UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Инвестиции в акции - это долгосрочные, многолетние вклады, а не спекуляция и не игра. В этом плане подробный разговор о «развивающихся» рынках себя полностью оправдывает...

Автор: Генрих Шапиро

Инвестиции в акции - это долгосрочные, многолетние вклады, а не спекуляция и не игра. В этом плане подробный разговор о «развивающихся» рынках себя полностью оправдывает.

В 1984 году фондовые рынки Азии, за исключением Японии, Индии и Китая, оценивались в 130 миллиардов долларов. К 1994 году стоимость этих же рынков превышала триллион, а к 2000 году, по некоторым оценкам, она может составлять уже от 3,3 до 5,5 триллиона долларов. В значительной степени этот рост будут стимулировать инвестиции из развитых стран. Высокие возвраты, пусть даже связанные с повышенным риском, всегда будут привлекать капитал.

В Восточной Азии происходит невиданный ранее экономический расцвет. Первой в 50-х годах начала подниматься Япония. С десятилетним опозданием - в 60-е годы, но не менее быстро стали расти «четыре тигра» - Гонконг, Тайвань, Сингапур и Южная Корея. А в конце 70-х начался бурный рост в Китае, Индонезии, Таиланде и Малайзии. В 1970-90 годах, хотя население Восточной Азии выросло на 2/3, количество крайне бедных людей там уменьшилось с 400 до 180 миллионов. Половина всей мировой торговли и половина 7,5 триллионного прироста к валовому мировому продукту в 2000 году придется на Восточную Азию.

Азиаты, живущие восточнее Ирана (не считая бывших советских республик), к концу 90-х годов составят больше половины населения Земли (3,5 миллиарда из 6,2 миллиарда человек). По консервативным оценкам, миллиард человек, т.е. население, равное населению сегодняшней Северной Америки, Южной Америки и Европейского сообщества, - будут жить в семьях, уровнем ниже среднего класса, но с достаточной покупательной способностью для приобретения таких основных товаров народного потребления, как цветные телевизоры, холодильники и мотоциклы. 400 миллионов из них будут иметь доход, приближающийся к сегодняшнему среднему доходу в развитых странах. Эти люди смогут покупать дома, автомобили, путешествовать, посылать детей в колледжи, лечиться у частных врачей... Все это потребует вложения огромных средств в инфраструктуру - в том числе, в строительство электростанций, дорог, аэропортов. Стремительный рост, в сочетании с азиатскими масштабами, создадут невиданные до сих пор деловые и финансовые возможности. Западные фирмы смогут благодаря этому получать огромные прибыли.

Страны Азии: Таиланд, Малайзия, Бирма, Филиппины - хлебнули горя. После второй мировой войны Индия и Пакистан воевали между собой 3 раза. Корея прошла гражданскую войну, Вьетнам, Индонезия видела кровопролитие сотен тысяч китайцев в 60-х годах. Красные кхмеры в Камбодже уничтожили в середине 70-х 15 - 20 процентов населения. Экономика Азии в 60-х годах выглядела так же мрачно, как ее политические события. В 1960 году самая богатая страна в Азии - Япония имела доход на душу населения 380 долларов -1/8 американского. В Южной Корее это было 110 долларов, а в Тайване -160 долларов. Китайцы имели всего 60 долларов на человека в год, Индия - еще меньше. Были основания ожидать скорее ухудшения, чем улучшения. Наблюдатели, сравнивающие графики роста населения с ростом урожаев зерна, предсказывали голодную смерть сотен миллионов людей.

Пройдя через все беды и страдания, азиаты сегодня твердо верят в модернизацию. В Японии индустриальная революция сделала японцев самыми богатыми людьми на Земле. В Южной Корее, Тайване, Гонконге и Сингапуре валовые национальные продукты начали расти так же быстро, удваиваясь каждые 8 лет и с 60-ых по 80-е годы увеличились в 8 раз. В Малайзии, Таиланде, Индонезии и Китае экономический рост начался только в конце 70-х годов и пока что реализовал только 1/4 часть от того, на что он способен. Эти экономики в 80 годах росли в 3 раза быстрее, чем в развитых странах. Если Азия будет продолжать расти в течение следующих 20 лет с такой же скоростью, как последние 20 лет, она станет обществом огромного среднего класса, и это полностью перевернет всю мировую экономику.

Если страны Восточной Азии расположить в таблице соответственно по доходу в долларах на душу населения и по численности населения в миллионах человек, то данные 1991 года дают следующую картину:

Япония

17,620

123,9

Сингапур

15,880

2,8

Гонконг

15,600

5,8

Тайвань

12,670

20,6

Южная Корея

6,730

43,3

Малайзия

6,140

18,2

Таиланд

3,990

57,2

Шри-Ланка

2,410

17,2

Филиппины

2,300

62,9

Индонезия

2,180

181,3

Северная Корея

2,000

21,9

Китай

1,990

1149,5

Пакистан

1,860

115,8

Вьетнам

1,100

67,8

Камбоджа

1,100

8,7

Лаос

1,100

4,3

Индия

1,070

866,5

Бангладеш

870

110,6

Маенмар

660

42,5

(Китай и Индия - составляют почти 3/4 населения земного шара, но по доходу на душу населения Китай отстает от Японии в 9 раз, а Индия - в 17 раз.) Китай, Индонезия и Индия к 2000 году будут составлять 40 процентов всего населения. (К 2000 году ожидается, что в Китае будет 3 города с населением 10 миллионов и выше: в Шанхае будет жить 17,4 миллиона, в Пекине -14,4, в Тянь-Жине - 12,5 миллиона человек. В Индии - также 3 города: в Бомбее -18,1 миллиона, в Калькутте - 12,7, и в Дели - 11,7. В Сеуле - 12,9 миллиона, в Джакарте - 13,4, в Маниле -12,6 миллиона.)

