В 90-е годы наблюдался самый продолжительный экономический подъем за всю историю Соединенных Штатов. За десять лет ВВП Америки увеличился в полтора раза и, как локомотив, тянул за собой экономику всего мира. Крупнейший в истории финансовый кризис 1997 года был преодолен сравнительно легко. Однако в конце прошлого года рост в США замедлился, и экономика всего мира это сразу почувствовала. Если в прошлом году темпы роста мировой экономики достигли почти 5%, так же, как и в США, то в нынешнем ожидается 3,2%, а в США - только 1,5%.
Строгого описания такой сложной системы, как экономика, пока не существует. Среди причин американского бума отмечались и низкие цены на сырье, и влияние Интернета и, конечно, квалифицированное руководство страной. Начавшийся спад также не испытывает недостатка в объяснениях. Интересно отметить, что за каждым взлетом мировых цен на нефть - 1956, 1973, 1980, 1990 и 1999 годов - обязательно начинался экономический спад в США. Это неудивительно: Америка потребляет очень много энергии, больше, чем все страны Западной Европы вместе взятые - 97 триллионов британских тепловых единиц (для сравнения: Китай - 32, Россия - 26, ФРГ - 14, а Великобритания - 10 триллионов этих единиц). Правда, энергию США используют очень эффективно. Поглощая, например, 20% мировой добычи нефти, американцы создают 28% мирового валового продукта.
Вообще американская система управления страной, отличающаяся высоким уровнем экономической свободы, очень эффективна. Самая долгая за послевоенные годы т.н. "англоязычная" рецессия была в 1990 году и продолжалась всего 16 месяцев, так что к 2002 году наверняка начнется подъем, но пока во всех странах отмечается охлаждение экономической конъюнктуры.
Особую обеспокоенность вызывает экономика Турции, Аргентины и Индонезии, ведь последний финансовый кризис начался именно с развивающихся рынков, а затем уже перекинулся в Латинскую Америку, Россию, Украину. Аргентина уже третий год не может преодолеть рецессию, Турция сравнительно недавно пережила крупнейшую в своей истории девальвацию национальной валюты - лиры, а Индонезия постоянно испытывает крайне опасную политическую нестабильность.
Недавно (в середине июня) Япония опубликовала неутешительные результаты первого квартала. Если в большинстве развитых стран наблюдается замедление темпов роста, то в Стране восходящего солнца ВВП сократился на 0,2%. А ведь японская экономика - вторая в мире, вместе с США она дает более 43% мирового валового продукта.
Замедление темпов роста распространилось и на Европу. Индекс экономического доверия, этот индикатор деловой активности еврозоны, падает пять месяцев подряд. Наихудшие значения показателя за май были у Германии и Бельгии. Падает курс евро. Прогнозируемые темпы экономического роста в ЕС на этот год недавно были снижены до 2,8%, причем для самой крупной экономики Европы - немецкой - ожидается рост на уровне 1,5%.
Экономический рост Восточной Европы в прошлом году составил 5,4%, в этом году большинство прогнозистов сходится на 3,7%. Польша, Чехия, Венгрия, Болгария, страны Балтии, которые успешно интегрировались в европейскую экономику, уже почувствовали ухудшение экономической ситуации в ЕС.
Страны СНГ в прошлом году имели средний рост 7,3%, в этом, по прогнозам, - 2,6%. В России ожидается снижение с 7,7 до 3,4%. Широко разрекламированный 6-процентный рост ВВП нашей страны, как видим, значительно ниже среднего по СНГ и был обусловлен двумя главными факторами: ростом экспорта и низким курсом гривни. Повышение эффективности украинской экономики за счет реформ коснулось только энергетического сектора. Доля экспорта в украинском ВВП в прошлом году составляла 65%. Экономика ориентирована на внешнее потребление, так что повсеместное охлаждение экономической конъюнктуры неминуемо отразится на нас.
Кроме того, по конкурентоспособности наших товаров ударит рост реального курса гривни: по сравнению с январем прошлого года он вырос более чем на 30%. Цены на товары и услуги в долларовом исчислении выросли на треть, и этот процесс продолжается. На бытовом уровне его проявления чувствует каждый, и это не отражение каких-либо объективных закономерностей, а лишь следствие тотального контроля, осуществляемого Национальным банком. С 11 июня, например, НБУ снизил учетную ставку до 19% годовых, что, конечно, лучше, чем 52% в прошлом году, но, по мировым меркам, это все еще безумные проценты. В США, например, ставка - 4%, в Японии - 1%.
Процентную ставку обычно повышают для того, чтобы охладить экономику и не допустить инфляции во время бума. Так поступал в прошлом году Алан Гринспен. Наша же национальная валюта уже имеет фантастическую стабильность - больше, чем у евро и доллара, но международные инвесторы почему-то не спешат ее покупать. Искусственная стабильность гривни создана практикой дорогих денег и неоправданного государственного контроля во всех отраслях. Рост ВНП в прошлом году не сопровождался ростом производительности труда, количества рабочих мест и притока иностранных инвестиций, которые остаются одними из самых низких в мире. За 10 лет их объем не достиг даже 4 миллиардов долларов, в то время как в США, например, только за прошлый год было инвестировано почти 400 миллиардов - около 1500 долларов в расчете на одного американца.
Почему такая богатая страна влачит столь жалкое существование? Можно назвать десятки причин. Но базисом для них является низкий уровень экономической свободы. Нет ни одной страны, которая достигла бы процветания при несвободной экономике. Если правительство распределяет субсидии, кредиты, льготы, вмешивается в права собственности и приватизацию вместо того, чтобы создавать справедливые законы, обеспечивающие всем участникам рынка равные условия, и следить за их выполнением, развитие страны останавливается либо замедляется.