UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕБРР ВЫБИРАЕТ БОГАТЫХ

Европейский банк реконструкции и развития, созданный в целях оказания помощи посткоммунистическим экономикам в процессе перехода к модели свободного рынка, ныне сам проходит определенный этап трансформации...

Европейский банк реконструкции и развития, созданный в целях оказания помощи посткоммунистическим экономикам в процессе перехода к модели свободного рынка, ныне сам проходит определенный этап трансформации. Его учредители, в первую очередь американские, требуют пересмотра политики банка как в отношении отдельных направлений его работы, так и в отношении отдельных стран. Как ни странно, серьезным поводом для критики послужил тот факт, что банк, который еще в 1998 году понес убытки в размере 291 миллиона долларов, за прошлый год сумел получить некоторую прибыль. Хотя вкладывать деньги в заведомо бесперспективные проекты не хочет ни один инвестор, тем не менее руководству банка было указано, что в некоторых случаях его вмешательство было совершенно необоснованным. Например, в процессе приватизации польского банка Pekao ЕБРР не поскупился выложить на эти цели 100 миллионов долларов, хотя польские специалисты утверждают, что эти же деньги вполне можно было бы получить и от частных инвесторов. Ведь прибыль в данном случае считается практически гарантированной. Зато в России, где ЕБРР принял участие в финансировании двух «проблемных» банков — Токобанка и Инкомбанка — избежать их банкротства не удалось.

Специалисты подчеркивают, что распределение финансовой помощи между посткоммунистическими странами происходит крайне неравномерно. Пятерка стран, непосредственно готовящаяся к вступлению в ЕС (Чехия, Эстония, Венгрия, Польша и Словакия) получили в прошлом году четверть всего объема финансирования банком. Уровень производства в этих странах уже достиг (или достигает) уровня производства 1989 года, и критики вполне справедливо считают, что эти страны способны справляться со своими проблемами уже без помощи банка.

В то же время на постсоветском пространстве ВВП не дотягивает до «дореволюционного» уровня еще как минимум 40%. И именно в этих странах финансирование банком в пересчете на душу населения оказывается самым скудным. Так, если в Венгрии при уровне ВВП на душу населения в 4,5 тысячи евро в год банком выделено по 110 евро (опять же, на душу населения), то в Украине — меньше 20 евро (а ВВП на душу населения у нас не дотягивает даже до 600 евро в год). Не намного лучше обстоят дела с финансированием и в России, хотя там ВВП на душу населения все же существенно выше — 1 168 евро. Правда, по сравнению с польскими, чешскими и словацкими показателями ВВП (от 3,5 тысячи евро до 5 тысяч на душу населения) российские достижения выглядят достаточно убого. Впрочем, как и объемы финансирования ЕБРР, которых за период с 1991 по 1999 годы пришлось на жителей этих стран от 40 до 80 евро. Ожидается, что после вступления этих стран в ЕС объемы их финансирования банком будут резко сокращены, и тогда, вполне возможно, гораздо большие суммы начнут поступать в Украину.