Причины экономического роста не всем хорошо понятны и плохо поддаются объяснению. Никто не может сказать, например, почему Китай был одной из самых богатых стран до 1500 года, и почему следующие 400 лет эта цивилизация начала угасать. Непонятно также, почему с 1820 года экономика Запада стала расти в 8 раз быстрее, чем 4 столетия до этого, увеличив валовой продукт в 70 раз. Как в течение последних 30 лет 8 бедных азиатских стран вдруг оказались среди лучших экономик мира, при этом настолько географически сконцентрированно, что шанс случайного совпадения был бы 1 из 10.000? Этого нельзя объяснить научно. Но несколько элементов определенно сыграли роль! Во-первых, труд, во-вторых, капитал (деньги). В-третьих, человеческий потенциал. В-четвертых, наконец, комбинация людских ресурсов, труда и денег.

Одним из главных факторов в создании ценностей является человеческий труд - количество или объем труда. Здесь учитывается количество рабочих часов в неделю, процент работающих женщин, процент молодых от общего числа работающих, порог пенсионного возраста и др. С 1950 года в странах Азии резко снизилась смертность и одновременно упала рождаемость. (Рост рождаемости обычно дает неплохую поддержку растущей экономике, и считается, что развитые страны в следующем столетии могут пострадать от снижения рождаемости). В Азии же, вследствие падения рождаемости, начали резко расти накопления, что позволило тратить больше денег на образование и на развитие орудий производства. Азиаты поразительно быстро накапливали деньги.

Возможность страны вкладывать капитал в строительство зданий, дорог, мостов, оборудования зависит в первую очередь от того, сколько денег откладывает ее население. В середине 60-х годов страны Восточной Азии откладывали только 16 процентов от валового продукта - меньше, чем Латинская Америка. К началу 90-х годов Восточная Азия откладывала уже 36 процентов - в 4 раза больше, чем Индия и Африка, и в 2 раза больше, чем Латинская Америка. Благодаря неожиданному падению рождаемости появился недостаток рабочих рук, и заработная плата рабочих начала расти. Но при этом люди трудились с большей отдачей, что давало бизнесам больше денег для инвестиций. (Попутно отметим, что кратковременный рост советской экономики на некоторых «этапах большого пути» моно частично отнести за счет использования «исправительно-принудительного» труда). В строительство вкладывались почти все отложенные населением деньги - с 20 процентов в 1965 году капиталовложения в инфраструктуру выросли до 35 процентов.

Качество рабочей силы играет не меньшую роль, чем ее количество. Причем интересно отметить, что все педагогические силы Восточной Азии были очень умно брошены не на высшее (как в Индии и Латинской Америке), а на начальное образование, причем девочек учили наравне с мальчиками. (В Южной Корее всего 10 процентов бюджета образования шло на университеты, в то время как в Венесуэле - 43 процента.) При этом в систему образования шло не больше денег (3.7 процента бюджета), чем в других развивающихся странах (в среднем 3,6 процента).

Благодаря такой политике увеличилась продуктивность массовой рабочей силы и были созданы предпосылки для более равномерного распределения богатств, что обеспечило бизнесу широкую поддержку среди населения. В Японии начальное образование бесплатное, всеобщее и одинаковое для всех. Государственная доля на каждом более высоком уровне, начиная со среднего, уменьшается, и на университетском уровне - совсем незначительная, но за счет этого более высокий процент талантливых бедных детей имеют возможность учиться бесплатно, а дети из обеспеченных семей всегда могли пойти в частные университеты. Родители не возражали против оплаты частных школ из своего кармана - поскольку хорошее образование означало будущую карьеру. В Китае даже крестьянские семьи считают оправданными расходы на школьные учебники.

Интересно, что по мере того, как девочки становились более образованными, падала рождаемость. Образованные мамы предпочитают учить своих детей, начиная уже с дошкольного возраста. В результате уровень подготовки детей в Восточной Азии оказывается выше, чем во многих других странах. В Корее и Японии уделяли большое внимание образованию девочек, но исключали их из рабочей среды, поэтому вся их энергия была направлена на подготовку детей. Таким образом каждое следующее поколение оказывается теперь более образованным.

В экономике есть понятие «тотал фактор продуктивити» (ТФП) - соотношение капитала и труда. В развитых странах до 50 процентов экономического роста происходит за счет ТФП, в Восточной Азии - в среднем треть роста, в то время, как в отсталых странах только 10 процентов имеет такие показатели. Малайзия, Индонезия и Китай больше зависят от роста продуктивности, чем от высокого процента капитальных вложений в индустрию.

