UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ: ИСТОРИЯ ПРОВАЛОВ

Скоропостижность принятия решения о нанесении бомбовых ударов по Югославии отчасти оправдываетс...

Автор: Оксана Приходько

Скоропостижность принятия решения о нанесении бомбовых ударов по Югославии отчасти оправдывается тем длительным периодом неудач, которые знает история воздействия на недемократические режимы бескровными методами, в частности при помощи экономических санкций. Казалось бы, с теоретической точки зрения именно способ экономического стимулирования должен безотказно срабатывать тогда, когда методы дипломатии себя исчерпывают, а методы военного воздействия представляются не вполне оправданными. Тем не менее именно Соединенные Штаты, которые достаточно активно применяли экономические санкции и против Ливии, и против Ирана, и против Кубы, ни в одном из этих случаев не смогли добиться изменения политики «проштрафившихся» государств в угодном Штатам направлении. Более того, выводы, сделанные в последнем докладе Центром стратегических и международных исследований в Вашингтоне, убеждают, что односторонние экономические санкции вообще не могут привести к желаемому результату, тем более в условиях нарастающей глобализации мировой экономики. Всевозможные ограничения, которые накладываются на экономические отношения с опальным режимом несколькими странами, могут оказаться более эффективными. А могут и не оказаться. Причем с таким же успехом. Например, как в случае с Ираком. В целом же Эрнест Приг, принимавший участие в составлении этого доклада, считает, что история экономических санкций, в особенности принимаемых по инициативе США в 90-х годах нашего столетия, продемонстрировала «тотальное отсутствие успеха». Более того, в большинстве случаев был достигнут прямо противоположный намеченному результат и пострадавшими оказались не в последнюю очередь сами Соединенные Штаты.

Последнее утверждение несколько противоречит устоявшемуся мнению, что экономический колосс США без труда может пережить любой ущерб, вызванный прекращением экономических отношений с какой-либо страной. Тем более что США экономические санкции предпринимали лишь против мелких, развивающихся государств и не спешили проявлять всю свою решимость в отношении, например, Китая. Тем не менее в результате всех санкций, предпринятых в свое время против Ирана и Ливии, Бирмы и Судана, Кубы и Индонезии, правительства всех этих стран в безвыходное положение так и не попали. Пострадавшими оказались лишь простые жители этих государств (что в недемократических государствах на изменение политики влияния все равно не оказывает) да еще и американские предприниматели. Зато в большом выигрыше оказались конкуренты американских компаний, вытесненных с местных рынков.

Нарастающая критика подобной безвыигрышной политики уже заставила американскую администрацию снять запрет на поставки пищи и медикаментов в «приговоренные» к экономическим санкциям страны. Это, по мнению г-на Прига, очень важный шаг в нужном направлении, который принесет максимум пользы как голодающим кубинцам и иранцам, так и стоящим перед угрозой банкротства американским фермерам. Но американскому правительству предстоит принять еще более ответственное решение и полностью снять все экономические санкции. Причем в том же порядке, в котором они вводились, а именно - в одностороннем.