UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭНЕРГЕТИКА — ЧТО ТАМ, ВПЕРЕДИ

Лето выдалось богатым на «энергетические» мероприятия. Одним из них стала организованная комитет...

Автор: Сергей Уманский

Лето выдалось богатым на «энергетические» мероприятия. Одним из них стала организованная комитетом Верховной Рады Украины по вопросам ТЭК конференция «Энергетическая стратегия Украины: проблемы, перспективы, прогнозы», в которой участвовали как сами энергетики, так и представители правительства, и парламентарии.

Само название конференции предполагало разговор о том, какой может быть энергетика Украины лет через десять. Выступивший на конференции первый вице-премьер Владимир Куратченко привел такие цифры. В 2010 году электроэнергии будет производиться 220 млрд. квт•ч в год, в том числе 97,4 млрд. квт•ч на АЭС. По сравнению с нынешними 177 млрд. кВт - это рост. Но вот только сбудутся ли прогнозы? Еще год назад энергетическая программа правительства предусматривала в 2010 году 280 млрд. квт•ч. Согласно постановлению правительства 19 января 1998 года планировались куда более амбициозные цифры производства энергоресурсов.

Прошел только год, а прогнозные цифры уже резко уменьшились. Практически единственными, что уцелело от первоначального варианта, стали цифры выработки электроэнергии на АЭС. Да и то, вероятно, только потому, что там имеются приличные заделы: это два блока-«миллионника» с готовностью 75-80% на Хмельницкой и Ривненской АЭС, которые надеются ввести в строй в ближайшие два-три года. Кроме того, на Хмельницкой станции есть еще два блока с меньшей степенью готовности, которые можно будет достроить к 2010 году.

И если с ядерной энергетикой, несмотря на ее огромные проблемы, более или менее понятно, то перспективы тепловой не столь определенны. Пока ясно одно - никакого сколь-нибудь существенного обновления ее мощностей в ближайшее десятилетие не предвидится. Придется работать на существующих мощностях, которые будут постепенно модернизироваться... или просто выбывать из строя, что уже происходит. При этом, даже в лучшем случае, в 2010 году мощность украинских ТЭС составит 21,9 млн. кВт, что на 6 млн. кВт меньше, чем в 1995 году. И от того, будет ли проведена их модернизация, напрямую зависит энергетическая безопасность Украины. А для этого необходимо привлечение инвестиций - как внешних, так и внутренних. В свою очередь это требует проведения глубоких преобразований в энергетике.

Вот как прокомментировал ситуацию один из участников конференции, член комитета ВР по вопросам ТЭК ядерной политики и ядерной безопасности Алексей Кучеренко.

За период независимости было принято уже более десятка экономических программ, в которых в той или иной мере затрагивались вопросы развития энергетики. Но, к сожалению, такое значительное количество программ - вовсе не показатель того, что мы уделяем большое внимание экономике вообще и энергетике в частности. И причина этого - не ошибочное видение проблем, стоящих перед энергетикой. Беда в том, что все программы либо не предлагали конкретных путей для решения поставленных задач, либо, если честно говорить, они просто не выполнялись.

С другой стороны, очевиден серьезный прогресс в плане осмысления проблем энергетики. В 1991 году о проблемах энергетики говорилось лишь в общем плане. Основные задачи, которые ставились тогда, сводились к наращиванию мощностей в электроэнергетике и, во-вторых к энергосбережению за счет структурной перестройки экономики. Планировалось развитие теплоэнергетики и ограниченного использования ядерной энергии, ориентируясь лишь на достройку атомных энергоблоков с высокой степенью готовности. Более того, тогда же, в первый и последний раз в официальных документах оказалась как цель: покупка импортного оборудования для АЭС и приглашение для работы на нем иностранных специалистов. Рассчитываться за это страна должна была поставками электроэнергии на экспорт. Собственно это все, что было сказано об энергетике в первом официальном документе, определившем экономическую политику страны в условиях независимости. Кстати, в разработанной несколькими месяцами позже Программе экономических реформ и политики Украины о топливно-энергетическом комплексе вообще ничего не сказано. Я специально привожу эти примеры, чтобы мы яснее увидели, с какого уровня осмысления проблем энергетики мы начинали.

И только в 1994 году тогдашним правительством премьера Кучмы впервые были определены основные приоритеты в экономической политике правительства. В программе также были поставлены такие, и на сегодня чрезвычайно актуальные, задачи: расчет бюджета исходя из мировых цен на энергоносители; значительное сокращение энергопотребления в стране; сокращение энергоемких производств.

Именно в этой программе были поставлены задачи принятия закона «Об энергосбережении». Хочу особо обратить внимание, что энергосбережение было выделено в этой программе как приоритет первого уровня.

Позже принималось еще несколько программ. Их детальный анализ позволяет сделать вывод, что на ближайшие 10-15 лет в Украине планируется решение следующих основных задач, касающихся электроэнергетики:

? основной акцент в производстве электроэнергии по-прежнему ставится на теплоэнергетику, что предусматривается достичь за счет ее модернизации и реконструкции;

? планируются мероприятия по уменьшению зависимости отечественной теплоэнергетики от поставок импортного топлива за счет более широкого использования отечественных энергетических углей, увеличения собственной добычи газа и производства нефтепродуктов;

? такая стратегия предполагает развитие отечественного машиностроительного производства для нужд этой отрасли; в частности планируется организация отечественного производства оборудования для модернизации ТЭС и ТЭЦ, в т.ч. наиболее современных парогазовых установок;

? атомная энергетика сохранит второе место в общем объеме производства электроэнергии; ее развитие предусматривается путем строительства новых блоков и модернизации действующих, создание собственного топливно-ядерного цикла;

? в гидроэнергетике намечается существенное увеличение мощностей за счет строительства новых и модернизации действующих ГЭС.

