UA / RU
Поддержать ZN.ua

Экономика после теплового удара

Цена климатических изменений

Авторы: Владимир Панченко, Наталия Резникова

В апреле этого года Европейская комиссия приняла пакет предложений по проведению политики Евросоюза в области климата, энергетики, землепользования, транспорта и налогообложения для сокращения чистых выбросов парниковых газов как минимум на 55% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990-го. Достижение такого сокращения выбросов сделает Европу первым в мире климатически нейтральным континентом к 2050 году и воплотит в жизнь Европейский зеленый курс.

К 2035 году Европейский Союз задекларировал достижение климатической нейтральности в секторах землепользования, лесного и сельского хозяйства, включая также сельскохозяйственные выбросы, не связанные с CO2, например, от использования удобрений и от животноводства. Лесная стратегия ЕС направлена на развитие биоэкономики, основанной на лесах и сохраняющей устойчивость лесозаготовок и использования биомассы. Разрабатывается и план посадки трех миллиардов деревьев по всей Европе к 2030 году.

На производство и использование энергии приходится 75% выбросов в ЕС, поэтому ускорение перехода к более зеленой энергетической системе имеет решающее значение. Директива о возобновляемых источниках энергии установит повышенную цель по производству 40% энергии из возобновляемых источников к 2030 году, а все государства-члены будут обязаны внедрять проекты по использованию возобновляемых источников энергии в транспорте, отоплении и охлаждении, зданиях и промышленности.

Но разрушения, вызванные последним наводнением в Германии, ясно показали, что экстремальные погодные явления, предсказанные учеными, которые исследуют изменение климата, происходят уже сейчас и требуют немедленного реагирования.

После смертельных наводнений в Германии и Бельгии по меньшей мере 188 человек погибли, сотни пропали без вести, при этом высоки риски повторения бедствия. Австрия, также ощутившая на себе последствия непогоды, уже предпринимает активные попытки уменьшить масштаб надвигающейся катастрофы.

Правительство Германии планирует предоставить пакет экстренной помощи на сумму не менее 300 млн евро на ремонт разрушенных домов, дорог и мостов, а компаниям, пострадавшим от наводнения, — краткосрочную выплату в размере 10 тыс. евро. По выражению Ангелы Меркель, «произошедшее шокирует, и в немецком языке нет слов для обозначения разрушения, которое было нанесено». Канцлер также заявила: «Одно наводнение не является примером изменения климата, но если мы посмотрим на убытки последних лет, десятилетий, то они увеличиваются в результате участившихся погодных катастроф, и именно поэтому мы должны приложить большие усилия в борьбе с изменением климата».

Климатологи говорят, что связь между экстремальными погодными условиями и глобальным потеплением очевидна, а необходимость принятия срочных мер из-за изменения климата неоспорима.

Доцент кафедры географии и экологических наук Университета Рединга доктор Лиз Стивенс отметила: «Наводнение в Европе — отрезвляющая демонстрация того, что даже самые развитые страны не готовы к воздействиям изменения климата». Между тем эксперты-метеорологи призвали к созданию единой системы предупреждения в Европе, чтобы уменьшить последствия, вызванные экстремальными погодными условиями.

Согласно исследованию, подготовленному журналом Nature Climate Change еще в 2018 году, экономический ущерб от прибрежных наводнений в Европе может достигнуть почти триллиона евро ежегодно к 2100 году без новых инвестиций в адаптацию к изменению климата. Среди прочего, в исследовании рассматривается, как повышение уровня моря при сохранении социально-экономического развития повлияет на риск прибрежных наводнений в 24 европейских странах. Конечно, три года назад исследователи не могли предугадать рецессию вследствие пандемии коронавируса, которая повлекла за собой пакет восстановления экономики на 750 млрд евро, а значит, средств, которые могли бы быть направлены на борьбу с климатическими изменениями.

