UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ БАЛКАН: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Находясь где-нибудь на побережье южной Адриатики в яркий солнечный день, попробуйте зажмуриться и представить, что это место является не только красивым, но и экономически процветающим...

Автор: Михаил Соколовский

Находясь где-нибудь на побережье южной Адриатики в яркий солнечный день, попробуйте зажмуриться и представить, что это место является не только красивым, но и экономически процветающим. Грузовики из богатой Западной Европы следуют через этот регион колоннами на восток, а в обратном направлении по трубопроводам текут нефть и газ. Вместо того чтобы толпами двигаться на Запад и оседать где-нибудь в предместьях Берлина или Вены, жители Черногории, Албании и Македонии богатеют за счет неограниченных туристических и торговых ресурсов своих стран…

Такие фантазии вполне можно обратить в реальность. Недавний приход к власти в этих странах молодых политиков, не связанных с коммунистическим прошлым, а также имеющих нормальные отношения как друг с другом, так и со своими западными наставниками, значительно повысили шансы на экономическое возрождение региона. Однако в ближайшем будущем он может стать ареной скорее нового конфликта и беззакония, чем источником существенного экономического роста.

Исходящая от федерального югославского центра потенциальная угроза стабильности Черногории, а также события в западной части Косово (столкновения между местными этническими албанцами, сербами и миротворцами ООН), возникшие не без «помощи» югославского руководства, поставили под сомнение возможность стабилизации на Балканах в целом. Поэтому многие западные политики в последнее время предпочитают говорить скорее о необходимости поиска средств предотвращения здесь новой волны насилия, нежели о каких-либо экономических проектах. На деле, однако, средства, направленные на достижение этих двух целей, должны корреспондироваться. Прошел уже почти год с того времени, когда самолеты НАТО прекратили бомбить Сербию, а юг Балкан все еще полон печальными свидетельствами того, насколько вооруженный конфликт изуродовал торговые отношения в этом регионе.

Возьмем ту же Черногорию, которая по оценкам политологов, может стать следующей «горячей точкой» Юго-Восточной Европы. Десять лет санкций против Югославской Федерации, состоящей из Сербии и ее привередливого черногорского партнера, на фоне нищеты простого народа резко повысили в обеих республиках активность контрабандистов, подпольных торговцев и мошенников. Десять лет назад жители Черногории имели такой же жизненный уровень, что и португальцы. Сегодня же средняя почасовая заработная плата у черногорцев вдесятеро меньше, чем в Португалии. Главными составляющими национального дохода Черногории сегодня являются прибыль от контрабандной торговли сигаретами в Италии и перерегистрации ворованных автомобилей…

До последнего времени экономика Югославии основывалась на загадочной внутренней логике, основанной на смеси государственного контроля времен социализма и тесных связях между политической и криминальной элитами. Однако после того, как против СРЮ были введены международные санкции (недавно немного ослабленные по решению ЕС) и их влияние стало ощутимым, прозападное правительство Черногории стало проявлять все большее нежелание и далее следовать «в одной упряжке» с Сербией. В то же время государственные мужи в Белграде, многие из которых имеют черногорское происхождение, как никогда стремятся удержать в составе СРЮ последний субъект, дающий этой стране право называться федерацией.

Недавний «денежный развод» между двумя республиками Югославии засвидетельствовал тенденцию дальнейшего ухудшения отношений между ними. Для черногорцев принятое в конце прошлого года решение заменить югославский динар немецкой маркой стало актом самозащиты от галопирующей инфляции денежной единицы СРЮ. Однако для белградской элиты выпадение Черногории из зоны динара стало шоком — Сербия больше не могла получать из соседней республики товары по искусственно заниженным ценам или печатать неограниченное количество бумажных динаров в надежде, что соседи будут отдавать за них твердую валюту.

Сербия ответила на такие действия закрытием своих рынков для черногорских экспортеров, отказавшись поставлять в Черногорию самые необходимые продукты питания по фиксированным ценам, которые в Сербии удерживают население от голода. Побочным эффектом этого стало резкое увеличение контрабандных поставок муки в Черногорию, а оттуда в албанский город Шкодра через пограничное озеро — путем, который ранее использовался для осуществления более традиционного темного бизнеса, вроде переправки наркотиков, оружия и нелегальных мигрантов.

Еще одной иллюстрацией к различию между теорией и практикой является чисто формальный контроль границы между Черногорией и Албанией: ее охраняют подразделения югославской армии, а полиция Черногории пытается здесь бороться с контрабандой. Однако ни те, ни другие представители силовых структур (которые, между прочим, в любой момент готовы ввязаться в вооруженное противостояние друг с другом) похоже, не прилагают особых усилий для того, чтобы покончить с контрабандой. И даже в тех редких случаях, когда злоумышленники оказываются пойманными, они быстро оказываются на свободе, благодаря заступничеству высокопоставленных покровителей.

Эта неприглядная реальность далека от радужного мира новых Балкан, о котором было объявлено в июле прошлого года, когда руководители 30 государств собрались в Сараево для подписания Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы. Документ был призван установить эффективные торговые отношения между странами региона и способствовать укреплению в них рыночной экономики и демократии. Однако поскольку подобные инициативы часто означают больше разговоров, чем дел, антизападные силы в регионе (в том числе черногорская просербская оппозиция) поспешили обвинить правительства стран НАТО в нежелании финансировать экономическое развитие балканских государств.

Комиссар Европейской комиссии по иностранным делам Крисс Паттен ведет в настоящее время бюрократическую борьбу за упрощение процедур, связанных с предоставлением помощи Черногории и другим регионам Балкан, для которых несколько недель и несколько миллионов долларов могут решить вопрос войны и мира. Пока что, истратив уже в этом году 14 миллионов евро на оказание неотложной помощи республике, ЕС, как и множество других доброжелателей, не в силах преодолеть законодательные барьеры, чтобы расширить масштабы своего участия в судьбе Черногории.

С одной стороны, западные страны настойчиво просят черногорского президента Мило Джукановича не провоцировать Сербию на жесткие меры своими сепаратистскими действиями. С другой же — ни ЕС, ни МВФ в соответствии с существующими законами не в силах прийти республике на помощь до тех пор, пока она не станет независимой. Немец Бобо Хомбах, работающий над воплощением в жизнь Пакта стабильности, недавно отметил, что только «политические средства» — другими словами, внимание к проблемам Черногории стран Запада на самом высоком уровне — помогут преодолеть бюрократические рогатки и поддержать эту балканскую республику в нелегкое для нее время.

Однако сегодняшние проблемы Балкан в целом не являются препятствием для завтрашних перспектив. На конференции, проведение которой запланировано на ближайшее время, страны-доноры должны обсудить вопрос выделения денег на новый трансевропейский коридор. Реализация этого проекта поможет соединить адриатическое побережье Албании с черноморским — Болгарии и станет первой проверкой на жизнеспособность подписанного в прошлом году Пакта стабильности. Согласно проекту, шестирядное шоссе должно пройти через горные перевалы и ущелья, а вдоль него будет создана сеть станций обслуживания. Однако более реалистичным представляется план сооружения четырехрядной трассы с расширениями в отдельных местах. Даже первый этап этого проекта, связанный с модернизацией албанского порта Дуррес, может существенно способствовать реформированию торговых отношений между странами региона.