И, наконец, огромное влияние на электроэнергетику должна оказать структурная перестройка экономики, которая позволит снизить потребности в энергоресурсах и обеспечить режим энергосбережения.

В принципе любая деятельность начинается с определения целей и задач. Очень важно не ошибиться, выбирая цели и задачи. Но не менее важно иметь продуманные механизмы достижения поставленных целей, уметь определить этапы на пути достижения этих целей.

Весь предыдущий опыт реализации экономических программ в Украине, к сожалению, свидетельствует о том, что ни одна программа не предусматривает реальных экономических механизмов по решению поставленных в ней задач. По мнению А.Кучеренко, именно этим объясняется то, что мы не смогли решить практически ни одной из задач в области электроэнергетики, которые были поставлены в программах, принятых за годы независимости. Да и нынешний кризис в экономике, и в энергетике в частности, тому подтверждение.

Всем понятно, что развитие энергетики потребует огромнейших капиталовложений, которых, как известно, в Украине нет. К примеру, в 1999-2003 годах должны быть реконструированы и модернизированы 13 энергоблоков, а до 2010 года еще 18. И только первый этап модернизации обойдется в 2 млрд. долл., плюс еще 2,6 млрд. долл. - на второй. С учетом того, что на 2000-2001 годы приходится пик выплат по внешнему долгу, на бюджет в финансировании первого этапа рассчитывать вообще не приходится.

Как в этих условиях решить проблему инвестиций? Есть два источника, говорит А.Кучеренко, которые можно считать реальными. Первый из них - это деньги самой электроэнергетики, которые сегодня существуют только в виде долгов. Их нужно вернуть в отрасль. А это можно будет сделать лишь при условии широкой приватизации генерации и внедрении новых подходов к тарифообразованию на электроэнергию, что обеспечит постепенный переход к товарно-денежным отношениям в отрасли. Еще один источник средств - это зарубежные инвестиции. Но без принятия ряда принципиальных законодательных актов на них рассчитывать нечего. Прежде всего, это законы «О концессиях» и «О разделе продукции», а также законодательное закрепление земли как товара. Кстати, задача разработки закона «О концессиях» ставилась еще в 1994 году...

Но кроме этого, успешность решения этих задач будет в значительной, если не решающей степени определяться ситуацией, которая складывается на Энергорынке. Функционирующая там сегодня модель показала свою недееспособность в условиях Украины. Ее сохранение в нынешнем виде не позволит решить поставленные перед энергетикой стратегические задачи. Они вообще не могут быть решены без создания комплексной и согласованной правовой основы функционирования электроэнергетики.

«Мне уже не раз приходилось говорить на эту тему. Как таковые рыночные отношения на нашем Энергорынке отсутствуют. Деньги, как инструмент организации рынка, фактически не работают - мы оперируем долговыми обязательствами, бартером и иными суррогатными формами расчетов. И вина тут не только и не столько в используемой нами модели: необходимо менять общую экономическую политику в стране таким образом, чтобы в целом в экономике заработали товарно-денежные отношения. Тогда они заработают и на Энергорынке.

Что касается самой модели Энергорынка, то она должна быть приспособлена к национальным условиям Украины, конечно же, учитывая зарубежный опыт. И это должно быть учтено Верховной Радой при работе над проектами закона «Об основах функционирования оптового Энергорынка». Причем, правовые основы функционирования электроэнергетики не сводятся только к закону «Об электроэнергетике» или закону «Об основах функционирования оптового Энергорынка». Необходимо создать правовую базу, которая позволит заработать фондовому рынку, запустить механизм банкротства, разрешить проблемы неплатежей, наладить систему кредитования и в том числе товарного. А уже это позволит оздоровить всю систему осуществления расчетов, упорядочить взаимоотношения энергетиков с бюджетом. Естественно, что для этого потребуется и стабильное, и ясное налоговое законодательство». Таким образом, правовые основы электроэнергетики охватывают широкий спектр законодательных актов, и они должны быть работающими и согласованными.

По мнению А.Кучеренко, пришло время более серьезно подходить к программированию развития страны: «Нам нужен не десяток программ выхода экономики из кризиса, не две-три стратегические программы на перспективу, а одна - хорошо продуманная, экономически просчитанная и обоснованная программа экономического развития Украины на ближайшие 10-15 лет. Она должна охватывать отраслевые программы, в том числе и энергетическую. Эта программа должна содержать в себе описание механизмов по достижению поставленных в ней целей, определять конкретные этапы, предусматривающие достижение конкретных промежуточных задач.

Не может быть одной программы у парламента, другой программы - у правительства и третьей программы - у народа. Нужна единая программа, одобренная парламентом, принятая к исполнению правительством и, конечно же, поддержанная Президентом. Только в этом случае есть шанс увидеть свет в конце туннеля. Только в этом случае мы можем надеяться на то, что у нашей экономики и электроэнергетики, в частности, есть будущее».