То есть сейчас понятно, что будет выделено меньше. Британский веб-сайт CarbonBrief, предлагающий подход к климатическим изменениям с позиций не только экологии, но и оптимальной политики по противодействию им и ответной реакции на происходящие изменения, прогнозирует беспрецедентный рост потерь. Согласно исследованиям, опубликованным на платформе, больше всего пострадает Великобритания, если к 2100 году не будет улучшена защита прибрежных районов, поскольку ежегодный ущерб составит до 236 млрд евро в сегодняшних ценах, а затопление прибрежных районов затронет 1,1 миллиона жителей.

Риски изменения климата проявляются в виде экономических потрясений, определяемых как непредсказуемые события, которые вызывают значительные изменения в экономике. Шоки со стороны предложения влияют на производственный потенциал экономики: в результате физических климатических рисков могут возникнуть, например, волатильность цен, вызванная нехваткой товаров, таких как продукты питания и энергия, или повреждения основных капитальных фондов и инфраструктуры из-за экстремальных погодных явлений. Риск со стороны предложения от перехода к низкоуглеродной экономике представлен компромиссом между необходимостью ограничить будущий ущерб от повышения глобальной температуры и нынешними затратами на снижение выбросов, что дополнительно сокращает ресурсы, доступные для экономического роста в ближайшей перспективе.

Однако представление о физическом риске и риске перехода от изменения климата как о шоках исключительно со стороны предложения является слишком упрощенным. Убытки, возникающие в результате экстремальных климатических явлений, таких как наводнения и штормы, также приводят к потрясениям со стороны спроса, например, из-за сокращения благосостояния домашних хозяйств и, следовательно, частного потребления.

Хотя восстановление поврежденной инфраструктуры может привести к увеличению государственных инвестиций, что снижает эффективность экономики, значительно более высокими могут оказаться негативные удары по инвестициям в бизнес вследствие неопределенности и финансовых потерь в результате климатических бедствий. Прогнозируемо, что стихийные бедствия, связанные с погодными изменениями, с большей вероятностью приведут к негативному шоку спроса по причине вынужденного перераспределения денег на восстановление после паводков и стихийных разрушений. На работу в условиях новой реальности должен будет переориентироваться рынок страховых услуг, что объективно повлияет на цену страховых полисов, делая обладание недвижимостью еще более дорогим удовольствием, чем сейчас.

Кроме того, стихийные бедствия влияют и на двустороннюю торговлю, нарушают производственные и логистические процессы. Наконец, потрясения со стороны спроса также могут быть вызваны переходом к низкоуглеродной экономике не просто из-за необходимости увеличить издержки путем инвестирования в модернизацию, о чем мы говорили выше. Ужесточение климатической политики может вызвать кардинальные нарушения в секторах с высоким содержанием углерода, включая резкое сокращение инвестиций в них. Более того, поскольку уже посчитано, что частные компании не справятся с этим самостоятельно, государство уже выстроило программы поддержки. Но, как и все формы государственных инвестиций, государственные инвестиции в низкоуглеродные технологии могут привести к вытеснению частных инвестиций в «зеленые» технологии, обесточивая при этом другие, ныне финансируемые сферы хозяйственной деятельности.

Таким образом, мировая экономика имеет дело со следующими дополнительными макроэкономическими рисками, связанными с изменением климата:

Закономерно, что борьба с последствиями природных катастроф и адаптация к повышению температуры отвлекут ресурсы, доступные для исследований и разработок, что напрямую повлечет за собой удорожание процесса выхода инноваций на рынок. Более того, если адаптация требует больших инвестиций, которые следует направить на ремонт и замену разрушенной инфраструктуры, она повлияет на прирост производительности, что скажется на темпах роста ВВП. Стихийные бедствия могут существенно подорвать доверие бизнеса и спровоцировать панику на финансовых рынках, что, в свою очередь, может увеличить стоимость финансирования новых инвестиций и, таким образом, снизить инвестиционный спрос в обозримом будущем.

Все статьи Владимира Панченко читайте здесь. Все статьи Наталии Резниковой – здесь.