UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕМУ — В МАКАО, ЕЙ — В ДРУГУЮ СТОРОНУ…

Надежда ФЕДОТКО (Николаев) Для нормализации работы судостроительных заводов приходится решать це...

Надежда ФЕДОТКО (Николаев)

Для нормализации работы судостроительных заводов приходится решать целый комплекс вопросов - от создания благоприятных условий кредитования до обеспечения предприятий всем необходимым, в том числе - и производственными площадями. Да-да, не удивляйтесь, последнее более чем существенно. Проблема в том, что хотя новых судов из «ворот» судостроительных заводов нынче выходит меньше, чем прежде, тем не менее стапеля и заводские причалы отнюдь не пустуют. Большая часть производственных площадей оказалась занята «замороженными» заказами, судьбу которых никак не удается определить.

Прежде львиную долю таких «не определившихся» заказов составляли военные корабли. Однако, судя по всему, черед принятия конкретных решений дошел уже и до них. Так, например, в конце апреля из официальных источников стало известно, что авианосец «Варяг», строившийся на Черноморском судостроительном заводе и долгое время простаивающий у заводского причала ввиду своей невостребованности, уже абсолютно полностью готов к транспортировке в далекое Макао - португальскую колонию на южном побережье Китая. Резолюцию о готовности авианосца к этому непростому путешествию вынесла специальная ревизионная комиссия. Накануне Первомая в Днепро-Бугский лиман вошел специальный буксир компании «Макао Ливитед ЛТД», который будет транспортировать «Варяг» к месту назначения. Впрочем, когда именно это произойдет, пока неизвестно. Ведь покупатель не завершил свои расчеты с ЧСЗ. Между тем администрация завода не без основания считает, что к оговоренной ранее цене не мешало бы еще добавить свыше миллиона штрафных санкций - за несвоевременный расчет.

Еще один Николаевский судостроительный завод имени 61 коммунара тоже имеет военный заказ. Здесь ремонтируют крейсер «Москва», флагман российского Черноморского флота. У корабелов-коммунаровцев, вынужденных следить за российскими политическими событиями, перенос визита в Украину Евгения Примакова, составной частью которого должно стать обсуждение судьбы крейсера, вызвал довольно болезненный резонанс. Дело в том, что достройка судна «заморожена» из-за отсутствия финансирования: российская сторона задолжала украинским судостроителям за «Москву» почти 10 миллионов долларов. Нет нужды объяснять, как их ждут коммунаровцы. В минувшем году судьба «Москвы» обсуждалась в Николаеве, когда здесь побывал мэр города Москвы Юрий Лужков. Тогда было много песен (мэр белокаменной привез с собой целую культурную программу), а также много обещаний скорейшего финансирования работ на российском заказе. Но воз, а вернее, крейсер, и ныне там… В связи с этим, как стало известно, на правительственном уровне было принято решение о том, что «Москва» не покинет пределов Украины до полного завершения взаиморасчетов.

Одним из старейших «долгостроев», доставшимся николаевским судостроителям в наследство от почившего в бозе ВПК СССР, является ракетный крейсер «Украина», успевший уже поменять свое название с прежнего - «Адмирал Лобов». После развала Союза этот крейсер предполагалось достроить для военно-морских сил России, однако она отказалась от такого проекта. Судно уже потихоньку начинало ржаветь, но 17 февраля с. г. было принято официальное решение Президента Украины о его достройке. На недавнем брифинге в облгосадминистрации губернатор Николаевской области Н.Круглов сообщил журналистам, что у завода имени 61 коммунара неплохие перспективы: по программе достройки рефрижераторов ожидается поступление около 10 миллионов гривен и, что очень важно, уже получено 2 млн. грн. на достройку крейсера «Украина». Ожидается, что он пополнит Военно-Морские силы страны в ноябре 2000 года. Об этом, в частности, заявил в ходе своего февральского пребывания в Николаевской области министр обороны Украины Александр Кузьмук.

Что ж, у военных заказов, как и у людей, - разные судьбы…