Основная заслуга этих стран и основная причина их успеха - это применение принципов свободного рынка в отношении цены на рабочую силу, капитал и товары. Большую роль сыграла экономическая стабильность, созданная низкой инфляцией, контролируемым (стабильным) учетным процентом и твердым курсом обмена валюты. В Гонконге правительство почти не вмешивается в экономику, и это - большой плюс. Но правительство может способствовать ускорению роста за счет правильного распределения кредитов.

Некоторые страны, как, например, Китай, заинтересованы в иностранных инвестициях. Япония же старается препятствовать притоку иностранного капитала, но зато активно покупает иностранную технологию - патенты и лицензии. Тайвань позволяет иностранцам вкладывать деньги при условии одновременной передачи технологии и имеет тысячи специалистов и бизнесменов, которые принесли с собой знания и компьютерную технологию, приобретенные в США. Индия особо отличается «закрытой экономикой», что частично объясняет ее низкую продуктивность. Ведь контакты с лучшими иностранными фирмами - иногда самый быстрый путь подняться до уровня развитых стран. Технологии, знания, идеи играют значительную роль в прогрессе. От того, насколько хорошо страна способна применять все это, часто зависит ее благополучие. Половина экономического роста в мире происходит за счет повышения продуктивности. Мир богат идеями, которым нужно найти применение. Сегодня незачем изобретать велосипед - достаточно улучшить процесс его сборки.

Сам по себе рост не означает модернизацию. Можно добавлять одну лошадиную повозку за другой, но они не станут железной дорогой. Расти - это не означает делать большее количество одного и того же. Нужно постоянно модернизировать производство. Японии это удалось. И сегодня вряд ли что-то сможет остановить Сингапур, Гонконг, Тайвань и Южную Корею в их стремительном движении к уровню развитых стран.

В 1990 году 6 азиатских стран, включая Японию, Китай и Индию, подготовили 500.000 университетских выпускников в науке и инженерии, в то время как Америка только 170.000. Один Китай дал 128.000 инженеров - вдвое больше, чем США, причем многие американские инженеры - это азиаты, которые со временем вернутся домой. В Америке сегодня учится свыше 200.000 азиатских студентов (в 1975 году было только 20.000) и 3/4 из них - это будущие инженеры и ученые. Японцы ожидают, что к 2000 году 100.000 студентов в их университетах будут из других азиатских стран.

Сохранять рост продуктивности - это основной залог успеха. В Китае стоимость единицы труда ежегодно падает на 12 процентов, хотя сама зарплата растет. Экономика Таиланда росла впечатляюще быстро в 80-х годах благодаря очень дешевой рабочей силе, но он почти не вкладывал средства в образование. Преимущество дешевой рабочей силы очень ненадежно, оно быстро исчезает, поэтому Таиланд ожидают проблемы. Зато Малайзия, которая отставала от Таиланда в 80-х годах, много вкладывала в образование и должна вырваться вперед. Сингапур много вкладывал в «людской капитал» и в средства производства - оборудование, но рост продуктивности в стране посредственный. Очень перспективно выглядит Вьетнам. Он может похвастаться высоким уровнем образованности. Благодаря жесткой финансовой политике валюта Вьетнама очень прочная (самая сильная по отношению к доллару). Это может привести к большому скачку продуктивности, как только мир начнет вкладывать деньги во Вьетнам и покупать его продукцию.

Уровень торговли с Западом является одним из основных факторов. Спрос развитых стран на продукцию Азии огромен. (Посмотрите, сколько в вашем доме товаров, произведенных в Китае, в Тайване, в Гонконге.) Но еще более важно для этих стран то, что объем их торговли между собой уже превышает объем их торговли с Америкой. В 1992 - 93 годах массивные закупки Китаем японской стали и корейских автомобилей помогли этим индустриям выстоять серьезный кризис. Экономика Гонконга так переплелась с китайской, что четверть его валюты находится в Китае, где работают и 3/4 рабочих, нанятых гонконгскими фирмами.

Однако большую часть межазиатской торговли составляют пока полуфабрикаты. Готовая продукция все-таки продается западным странам, и конечный спрос определяется западной экономикой. Китай - самый большой торговый партнер Гонконга, но больше половины китайской торговли зависит от спроса в США, потому что товары в итоге через Гонконг экспортируются в США. Азиатские страны не могут пока обмениваться мировой передовой технологией и идеями. Западный протекционизм был бы сейчас очень опасен для Азии. Он перекрыл бы поток идей, методов, технологии и это замедлило бы рост ее продуктивности. Замедлить можно, но, как гигантский поезд, Азию уже не остановить. Технология есть, капитал есть, рынки будут. Конечно, желательно развиваться с помощью американских и европейских рынков, но не обязательно. Существует, кстати, любопытная теория, согласно которой деньги Японии и рабочая сила Китая должны будут обязательно пытаться воспользоваться своей близостью к природным богатствам Сибири.