоправные действия не должны оставаться безнаказанными, чтобы окончательно не расшатать общеевропейский корабль. И все же сложившаяся ситуация лишний раз продемонстрировала существование различных уровней равенства европейских стран перед европейскими же законами. Австрия и Финляндия, например, на долю которых приходится лишь 2% экономики еврозоны, проблем с дефицитом бюджета не имеют и больше остальных жаждали «крови» Германии и Франции. Однако их мнение проигнорировали, и теперь проблема соотношения сил малых и больших стран ЕС выглядит еще более трудноразрешимой. Поэтому Еврокомиссия, погрязшая в конституционном кризисе, решила вызвать министров финансов в суд. И уже там решать, нужно ли их наказывать за то, что они не наказали Францию и Германию. Многие аналитики считают более целесообразным переписать сам Пакт о стабильности и росте. Или хотя бы его отдельные положения.